X

Солнцезащитные очки: Спасатели для глаз

В ясные дни люди надевают солнцезащитные очки, которые спасают от яркого света и ультрафиолетовых лучей. Но автомобилистам этого недостаточно – к водительским очкам предъявляется еще целый ряд требований. Какими же свойствами должны обладать очки для вождения?

В ясные дни люди надевают солнцезащитные очки, которые спасают от яркого света и ультрафиолетовых лучей. Но автомобилистам этого недостаточно – к водительским очкам предъявляется еще целый ряд требований. Какими же свойствами должны обладать очки для вождения?

АВТОЦЕНТР — N12'2002 –

Спасатели для глаз

В ясные дни люди надевают солнцезащитные очки, которые спасают от яркого света и ультрафиолетовых лучей. Но автомобилистам этого недостаточно – к водительским очкам предъявляется еще целый ряд требований. Какими же свойствами должны обладать очки для вождения?

Для каждой погоды есть определеная одежда. Очки тоже не могут быть универсальными – ведь водитель ездит и днем, и в сумерках, и ночью. Соответственно, на каждый случай ему нужны особые очки.

Поляризация против бликов

При ярком солнце человек видит обстановку на дороге гораздо хуже, чем при освещении средней интенсивности. Ему мешают не только прямые солнечные лучи, но и блики от блестящих предметов. Улучшить ситуацию помогут специальные очки с поляризационными фильтрами – они ослабляют свет, отраженный под определенным углом от плоских поверхностей. Блики от горизонтальных поверхностей («торпедо», мокрая дорога, лобовое стекло, капоты встречных машин) в них досаждают меньше. Поляризационные очки известных фирм, как правило, не искажают естественных цветов, препятствуют усталости глаз и увеличивают контрастность.

Чтобы проверить, действительно ли на очках установлены поляризационные линзы, надо взглянуть через них на специальный стенд, который размещают в точках продажи подобной продукции. Если такого стенда нет, достаточно в поляризационных очках посмотреть через вторую аналогичную пару. При повороте на 90 градусов стекла второй пары покажутся темными.

В магазинах оптики можно подобрать очки с поляризационными фильтрами торговых марок Armani, Lozza, Gucci, Ray Ban, Persol, Polaroid, Brenda, Avanglion и многих других. В зависимости от производителя и конкретной модели, такие очки стоят от 100 до 1500 грн. Цену определяет технология производства, дизайн и степень известности и авторитетности бренда.

Плохая видимость

Водителям приходится ездить не только при ярком солнце, но и в сумерках, ночью, в тумане и под дождем. Поэтому выпускаются специальные автомобильные очки для использования в плохих погодных условиях – с желтыми, оранжевыми или красными линзами, которые не пропускают синюю часть спектра. По мнению некоторых офтальмологов, именно синие лучи затрудняют фокусирование взгляда на определенном объекте. За счет улучшения контраста и детализации объектов желтые линзы улучшают видимость вдаль и в плохую погоду.

Линзы желтого цвета предусмотрены также для очков, которые в среде продавцов называют «антифарами». Производители утверждают, что данные изделия существенно снижают интенсивность воздействия слепящего света фар встречных машин. Физики соглашаются, что ослепление происходит в основном за счет синей части спектра. Именно ее и поглощают очки с таким фильтром.

Впрочем, очки вышеперечисленных именитых брендов с ярко-желтыми или оранжевыми стеклами в продаже не встречаются. На «фирменных» изделиях нет и надписей о том, что они обладают эффектом «антифар». Купить желтые «антифары» можно на раскладках и в некоторых магазинах оптики за 50 – 300 грн. Подобные «водительские» очки продаются также под брендами некоторых фирм-производителей автомобилей (Skoda, Porsche и т. д.).

А вот очки-«хамелеоны», меняющие степень затемненности в зависимости от освещения, специалисты водителям не рекомендуют использовать.

