X

Танец на барабане

Замена колодок задних тормозных механизмов Daewoo Lanos/Sens.

Замена колодок задних тормозных механизмов Daewoo Lanos/Sens.

Алгоритм замены колодок задних тормозных механизмов Daewoo Lanos/Sens

Мы уже рассказывали о замене тормозных колодок передних дисковых механизмов Sens/Lanos («АЦ» № 10’2005). Установить новые колодки задних «барабанов» этого массово продаваемого в Украине автомобиля ненамного сложнее. Такая операция под силу человеку даже с минимальными слесарными навыками.

О необходимости замены колодок может сигнализировать увеличение хода рычага «ручника», не устраняемое регулировками, а также снижение эффективности торможения задних колес, что более точно определяют на специальном стенде.

Если вы решили самостоятельно заменить колодки, в первую очередь, придется заняться их поиском и покупкой. Для Lanos/Sens в продаже нам удалось найти колодки самых разных производителей: оригинальные корейские, украинские торговой марки Dafmi, а также импортные Ferodo и Lucas.

Хитрости разборки

Одной из самых сложных операций в данном случае может оказаться снятие барабана. (На Lanos с ABS он снимается отдельно от ступицы, на остальных версиях Lanos и всех Sens эти детали представляют собой единое целое). Дело в том, что барабаны также изнашиваются, хотя и не так интенсивно, как колодки. При этом по краям их рабочей поверхности образуются буртики, которые препятствуют демонтажу барабана, цепляясь за колодки, раздвинутые механизмом регулировки зазора. Вернуть колодки в исходное положение можно, максимально ослабив трос стояночного тормоза, а также легким простукиванием по барабану с боков (через деревянную проставку).

Для снятия барабана часто приходится применять силу – чтобы протянуть буртик через фрикционные накладки. Впрочем, обычно бывает достаточно нескольких точных ударов тяжелым молотком через проставку из мягкого металла по краям барабана.

Тонкости сборки

Прежде всего нужно убрать буртик на барабане (если он есть), иначе в cледующий раз снять его будет намного сложнее. Во время сборки, кроме обычных монтажных работ, придется выполнить несколько регулировок. На автомобилях без ABS это прежде всего установка зазоров в подшипниках ступицы. После монтажа барабана (фактически – ступицы) наружного подшипника, стопорной шайбы и колеса гайку нужно затянуть с усилием 20 Нм. При этом колесо следует проворачивать, чтобы ролики равномерно распределились по окружности обоймы. Затем гайку нужно отвернуть на пол-оборота (180 градусов) и снова зажать с усилием 1 Нм. При этом колесо должно легко вращаться. Если отверстие в оси и прорезь в гайке для установки шплинта не будут совмещаться, гайку следует отвернуть назад (но не более чем на 180 градусов). Кстати, в оси два отверстия под шплинт, и просверлены они под углом 90 градусов друг к другу.

Механизм регулировки зазора между колодками и барабаном необходимо «адаптировать» к толщине новых колодок. Для этого по окончании всех сборочных работ при установленных колесах нужно несколько раз нажать на педаль тормоза, пока «автоматика» не подведет колодки на нужное расстояние к барабанам. Об этом свидетельствует прекращение щелчков из тормозных механизмов задних колес. Затем нужно отрегулировать привод стояночного тормоза. Это делается вращением регулировочной гайки, расположенной под пластмассовой панелью рычага «ручника». Гайку закручивают до тех пор, пока для проворачивания вывешенных колес не потребуется заметное усилие. Затем гайку немного откручивают – до свободного вращения колеса.

Кстати, при сборке и регулировке «ручника» желательно смазать трос привода стояночного тормоза, так как из-за его коррозии этот механизм часто заклинивает. Тогда автомобиль либо вообще не может перемещаться, либо перемещается, но колодки не отходят от барабана и интенсивно изнашиваются. При нормальной эксплуатации ресурс задних колодок Lanos/Sens достигает 70 – 80 тыс. км.

 Кстати

Передняя по ходу тормозная колодка всегда больше подвержена износу – такова особенность механизмов с плавающими колодками. Однако менять все четыре колодки нужно одновременно – если толщина хотя бы одной из фрикционных накладок составляет 0,5 мм.

 Пользуясь случаем

Поскольку тормозной барабан снят, необходимо очистить колесные тормозные механизмы от пыли и продуктов износа колодок. После этого нужно проверить состояние резиновых пыльников на рабочих цилиндрах – на них не должно быть трещин, разрывов. Поврежденные пыльники подлежат замене. Наличие на пыльниках (как снаружи, так и внутри) следов тормозной жидкости свидетельствует о необходимости ремонта или замены цилиндра.

 Замена колодок барабанного тормоза

Игорь Широкун
Фото Андрея Яцуляка

Редакция благодарит СТО «Универсал-авто» за помощь в подготовке материала