X

Виды рихтовки: Если вас «поцеловали»

Любой водитель хотя бы раз попадает в ситуацию, когда ему требуется валидол, а его автомобилю – услуги жестянщика. Расскажем о том, как профессиональные рихтовщики устраняют незначительные повреждения кузова.

Любой водитель хотя бы раз попадает в ситуацию, когда ему требуется валидол, а его автомобилю – услуги жестянщика. Расскажем о том, как профессиональные рихтовщики устраняют незначительные повреждения кузова.

 Приемы проведения «холодной» рихтовки

 Устранение выпуклости методом «горячей» рихтовки

 Технология устранения вмятин с использованием временных зацепов (спотов)

Любой водитель хотя бы раз попадает в ситуацию, когда ему требуется валидол, а его автомобилю – услуги жестянщика. Расскажем о том, как профессиональные рихтовщики устраняют незначительные повреждения кузова.

Восстановление (рихтовка) панелей кузова – сложный процесс. Из-за разнообразия повреждений нельзя дать рекомендации по ремонту на все случаи жизни. Тем не менее, все повреждения листового металла можно разделить на два вида: вмятины и выпуклости.

Чтобы осознанно подойти к ремонту панелей кузова, надо ясно представлять, что происходит с металлом при ударе. Он изменяет форму и при этом вытягивается и становится тоньше. Вот почему неквалифицированные попытки восстановить прежнюю форму панели простыми ударами молотка обречены на неудачу. При этом обычно образуются уродливые складки или «хлопуны» – участки, на которых металл под воздействием небольшого нажима скачком меняет выпуклую форму на вогнутую (или наоборот).

Устранение вмятин

Рихтовка неглубоких вмятин производится преимущественно вручную. Такой ремонт применяется в случаях, когда имеется доступ к обратной стороне восстанавливаемой панели (двери, крышки капота, крыла и т. п.). Подведя ложкообразный рычаг с противоположной стороны, молотком начинаем обстукивать наружные края вмятины, постепенно переходя к ее центру. Для упора с обратной стороны удобно использовать наковальни, форму которых подбирают в зависимости от конфигурации и размера повреждения. В некоторых случаях растяжение металла устраняют, нанося точечные удары скругленным хвостовиком («клювом») обычного молотка. Лишний металл «стягивается» в мелкие вмятины, и прогиб выпрямляется.

Если на панели образовалась вмятина значительных размеров без «заломов», то в ее внутреннюю полость (в крыле, двери или крыше автомобиля) можно поместить спущенный волейбольный мяч. При накачивании такого «воздушного домкрата» вогнутая панель выталкивается наружу. В процессе накачки надо следить, чтобы одновременно не деформировалась внутренняя панель. Избежать этого помогает помещенный под мяч жесткий упор – например, лист фанеры. Более профессиональный и удобный вариант – тянуть вмятину с использованием вакуумного съемника, применяемого для переноски и установки автостекол. При этом тянущее усилие прикладывают к рукоятке съемника, предварительно «присосав» его к поврежденной панели.

Достоинством вышеперечисленных способов рихтовки является то, что ремонт выполняется без нагрева, сварки или сверления металла. Следует отметить, что нагрев всегда нежелателен, т.к. вызывает изменения в структуре металла, которые уменьшают его механическую прочность и коррозионную стойкость. Отверстия, остающиеся после сверления, необходимо заделывать шпаклевкой или той же сваркой.

«Безопасные» для металла методы рихтовки не всегда применимы. Например, вмятину, к которой нет доступа с обратной стороны или он затруднен усиливающими элементами, внутренними панелями и т.п., можно устранить, работая только с лицевой стороны и используя специальные методы и приспособления. Наиболее распространен способ: вмятину вытягивают с помощью механического зацепа, временно прикрепленного к ее центру. Последним может служить вкрученный в панель шуруп-саморез. Профессионалы в этом случае предпочитают использовать споты – вспомогательные электроды различной формы (колечки, «гребешки», «гвоздики» и т. д.), временно привариваемые к металлу.

