X

Суфлер для штурмана

Спутниковые системы навигации уже умеют работать не только за рубежом, а и во многих городах Украины. Чтобы оценить пользу от подобных устройств, мы попробовали одно из них в действии.

Спутниковые системы навигации уже умеют работать не только за рубежом, а и во многих городах Украины. Чтобы оценить пользу от подобных устройств, мы попробовали одно из них в действии.

 Как с ней сотрудничать

Спутниковые системы навигации уже умеют работать не только за рубежом, а и во многих городах Украины. Чтобы оценить пользу от подобных устройств, мы попробовали одно из них в действии.

На тест мы взяли одну из новейших систем автомобильной навигации – Kenwood KNA-G520, представляющую собой блок-приемник, электронные карты и 7-дюймовый монитор Kenwood Z-702W (цена системы – 9300 грн.). В принципе, вместо отдельного монитора могут применяться мультимедийные головные устройства Kenwood – KVT-627DVD (комплект c навигацией – 11500 грн.), DDX-6029 (12999 грн.) или навигационно-мультимедийный комплект A1 с Bluetooth – (14000 грн.)

Устройство было опробовано на автомобиле Skoda Octavia. Итак, дисплей включен, в меню «Адреса» введена малоизвестная улица. Приятная неожиданность: команды водителю озвучивает женский голос. Леди говорит по-русски; кроме названий улиц, все надписи на экране тоже на русском.

Приятное

Заслуживает похвалы старание, с которым трудится наша электронная помощница, – расчет маршрута у нее занимает порядка десяти секунд, а расстояние до нужного поворота она отмеряет с точностью до 1 – 5 метров. Интересно, что подобная точность имеет место и за городом. Кроме проселочных дорог и лесополос, космический навигатор «знает» и водоемы. Во всех подробностях отображаются на карте многочисленные протоки Днепра на севере Киевщины, и даже карликовые пруды на территории столичного зоопарка.

Как представитель современного поколения электронных навигаторов, Kenwood KNA-G520 понравился своим быстродействием. Когда мы, игнорируя подсказку, умышленно пропускали поворот, женский голос буквально через 1-2 секунды выдавал новую команду – уже с учетом пересчета нового маршрута из-за совершенной нами «ошибки». Прежним тестируемым нами системам (в частности, на основе карманных компьютеров) времени на пересчет требовалось достаточно много – иногда до минуты.

Не особо мешают современной навигации тоннели и мосты, под которыми теряется контакт со спутниками. Их координаты в момент потери связи «штурман» запоминает, затем благодаря встроенному гироскопу и сигналу со штатного датчика скорости автомобиля рассчитывает и отображает движение машины даже в «слепой» зоне. Благодаря этому и связь с сателлитами восстанавливается практически сразу после выезда из «космической тени», без задержек.

Неприятное

Впрочем, некоторые особенности поведения помощницы-навигации нам не понравились. Как оказалось, она иногда «не дружит» с ПДД – предлагает повернуть там, где это не только противоречит Правилам, но и невозможно физически – например, из-за металлических ограждений, как на проспекте Победы в районе улицы В. Василевской. В то же время подсказчица знакома со многими киевскими мостами-развязками и при приближении к ним дает весьма конкретные команды: «Первый съезд направо!».

Подобное чисто женское непостоянство требует от пользователя или привыкания, или бдительности. На самом деле данный недостаток объясняется несовершенством программного обеспечения – электронной карты, которую производитель навигации покупает у специализированной организации. Со временем, надеемся, появятся более корректные карты.

Однажды прибор вдруг известил нас: «Потерян сигнал со спутников!». Такое случается, когда автомобиль паркуется вблизи высоких домов, в узких дворах-колодцах, где антенна может потерять из виду сразу несколько спутников (ей нужно «видеть» не менее трех, а всего она берет в расчет до пяти сателлитов). Это объективный недостаток, присущий всем навигационным GPS-системам. Чтобы восстановить связь, нужно выехать на открытое место и немного подождать. Кстати, в подобных случаях наша машина позиционировалась быстрее, если мы на минутку останавливались.

Мне б такую

А резюме будет простым: новую «пассажирку» мы признали полезной. Немногословная, ненавязчивая, толковая. Такая доведет не только до Киева, но даже в глубинку – что не менее важно.

 Трафик пока непредсказуем

Есть два приоритета при выборе маршрута: самый короткий (по километражу) и самый быстрый (по времени). Когда выбрана опция поиска самого быстрого пути, процессор навигационной системы берет во внимание предыдущий «опыт» поездок по данному маршруту. Поэтому эта функция начинает корректно работать не сразу, а через несколько дней или недель после инсталляции. Данная система способна учитывать трафик на предполагаемом маршруте в реальный момент времени, для этого используется дополнительный маленький блок-приемник GTM 10. Но сегодня в Украине еще нет операторов, предоставляющих по радиоканалу RDS информацию о пробках на улицах городов.

 Как она работает

Современные навигационные GPS-системы определяют положение объекта, ориентируясь на сигналы спутников так называемых созвездий Navstar (США) и «Глонас» (Россия), находящихся на круговых орбитах с высотой 20 тыс. км. Для этого антенна навигационного устройства должна одновременно видеть не менее трех сателлитов одного созвездия или пяти – из разных. Поскольку GPS-навигацию придумали военные, поступающий со спутников сигнал хорошо защищен от радиопомех, но он не способен огибать препятствия, и его прохождению могут мешать здания и другие сооружения. В 2007 году начнут использоваться в гражданских целях спутники российской системы «Глонас», что сведет к минимуму вероятность попадания автомобиля в «мертвую» зону.

 Инсталляция в автомобиль

Монтаж системы навигации Kenwood, с которой мы знакомились, несложен. Главный блок можно расположить в любом месте салона авто, но, опираясь на опыт эксплуатации уже смонтированных систем, специалисты советуют не прятать его глубоко. Ведь новые карты украинских городов для KNA-G520 (масштаб 1 см = 100 м) появляются у дилеров Kenwood каждый месяц, и многие владельцы спешат ввести их в свое устройство (кстати, такое обновление бесплатно). Карты европейских автотрасс и городов многие устанавливают еще при покупке навигации.

При размещении антенны главное, чтобы она «видела» как можно большую часть неба; стекло и пластик при этом преградой не считаются. Идеальный вариант – горизонтально на металлической шайбе (шайба идет в комплекте) под лобовым стеклом или снаружи на крыше, откуда она «видит» 12 спутников одновременно. Монитор с экраном touch screen можно врезать в торпедо, вставить в штатную шахту автомобиля (если таковая имеется) или смонтировать на особом кронштейне в зоне досягаемости водителя и переднего пассажира.

 Новичкам не рекомендуется

Система навигации при всей ее полезности является отвлекающим фактором. Поэтому лучше, если «общаться» с ней (программировать, оперировать с кнопками и т. п.) до начала движения либо предоставить это пассажиру, сидящему рядом. В движении водителю достаточно слушать голосовые команды системы.

Игорь Широкун
Фото Андрея Яцуляка, Владислава Бойко

Редакция благодарит компанию «Ивлев Дистрибюшн» и фирму «Гамма Украина» за помощь в подготовке материала