Выбираем масло нужной вязкости: Как помажешь, так и поедешь

Игорь Широкун null
Игорь Широкун
Mar 8, 2004 12:00 AM

Холода прошли, пора задуматься о замене масла в двигателе. И если для зимы многие предпочитают маловязкое масло, то для лета, наоборот, – более вязкое. Все это правильно, но только в том случае, когда не выходит за рамки допусков, оговоренных автопроизводителем в руководстве по эксплуатации. Если их не соблюдать, могут возникнуть проблемы.

Вязкость масла: возможные последствия неправильного выбора

Холода прошли, пора задуматься о замене масла в двигателе. И если для зимы многие предпочитают маловязкое масло, то для лета, наоборот, – более вязкое. Все это правильно, но только в том случае, когда не выходит за рамки допусков, оговоренных автопроизводителем в руководстве по эксплуатации. Если их не соблюдать, могут возникнуть проблемы.

Создатели современных автомобильных моторов стремятся достичь минимального расхода топлива, повышения литровой мощности и максимального крутящего момента. Для решения этих задач усовершенствуется конструкция двигателя – уменьшаются зазоры между деталями цилиндро-поршневой группы, изменяется расположение поршневых колец и т.д. А чтобы мотор после таких изменений нормально работал, приходится разрабатывать масла новых поколений. Главные требования, которые к ним предъявляются, – обеспечение работоспособности двигателя и защита его деталей от износа при высоких температурах, легкая прокачиваемость при низких, а также снижение коэффициента трения между рабочими поверхностями. Все эти задачи вполне выполнимы, если использовать масло вязкостью 0W-30, 0W-40.

Моторные масла повышенной вязкости – 20W-50, 15W-40 и даже 10W-40 – для современных двигателей уже не подходят. Они не способны проникать в небольшие зазоры, особенно при холодном пуске, из-за чего ухудшается качество смазывания. Это одна из причин, по которой в современных моторах необходимо использовать маловязкие масла.

Масла пониженной, «холодной» вязкости нужны и для гидрокомпенсаторов, детали которых подогнаны друг к другу с высокой точностью и с минимальными зазорами. В целом на работу на таком масле рассчитаны все системы современных моторов, начиная с масляного насоса и заканчивая рабочими поверхностями деталей.

Жиже – не всегда лучше

Использование менее вязкой синтетики и полусинтетики в узлах, где рекомендованы минеральные масла повышенной вязкости, тоже иногда вызывает проблемы.

В первую очередь возможен «конфликт» между синтетическим маслом и уплотнителями, не устойчивыми к его воздействию. Из-за этого они деформируются и теряют герметичность, поэтому масло вытекает наружу через сальники коленвала и распредвала или сгорает в цилиндрах, проникая через сальники клапанов. Стекающее по поверхности разогретых клапанов масло коксуется и образует толстый слой нагара, который ухудшает наполнение цилиндров воздухом и очистку от отработавших газов, а также вызывает перегрев клапанов.

При холодном пуске, когда детали не нагреты и зазоры между рабочими поверхностями велики (особенно в изношенных моторах), масло с большей вязкостью способно образовать более толстую и прочную пленку. Она менее склонна к разрыву и лучше противостоит ударным нагрузкам – например, в цилиндро-поршневой группе, когда происходит «переброс» поршня с одной стороны цилиндра на другую. Тонкий слой маловязкого масла в этом случае пробивается, что приводит к интенсивному износу поверхностей. Использование масел пониженной вязкости в более старых двигателях, где это не предусмотрено, может привести к серьезным поломкам. Из-за того, что вязкость масла не соответствует «требованиям» мотора, происходит разрыв масляной пленки, масляное голодание поверхностей и, как следствие, интенсивный износ узлов и деталей двигателя вплоть до заклинивания.

Поклонникам спортивного стиля вождения также не стоит использовать моторные масла пониженной вязкости.

 Поломки, вызванные использо ванием некачественного и нерекомендованного масла

Слой нагара на клапанах. Значительный радиальный износ поршневых колец. Залегание поршневых колец. Нагар на свечах. Интенсивный износ и задиры на рабочей поверхности поршня со стороны высокого давления. Заклинивание гидрокомпенса торов клапанных зазоров.

 На что, кроме вязкости, обратить внимание

Кроме вязкости, следует уделять внимание качеству моторного масла и его эксплуатационным свойствам. Это также заметно влияет на ресурс двигателя и его систем.

Так, при использовании масел с повышенной зольностью и плохими моющими свойствами на поверхности деталей и в масляных каналах образуются различные отложения (нагар, кокс, лак, смолы), которые вызывают ускоренный износ мотора. К повышению износа и сокращению ресурса двигателя приводит также использование моторных масел более низкого класса, чем требуется для данного агрегата.

Срок службы механизмов двигателя в этом случае может заметно сократиться, и его придется ремонтировать. Можно, конечно, после каждой замены масла промывать мотор, но это тоже повлечет за собой дополнительные расходы.

В случае длительного (более 2000 – 5000 км пробега) применения низкокачественного масла его вязкость может упасть ниже допустимых границ. В летнюю жару это приводит к образованию очень тонкой и малопрочной масляной пленки, которая не может противостоять ударным нагрузкам и давлению в зоне контакта трущихся поверхностей деталей. А это провоцирует их ускоренный износ и задиры.

Итак, чтобы избежать загрязнения и интенсивного износа двигателя, нужно заливать качественное масло и менять его, не промывая мотор, через рекомендованные автопроизводителем интервалы. А при использовании масла сомнительного качества следует сокращать периодичность его замены и регулярно проводить промывку двигателя.

К сожалению, определить качество масла по маркировке на канистрах, по цвету и вкусу невозможно, поэтому следует прислушиваться к рекомендациям мотористов со стажем и приобретать масло в солидных автомагазинах. Если есть сомнения относительно качества используемого продукта, для снижения его негативного влияния на двигатель желательно уменьшить интервал между заменами до 5 – 7 тыс. км.

Игорь Широкун
Фото Сергея Кузьмича

Теги:
Завантаження...