В качестве тянущего инструмента применяется инерционный молоток, в котором усилие создается за счет инерции движущегося груза. С помощью крючка или зажимного патрона молоток «цепляется» за спот. Вмятину вытягивают, нанося резкие, но контролируемые удары грузом, скользящим по стержню молотка. Существуют как ручные инерционные молотки, так и с пневмоприводом. Инерционный молоток может иметь встроенное сварочное устройство, с помощью которого спот приваривается к металлу.

Споты обычно изготавливаются из стали и имеют медное покрытие, улучшающее электропроводность. Для рихтовки мелких вмятин достаточно одного спота, для крупных необходимо несколько. К алюминиевой обшивке привариваются только споты из алюминия. Для этого используется сварка в среде инертного газа – аргона. Когда вмятина выправлена, споты удаляют (обламывают). Очень важно в процессе рихтовки не «переборщить» – выправляемая панель должна оставаться ровной или слегка вогнутой, что в дальнейшем компенсируется ее шпаклеванием.

Рихтовка выпуклостей

На практике подобный ремонт удобно производить так называемым горячим методом, при котором деформированный участок нагревают. Такой способ незаменим и в случае сильного растяжения металла вокруг точки удара, когда превышается предел его упругости и вернуть поврежденной панели кузова первоначальную форму «холодными» методами рихтовки нельзя. При этом чаще всего используют кислородно-пропановую горелку. Предварительно центр деформации зачищают шлифмашинкой. Это необходимо, чтобы краска не мешала определять степень нагрева металла. Пламенем горелки нагревают центр выпуклости до вишнево-красного цвета. Эту процедуру следует проводить осторожно, чтобы не прожечь металл насквозь. Отложив горелку, сразу же (пока металл не успел остыть) инструментом с насечками начинают обстукивать деформацию. При этом наковальню следует держать с обратной стороны панели, точно под местом рихтовки. Удары должны быть скользящими, направленными от краев к центру выпуклости, чтобы лишний металл «стягивался» в нагретом месте. В результате площадь растяжения уменьшается. Такую операцию иногда приходится повторять несколько раз, в зависимости от размеров деформированного участка.

После рихтовки и сварочных работ выправленную поверхность готовят к шпаклевке и покраске. На этом этапе шлифмашинкой удаляют с поверхности следы от приваренных спотов и зачищают ремонтируемый участок специальным рихтовочным напильником (стругом). Его применение позволяет «проявить» выступающие над плоскостью панели участки металла, требующие повторной рихтовки (доводки).

Следует отметить, что рихтовку перечисленными методами производят при устранении несложных повреждений при условии, если площадь поврежденного участка не превышает 30 – 50% размера панели. В противном случае целесообразно заменить деформированную деталь новой.

 Рихтовочный молоток

Он отличается от обычного внешним видом и конструкцией. С помощью такого молотка хороший мастер-жестянщик может творить чудеса, а дилетант – окончательно изуродовать автомобиль. Существуют наборы рихтовочных молотков, стоимость которых доходит до $700. Форма и поверхность молотка выбираются в зависимости от ремонтируемой конкретной панели. Для правки выпуклых поверхностей используются рихтовочные молотки с плоским носиком (рабочей частью), для ремонта вогнутых – с выпуклым. Есть молотки с рифленой поверхностью, на которой нанесена насечка. Их применение уменьшает неизбежное при деформации растяжение металла за счет того, что его излишки «стягиваются» на поверхности, повторяя рельеф насечек.

Используется такой молоток и для того, чтобы при правке незначительных объемов растяжения «согнать» металл в нужном направлении. В некоторых случаях применяются текстолитовые и резиновые молотки. Они позволяют подправить форму детали, не нарушая лакокрасочного покрытия. Правда, получить идеально ровную поверхность таким способом удается не всегда.

Владимир Корницкий
Фото Андрея Яцуляка и концерна Gedore

Редакция благодарит ООО «ГДТ» и ООО «Профспецинструмент» за помощь в подготовке статьи