X

Сюрпризы ABS

Когда антиблокировочная система может быть опасна.

Когда антиблокировочная система может быть опасна.

Еще в конце прошлого века в Европе Директивой ЕЭС 71/320 и правилами ЕЭК ООН № 13 было регламентировано требование об обязательном оснащении антиблокировочной системой тормозов всех новых моделей машин. Для чего нужна эта система и всегда ли она эффективна?

О назначении антиблокировочной системы тормозов (Anti Blockier System – ABS) говорит ее название – при торможении она исключает блокировку колес. Зачем это нужно? Дело в том, что когда автомобиль перемещается, а колеса блокируются, то есть перестают вращаться, начинается процесс скольжения. Автомобиль при этом теряет управляемость, превращаясь в санки: как ни крути руль, машина все равно скользит под действием сил инерции, причем не всегда прямо. Центробежные силы в повороте, порывы ветра, неровности дороги и другие факторы могут существенно менять заданную траекторию движения. В науке это называется потерей курсовой устойчивости.

А самые серьезные проблемы с устойчивостью возникают, когда скользят колеса лишь одной стороны автомобиля. В этом случае может произойти разворот (занос) машины.

Чтобы автомобиль слушался водителя и сохранял курсовую устойчивость на дороге, и создали ABS, которая, кроме названных функций, в нормальных дорожных условиях обеспечивает и сокращение остановочного пути.

Исходя из принципа действия ABS, можно сделать следующий вывод: активность этой системы в значительной степени зависит от коэффициента сцепления дороги с протектором. Чем он меньше, тем раньше будет включаться и дольше работать ABS, и, соответственно, меньшее усилие будет передаваться на тормозные механизмы колес.

Испытания

Мы решили провести «ненаучный» эксперимент – принудительно отключили ABS (как – из соображений безопасности рассказывать не будем) и посмотреть, что из этого выйдет. В качестве подопытного автомобиля выбрали Skoda Oktavia А5, обутую в нешипованные зимние шины Matadop MP-58. Тест проводили на нескольких типах покрытий – сухом и мокром асфальте, рыхлом снегу и обледенелой неровной поверхности со снежной кашей. Результаты получились довольно интересными.

На рыхлом снегу при торможении со скорости 50 км/ч остановочный путь с включенной ABS оказался в два (!) раза больше, чем без ABS. На льду со снежной кашей ABS проиграла в длине остановочного пути (на 7 м ), но зато выиграла в устойчивости – при выключенной системе машину разворачивало на 90°. На мокром и сухом асфальте ABS победила с разницей соответственно 1 и 0,5 м. А вот при торможении в луже колесами одного борта антиблокировочная система оставляла желать лучшего относительно длины остановочного пути (разница – 1,5 м ), но при этом сохранялась курсовая устойчивость автомобиля, а вот при выключенной ABS машину разворачивало на 30°.

Рекомендации производителей

То, что ABS не всесильна, никто не скрывает. Просто не все автовладельцы внимательно читают инструкцию по эксплуатации своей машины, а ведь производители дают довольно интересные рекомендации по поводу этой системы.

Ford. ABS обеспечивает оптимальную эффективность торможения, однако остановочный путь может значительно колебаться в зависимости от состояния дороги и условий движения. Система ABS не может устранить опасность, связанную с движением автомобиля на очень близком расстоянии от едущего впереди автомобиля, аквапланированием, чрезмерно высокой скоростью на поворотах или плохим качеством дорожного покрытия.

Subaru. При движении по дорогам с плохим покрытием, гравием или снегом тормозной путь автомобиля, оборудованного ABS, может быть больше, чем у машины без ABS. При движении в таких условиях необходимо уменьшить скорость и выдерживать соответствующую дистанцию до едущего впереди транспорта.

Mitsubishi. Всегда сохраняйте такую дистанцию до едущего впереди автомобиля, как будто ваша машина не оборудована ABS. В перечисленных ниже случаях тормозной путь автомобилей с антиблокировочной системой может быть длиннее, чем у машин без нее:

на гравийных дорогах и дорогах, покрытых снегом;
с установленными цепями противоскольжения;
на неровных дорогах с ямами и т. п.;
на ухабистых дорогах или иных с плохим покрытием.

Даже антиблокировочная система тормозов не может предотвратить воздействие на автомобиль законов физики. Она не в силах, например, предупредить ДТП, возникшее в результате движения в повороте со слишком высокой скоростью, несоблюдения достаточной дистанции между автомобилями или при аквапланировании. Поэтому задачей водителя остается правильно выбирать скорость и корректно использовать тормоза для обеспечения безопасности с учетом дорожных условий.

Skoda. По сравнению с машинами без ABS при полном торможении на скользкой дороге сохраняется управляемость, так как колеса не блокируются. Однако нельзя ожидать, что тормозной путь благодаря ABS сократится. При определенных обстоятельствах он может даже удлиниться, например на щебне и снегу, где всегда следует соблюдать максимальную осторожность и двигаться медленно.

Наш вывод

Итак, на скользкой дороге владельцу автомобиля с ABS следует быть более осторожным, что в основном сводится к соблюдению большей дистанции до едущих впереди авто. Особенно следует помнить о существенном увеличении остановочного пути с ABS при движении по льду, укатанному и рыхлому снегу. На этих покрытиях нужно двигаться с меньшей скоростью и раньше начинать тормозить. Отключать ABS нельзя, так как в этом случае повышается склонность к потере управляемости автомобиля и возникновению заносов. А травмы, полученные в результате таких ДТП, намного серьезнее, чем при столкновении передней частью машины.

И еще одно правило: нажав на педаль тормоза и почувствовав ее пульсации – сигнал о срабатывании антиблокировочной системы, не следует отпускать педаль, наоборот, нужно приложить еще большее усилие.

 Принцип работы ABS

Разблокировка колес осуществляется с помощью гидромодуля (1), ограничивающего давление в соответствующем контуре тормозной системы при блокировании того или иного колеса. Управляет гидромодулем электронный блок (2), который получает сигналы от датчиков ABS (3), установленных на ступицах колес. Как только какое-то колесо заблокировалось, электронные «мозги» ограничивают давление жидкости в контуре данного тормозного механизма. Происходит это ступенчато, из-за чего на педаль тормоза передаются толчки-вибрации.

В разных машинах чувствительность и алгоритм работы ABS также могут отличаться. Обусловлено это особенностями программного обеспечения и конструкцией системы – быстродействием электроники и исполнительного механизма.

 Лед + неровности + снежная каша
Без ABSТормозной путь, м
Разворот, град.
1290 (!)
С ABS19 (+7) (!)0

 Рыхлый снег
Без ABSТормозной путь, м
Разворот, град.
11,520 (!)
С ABS23 (+11,5) (!)0

 Мокрый асфальт с лужей с одной стороны
Без ABSТормозной путь, м
Разворот, град.
930 (!)
С ABS 10,50

 Сухой/мокрый асфальт
Без ABSТормозной путь, м
Разворот, град.
8/9,510/20
С ABS7,5/10,50

 Внедорожная программа ABS

На ряде внедорожников при переключении трансмиссии в режим движения по бездорожью ABS переходит на другой алгоритм работы. Например, в Mercedes ML на скорости ниже 30 км/ч передние колеса при торможении периодически блокируются! На плохом покрытии обеспечиваемый тем самым эффект «зарывания» колес сокращает длину тормозного пути, а управляемость автомобиля при этом ограничивается.

Юрий Дацык
Фото Андрея Яцуляка, Continental, Mercedes