X

«Таврия» – 20 месяцев спустя

Двадцать месяцев и почти 40 тысяч километров «отмотала» моя зеленая «Таврия» с тех пор, как мы впервые увидели друг друга. С момента покупки машина была взята редакцией под контроль, и все ее «заболевания» строго фиксировались.

Двадцать месяцев и почти 40 тысяч километров «отмотала» моя зеленая «Таврия» с тех пор, как мы впервые увидели друг друга. С момента покупки машина была взята редакцией под контроль, и все ее «заболевания» строго фиксировались.

Двадцать месяцев и почти 40 тысяч километров «отмотала» моя зеленая «Таврия» с тех пор, как мы впервые увидели друг друга. С момента покупки машина была взята редакцией под контроль, и все ее «заболевания» строго фиксировались.

Нужно отметить, что судьба автомобилю выпала не из легких, хотя каторгой его службу тоже не назовешь.

Условия эксплуатации

Началось все с того, что через месяц после приобретения машины, когда процесс обкатки остался позади, я была командирована редакцией на курсы повышения водительского мастерства. Там «Таврии» пришлось учиться входить в контролируемый занос, разворачиваться «с ручником», ездить передним и задним ходом между фишками, интенсивно разгоняться, резко оттормаживаться, делать «переставку» и т. д. Правда, агрессивно поездить довелось всего 6 – 8 раз, после чего жизнь автомобиля потекла более размеренно. Утром – на работу, в течение дня – в городских пробках по делам, вечером – домой. Поскольку дачи у его хозяйки не имеется, за картошкой по сельским ухабам он не ездил, как и не транспортировал вышеуказанный овощ в город. Зато машина поучаствовала в ремонте квартиры, так что и тяжелые мешки с песком и цементом в багажнике, и длинномерные грузы в салоне для нее не в диковинку.

Кроме того, автомобиль три раза съездил в Крым и даже один раз из Крыма в Луганск. В его послужной список внесены и горные серпантины, и отечественные «автобаны», и жуткие ямы в больших и малых населенных пунктах. По выходным «Таврия» регулярно отправлялась на шашлыки в лес или на берега водоемов, поэтому полная загрузка пассажирами и езда в таком состоянии по пересеченной местности для нее обычное дело.

Два насоса и термостат

Нужно отметить, что в перерывах между ТО автомобиль в ремонте практически не нуждался. Правда, в самом начале эксплуатации, примерно через два месяца после покупки, «полетел» насос переднего стеклоомывателя. Обратились на фирменное СТО, но оказалось, что эта деталь ломается регулярно не только у нас, так что в тот момент в наличии нужной запчасти не оказалось.

Пришлось ехать в Крым со сломанным насосом и просить переднего пассажира время от времени работать «стеклоомывателем». Было весело: человек высовывается на полном ходу из окна, льет воду на лобовое стекло и прячется – брызги сдувает назад встречным ветром. Водитель же быстренько включает «дворники», и стекло некоторое время остается чистым. В дождливую погоду, когда из-под колес едущих впереди машин летит грязь, время между «поливами» сокращалось настолько, что езда переставала быть приятной.

В итоге на обратном пути из Крыма в Симферополе пришлось заехать в магазин автозапчастей. Там нашелся один «бэушный» насос, который был не без трудностей установлен на свое место. Надо отдать должное – он служит до сих пор, а вот коллеги-«тавроводы» говорили, что им пришлось поменять по несколько таких.

Кроме того, в начале эксплуатации я заменила отечественные свечи японскими NGK. После этого двигатель, «троивший» в неразогретом состоянии с самого момента покупки, стал зимой вести себя вполне адекватно и пользоваться всеми четырьмя цилиндрами.

Через год и два месяца после начала эксплуатации сломался топливный насос. В ближайшем от гаража магазине «родного» узла не нашлось. Но специалисты посоветовали купить плунжерный «жигулевский. Узел быстро заменили, после чего трудностей с подачей топлива «Таврия» не испытывала.

Еще одним слабым местом автомобиля оказался термостат. Летом он не беспокоил, а вот зимой не давал охлаждающей жидкости нагреваться выше 50-60 градусов, так что стрелка указателя температуры всегда находилась на нижнем пороге зоны рабочих температур. Зимой печка не прогревала машину, и в салоне было прохладно. После замены узла все пришло в норму.

Три ТО

В целом же, не считая трех ТО и летне-зимнего переобувания, на станции техобслуживания с автомобилем мы практически не заезжали.

ТО-0 (2 тыс. км пробега) В ходе нулевого ТО в автомобиле поменяли моторное и трансмиссионное масло, а также все фильтры. Кроме того, заменили подтекавший сальник распредвала.

ТО-1 (10 тыс. км пробега) Мелких недочетов в ходе ТО-1 выявили немало. Во-первых, после того, как машину подняли на подъемник и сняли колесо, выяснилось, что ослабло крепление рулевой тяги.