Очки с цветными линзами (особенно желтыми, оранжевыми и синими) могут существенно искажать естественные цвета – предметы в них кажутся более желтыми или синими, чем на самом деле. Для водителя подобные цветовые искажения недопустимы – ведь он должен четко видеть, какой именно сигнал светофора зажегся, какого цвета проблесковые маячки автомобиля и т. д. Поэтому выбирать цветные очки желательно на улице, при естественном освещении (а не в темном переходе или магазине при свете электричества). Желательно удостовериться в адекватности цветопередачи – например, посмотреть в очках на светофор. При выборе цвета линз нужно полагаться только на собственные ощущения. Бытует мнение, что наиболее благоприятны для глаз фильтры темно-зеленых оттенков, но некоторые люди чувствуют себя в них некомфортно.

Линзы на заказ

В магазинах и на раскладках, где продаются поляризационные или цветные очки, есть выбор только для людей, которым не знакомы проблемы со зрением. Для того, чтобы купить солнцезащитные или антибликовые очки с диоптриями, нужно обращаться в магазины оптики. Там в соответствии с рекомендациями врача на подобранные для конкретного человека линзы нанесут покрытие практически любого оттенка и с любым фильтром (включая поляризационный). Изготовление одной противосолнечной линзы с ненулевыми диоптриями обойдется от 500 до 750 гривен.

Впрочем, можно избежать таких затрат. Водителю достаточно обзавестись контактными линзами, которые он будет носить постоянно и при этом пользоваться солнцезащитными очками (поляризационными или желтыми) для людей с «беспроблемным» зрением.

 Стекло или пластик?

На материал стекол специалисты советуют не обращать особого внимания. Современные пластиковые фильтры практически не уступают стеклянным, а по ряду характеристик даже превосходят их. Полимерные фильтры гораздо легче, не такие хрупкие, как стекло, и меньше запотевают. Кроме того, стеклам нельзя придать модную обтекаемую форму и закрепить их посредством винтовой оправы.

 Что сейчас в моде?

При выборе очков следует учитывать, что в этом сезоне уже полностью отошла модель «маска» (сплошная широкая линза). В то же время в моде «капли» всевозможных цветов и больших размеров. Другая «классика» – очки с линзами строго прямоугольной и круглой формы – подходит людям, которые предпочитают деловой стиль одежды.

 Форма и содержание

Сегодня в моде очки полусферической формы, которые плотно прилегают к лицу. Для водителя они предпочтительнее, чем с плоскими линзами, потому что не пропускают боковых лучей. Впрочем, полукруглые линзы низкого качества могут искажать расстояние – это проявляется в несоответствии видимого расстояния реальному. Склонность конкретной пары очков к «оптическому обману» лучше всего проверяется при ходьбе по ступенькам.

 Обозначения, характеристики и использование солнцезащитных очков
Категория линз*Светопропускающая способность линзыСтепень затемненияИспользование
ЕвропейскаяАмериканскаяАвстралийская
0Cosmetic useFashion spectacles80 – 100%Прозрачная или светлаяУкрашение (имиджевые). Для ношения в условиях низкого солнечного излучения
1General purpose50 – 80%СветлаяУкрашение. Для ношения в условиях низкого солнечного излучения
2General purpose25 – 50 %Среднее затемнениеУниверсальный фильтр для общего использования. Украшение и защита от солнечных лучей
38 – 18%Сильное затемнениеЗащита от солнечных лучей. Для яркого солнца.
4Special purposeSpecific purpose3 – 8%Очень сильное затемнениеДля очень яркого солнца, снега. Не предназначены для водителей
*Категория линз обозначается на этикетке или дужке очков. Европейский стандарт EN 1836-1997. Американский стандарт ANSI Z 80.3-1996. Австралийский стандарт AS 1067.1-1990.

Виктория Лазарева
Фото Андрея Яцуляка и Сергея Кузьмича

Редакция благодарит сеть магазинов «Sundays» и «Люкс оптика» за помощь в организации съемок