Старт «Ле Ман»
В прессе не раз встречал термины «старт Ле-Ман» и «французский старт». Чем такой старт отличается от привычного, с места, как в той же Формуле-1?
| |
В 20-е годы прошлого века в европейской прессе велась довольно оживленная дискуссия о том, можно ли считать автогонки таким же «чистым» видом спорта, как, например, футбол или теннис. В то время физическая форма и режим гонщиков и тех же футболистов и теннисистов сильно отличались. Ведь гонщики часто-густо курили до, во время и после соревнований, к тому же не ограничивали себя на банкетах. И организаторы 24 heures du Mans придумали в 1925 году весьма необычный вид старта, при котором пилоты соревновались между собой в… беге и сноровке. Это что… В СССР гонщики выполняли обязательный комплекс физзарядки и сдавали норматив по метанию гранаты. Но вернемся во Францию: перед заездом спортсмены выстраивались на одной стороне трассы, напротив своих автомобилей, находящихся на противоположной стороне – под углом 45 градусов к обочине. После стартового сигнала (в те времена это был выстрел из револьвера в воздух) пилоты бежали к своим машинам, запрыгивали в кресла, заводили моторы и выруливали на трассу. Сказать, что возникала суматоха – не сказать ничего, ведь не всегда самые быстрые в квалификации были перворазрядниками по бегу. Сперва стартовые завалы и аварии носили стихийный характер, но уже в начале 30-х стала угадываться некая стратегия, при которой, например, «третий номер» конюшни «А» или сам «въезжал в бок» пилоту команды «Б», или подталкивал кого-то из соседей. Причинами завалов и аварий были также холодные покрышки, которые прогревались только на 2-3-м кругах, и излишняя горячность пилотов. Дело в том, что ради экономии драгоценных секунд спортсмены часто вовсе не пристегивались и так носились по трассе до первого пит-стопа. Естественно, в случае аварии последствия были очень тяжелыми, и в 1971 году такую схему отменили сначала в самом «Ле Мане», а затем и в других дисциплинах авто- и мотогонок.