Кроме того, износился диск сцепления, и оно стало включаться в самом верху, а на третьей передаче вообще «пробуксовывало». Причиной этого мог стать жесткий режим эксплуатации во время курсов повышения водительского мастерства. После регулировки узла картина заметно улучшилась, но механики сказали, что скоро придется менять диск.

Также в ходе эксплуатации растянулся трос «ручника». Его подтянули, и стояночный тормоз стал работать нормально. Кроме обычных работ (промывки мотора, замены масла и фильтров), нам предложили замену свечей. Несмотря на то, что они были в рабочем состоянии, на электродах и керамическом конусе накопился слой нагара. Специалист СТО отметил, что это не гарантийный случай. В итоге мы снова установили новые свечи NGK.

В ходе регулирования клапанов пришлось опять же за свой счет заменить прокладку крышки клапанов.

ТО-2 (20 тыс. км пробега) После двадцати тысяч машина потребовала более серьезного вмешательства профессионалов. Объем работ предстоял немалый, а серьезных гарантийных поломок не было, поэтому я решила отказаться от гарантии и ехать на обычное СТО, специализирующееся на «Тавриях». Нашла его с помощью сайта «тавроводов» – www.tavria.org.ua. К тому времени, как на спидометре было 20 тыс. км, на средних и высоких оборотах снова начало буксовать сцепление – сначала на третьей, а потом и на остальных передачах. На СТО приняли решение полностью поменять сцепление. Тем более что, по словам мастера, на автомобиль был установлен тот же узел, что и на «Тавриях» с 1,2- и 1,1-литровым моторами. Для моей же, пусть и карбюраторной, но все же 1,3-литровой версии больше подходит то сцепление, которое устанавливают на 1,3-литровые инжекторные Sens'ы. Именно такой узел и получила в итоге машина. Изрядно изношенные тормозные колодки тоже заменили. Естественно, в рамках ТО в автомобиль залили «свежее» моторное масло, поставили новые фильтры. В целом работы на неавторизированной станции техобслуживания выполнили хорошо. Но в ходе замены сцепления «Таврию» поднимали не подъемником, а домкратами. По всей видимости, они были неправильно установлены, так как после ТО оказалась ободрана краска на порогах.

ТО-3 (30 тыс. км пробега) На момент проведения третьего ТО автомобиль в ремонте не нуждался. Были заменены масло и фильтры, а также подзаряжен аккумулятор.

Прожорливая крошка

Месяцев через восемь после начала эксплуатации – перед поездкой в Крым – автомобиль было решено отправить еще и к карбюраторщику. Тот предложил сделать спортивную настройку – заменить «таврийские» жиклеры «тюнинговыми», которые делал сам, а также отполировать диффузоры. Вся процедура, учитывая настройку зажигания, обошлась в сумму порядка 100 грн. После этого автомобиль стал разгоняться гораздо резвее.

Летом по трассе «Таврия» при скорости 100 – 120 км/ч «берет» приблизительно 7 л бензина А-95 на 100 км. В городе в зависимости от манеры езды – 8-9 литров. Зимой, учитывая необходимость разогреваться, потребление выросло до 10 л на 100 км. Впрочем, судя по отзывам на форуме сайта «тавроводов», такая прожорливость для машины – дело нормальное.

«Обувка» зимняя, «обувка» летняя

За первые полгода эксплуатации «родная» всесезонка, особенно на передних колесах, изрядно износилась. Причиной этому были диски – даже новые, они у «Таврии» оказались неровными, и их нужно было рихтовать. После операции автомобиль обули в летнюю белоцерковскую резину (105 грн. за колесо), а накануне зимы – в Barum (150 грн. за колесо).

Итого

За полтора года эксплуатации на автомобиль, не считая бензина, было истрачено 3069 грн. Планировала добавить к этой сумме величину удешевления машины, но, как показал анализ объявлений о продаже аналогичных авто, за полтора года эксплуатации «Таврия» не подешевела, а подорожала! Сейчас автомобиль (с мотором 1,3 л), стоивший $3,3 тыс. в конце 2003 года, можно продать за $3,5-4 тыс.

В целом автомобиль вел себя хорошо. Как показала практика, «страшные истории» о «Тавриях» рассказывают только те, кто никогда не эксплуатировал их. Я же, наоборот, в ходе «совместной жизни» прониклась уважением к этому неприхотливому и надежному авто и сделала для себя вывод, что моя «Таврия» с лихвой «отрабатывает» потраченные на нее деньги.

 МНЕНИЕ  

Евгений Сокур
«Таврия» 1,1л, эксплуатирует 11 лет

«Таврия» у меня с 1994 года. Тогда автомобили, выпускаемые на «ЗАЗе», не отличались высоким качеством. В частности, в моей машине постоянно «летел» стартер. Несколько раз на СТО его заменили, потом оказалось, что виноват не он, а замок зажигания. Пришлось поменять и его. На 11 тыс. км пробега перестала включаться задняя передача. Возникало много проблем с электрикой – окислялись контакты и несколько раз выходил из строя коммутатор. Еще до 10 тыс. км пробега заклинило термостат, после чего мотор «закипел». На 20 тыс. вышли из строя амортизаторы (вытекло масло). Сейчас поставил доработанные спортивные («Агат» – 100 евро за комплект). Через год после покупки, когда основные проблемы были устранены, автомобиль стал ломаться меньше. Сейчас заезжаю на СТО только для замены масла и мелкого ремонта.

