X

Утилизация: На сколько подорожают автомобили

С 1 сентября за каждую иномарку придется платить еще один налог – утилизационный сбор. На сколько из-за него подорожают автомобили? И есть ли шанс, что данный налог отменят?

С 1 сентября за каждую иномарку придется платить еще один налог – утилизационный сбор. На сколько из-за него подорожают автомобили? И есть ли шанс, что данный налог отменят?

С 1 сентября за каждую иномарку придется платить еще один налог – утилизационный сбор. На сколько из-за него подорожают автомобили? И есть ли шанс, что данный налог отменят?

Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс по уплате экологического налога за утилизацию…» подписан Президентом и опубликован в газете «Голос Украины». Поэтому 1 сентября 2013 года он вступит в силу. С этого момента все импортеры – и юридические, и физические лица – обязаны будут платить данный налог на любой ввозимый автомобиль – и новый, и подержанный.

Сколько платить?

Размер утилизационного сбора рассчитывается по простой формуле – базовая ставка умножается на коэффициент, присвоенный определенному транспортному средству. Для легковушек эта ставка составляет 5500 грн., для коммерческих авто – 11000 грн. С подержанных автомобилей, впервые ввезенных в нашу страну, возьмут вдвое больше. Зато купля-продажа б/у машин, ввезенных к нам до 1 сентября 2013 года, будет производиться без уплаты утилизационного сбора. Таким образом, для наиболее популярных новых легковушек с двигателем от 1,0 до 2,0 л ставка сбора составит 7370 грн., с мотором от 2,0 до 3,0 л – 14000 грн., для коммерческих легких фургонов – 8800 или 9900 грн. Импортеры обещают, что именно на такую сумму они и поднимут цены на свои автомобили. Мы подсчитали, на сколько в этом случае подорожают самые популярные в каждом классе машины (см. таблицу). Оказалось, что наиболее заметным повышение цен будет для бюджетных авто, для покупателей более дорогих автомобилей сумма утилизационного сбора не должна стать основным фактором при принятии решения о покупке, хотя за нее можно было бы выбрать машину в более дорогой комплектации или с более мощным двигателем.

Успеют или нет?

Отечественные автопроизводители должны будут утилизировать свои автомобили на спецпредприятиях, и тогда их освободят от уплаты утилизационного сбора. Но чтобы получить такую льготу, автозаводы до 1 сентября должны будут утвердить программу утилизации для своего предприятия в правительстве. Теоретически это могут сделать ЗАЗ, «Богдан», «Еврокар», КрАЗ, ЛАЗ, КраСЗ. А значит, выпускаемые этими заводами авто подорожать на величину утилизационного сбора не должны. Речь идет о легковушках под марками ЗАЗ, «Богдан», Skoda, SsanYong, Geely. Но это только теоретически, потому что подготовить пакет документов и утвердить программу утилизации выпущенных ими автомобилей надо меньше чем за месяц. Успеют ли они?

А вступит ли?

В то же время есть большие сомнения, заработают ли данные законы в полном объеме. Сразу же после их принятия Всемирная организации торговли ВТО и Евросоюз жестко отреагировали на их основные нормы. Дело в том, что главный принцип ВТО – обеспечение одинаковой конкуренции для всех субъектов экономики. А утилизационный сбор при некоторых условиях могут не платить одни из субъектов авторынка – местные производители. С подобными претензиями ВТО уже обратилась к России, где действует аналогичный закон, и местные власти пообещали в ближайшее время пересмотреть эту дискриминационную норму. Кроме того, спустя всего пару дней после подписания данных законов, Президент Украины поручил Кабмину существенно их переделать. Хотя, по логике вещей, нужно было наложить на проект вето и отправить его на доработку в парламент. В частности, Кабмин должен срочно разработать механизм компенсации за сданные в утиль машины (согласно ныне принятым законам это должно делаться бесплатно). А еще снять все коэффициенты в зависимости от типа ТС, то есть, по сути, оставить только базовые ставки в 5500 и 11000 грн. Необходимо также четко указать, куда будут идти средства, уплаченные в качестве экологического сбора (сейчас они должны поступать на счет Минэкологии). Ну а главное – правительству и депутатам следует убрать положения, которые не соответствуют принципам ВТО, то есть заставить платить этот сбор не только импортеров, но и местных автопроизводителей.

Пока неизвестно, насколько оперативно кабмин учтет все пожелания главы государства и успеет ли подать проект изменений в принятый закон до конца августа. Но даже если правительство забросит все остальные дела и разработает данные поправки до 1 сентября, депутаты все равно не успеют его рассмотреть ранее 2 сентября, когда у них начинаются сессионные заседания. Далее – процедура подписания и публикации закона, которая затянется не меньше чем на месяц. Таким образом, требования Президента могут быть учтены в лучшем случае через месяц после начала действия существующих законов. А за это время увеличение цен на импортные авто неизбежно. Более того, если принимать во внимание все замечания Президента, утилизационный сбор будут платить и отечественные заводы, то есть подорожает и их продукция. Учитывая слабый спрос на авторынке, это может вызвать сильнейший кризис автопродаж во втором полугодии. Хватит ли госчиновникам мудрости, чтобы не допустить этого?

Стоимость некоторых новых автомобилей без учета и с учетом утилизационного сбора (базовая комплектация)

Автомобиль

Объем двигателя, л (полная масса,** кг)

Сейчас

В сентябре

Daewoo Matiz

0,8

56000

60730

ЗАЗ Lanos

1,5

70000

70000

Skoda Rapid

1,2

122810

130180*

Lada Priora

1,6

82680

90050

Volkswagen Passat

1,8

274924

282294

Toyota Camry

2,5

276420

290460

Kia Sportage

2,0

232060

239430

Hyundai SantaFe

2,4

255200

269280

Fiat Doblo

1,4 (2000)**

119900

128700

ГАЗ Газель Бизнес

2,9 (3500)**

144670

154570

*Если завод «Еврокар» не войдет в число предприятий, которые будут освобождены от уплаты утилизационного сбора.
**Для коммерческих автомобилей.

Ставки* утилизационного сбора для легковых автомобилей, грн.

C объемом двигателя

Новые автомобили

Б/у автомобили

< 1000 см³

4730

9460

1000 – 2000 см³

7370

14740

2000 – 3000 см³

14080

28160

3000- 3500 см³

19085

38170

> 3500 см³

30250

60500

*С учетом базовой ставки и коэффициентов, согласно Закону «О внесении изменений…».

Ставки* утилизационного сбора для коммерческих автомобилей, грн.

С полной массой

Новые автомобили

Б/у автомобили

< 2500 кг

8800

17600

2500 – 3500 кг

9900

19800

3500 – 5000 кг

11000

22000

5000 – 8000 кг

12100

24200

>8000 кг

14740

29480

*С учетом базовой ставки и коэффициентов, согласно Закону «О внесении изменений…».

Сергей Матусяк
Фото из архива редакции