 МНЕНИЕ  

Дмитрий Березенский
«Таврия» 1,2 л, эксплуатирует 2,5 года

В 2002 году купил по рекомендации товарища «Таврию» и доволен машиной. Что касается поломок, то их было немного. На 400 км пробега сгорел коммутатор, который поменяли на фирменной СТО по гарантии. На седьмой тысяче километров отломался рычаг управления дроссельной заслонкой на корпусе карбюратора. На СТО сказали, что такую поломку видят первый раз, после чего заменили часть карбюратора. Еще проблема – выработался металл в левом поворотном кулаке, решил поменять стандартные шаровые опоры на аналогичные от Renault 19. Интересный случай произошел через год после начала эксплуатации. На моем автомобиле передние тормоза были еще старой конструкции. В 2003 году мне пришло письмо от «УкрАвто» с предложением заменить узел на аналогичный новой конструкции (с дополнительными вентиляционными отверстиями) по гарантии. В принципе же проблем с автомобилем в ходе эксплуатации не возникало, и это учитывая, что моя машина участвует в спортивных состязаниях – преимущественно в любительских ралли.

 МНЕНИЕ  

Людмила Сапига
«Таврия» 1,2 л, эксплуатирует 2 года

В ходе эксплуатации возникали некоторые проблемы, но, учитывая цену автомобиля, отношусь к ним с пониманием. До сих пор нечетко и с усилием включается задняя передача. На 5-й тысяче пробега отказал звуковой сигнал. Примерно на 7-й тысяче «сгорело» сцепление, пришлось менять весь узел. Заодно и клаксон поставили «фордовский». Где-то на отметке 9000 км отказал реле-регулятор зарядки аккумулятора, а вскоре сломался и насос омывателя. А вот что особо радует – расход бензина. После посещения карбюраторщика машина «ест» по трассе 4,8 – 5,4 л на 100 км. И при этом осталась достаточно приемистой, хорошо разгоняется и держит обороты. Из минусов хотела бы назвать слишком большой радиус разворота и отсутствие регулировки высоты водительского сиденья. При моем росте 164 см высоты кресла все-таки маловато для хорошей обзорности.

 МНЕНИЕ  

Наталья Дубовая
«Славута» 1,3 л, эксплуатирует 1,5 года

Для города – очень удобный автомобиль, приемистый, небольшой, экономичный. Но проблемы, как и у всех, возникали. Примерно на 10 тыс. км пробега забилась форсунка насоса омывателя. Потом сломался и сам насос. Этот узел меняли раза три, после чего купила «вазовский», и проблемы закончились. Также еще до 10 тыс. км пробега начали стучать тормозные колодки. Примерно на 20 тыс. км сломался бензонасос. В принципе, все это можно назвать мелочами. Автомобиль я люблю – он у меня первый. Если бы в качестве опции к нему предлагали кондиционер – обязательно поставила бы.

 «Больные» места «Таврий»
Насос омывателя
Сцепление
Электрика (плата задних фонарей, коммутатор, датчик Холла)
Маслосъемные колпачки
Свечи
Бензонасос
Тормозная система

По данным опроса «тавроводов»

 Стоимость комплектующих и выполненных работ за 20 месяцев эксплуатации
Название работНазвание комплектующих и расходных материаловСтоимость, грн.
ТО-0 (2 тыс.)Масло моторное80 (4 л)
Масло трансмиссионное60 (3 л)
Фильтры топливный/воздушный/масляный3/5/19,5
ТО-1 (10 тыс.)Масло моторное100 (4 л)
Масло промывочное20
Фильтры топливный/воздушный/масляный3/5/19,5
Свечи зажигания NGK BPR6E66
Прокладка крышки клапанов5
Стоимость работ200
ТО-2 (20 тыс.)Корзина сцепления191
Диск сцепления179
Выжимной подшипник25
Колодки тормозные передние/задние26/42
Масло промывочное20
Масло моторное (полусинтетика)80 (4л)
Фильтры топливный/воздушный/масляный3/5/19,5
Работа285
ТО-3 (30 тыс.)Масло моторное (полусинтетика)80 (4л)
Фильтры топливный/воздушный/масляный3/5/19,5
Работа20
Мелкий ремонтНасос омывателя10
Свечи зажигания NGK BPR6E60
Насос топливный70
Термостат20
«Тюнинговая» настройка карбюратора + жиклеры100
РезинаШины летние (Rosava ВС-11)105Х4=420
Шины зимние (Barum Polaris 2)150Х4=600
Работа + развал/схождение200
Итого3069

Светлана Скрипка
Фото Владислава Бойко