X

За все надо платить

Достоинства и недостатки двигателя с турбонаддувом.

Достоинства и недостатки двигателя с турбонаддувом.

Какие достоинства и недостатки у двигателей с турбонаддувом?

Василий, Киевская обл.

Главное достоинство турбированных двигателей – большая, чем у моторов без наддува, мощность (при одинаковых объеме цилиндров, габаритных размерах и весе). Прирост мощности, обеспечиваемый турбонаддувом, составляет 25 – 80%. Например, мощность бензинового ДВС объемом 1,8 л при установке наддува низкого давления можно увеличить со 110 до 150 л. с. Установка турбины высокого давления позволяет увеличить мощность того же двигателя до 180 – 210 л. с.

Для получения максимального крутящего момента на определенных режимах работы мотора – на средних или высоких оборотах – ЭБУ турбонаддува можно перепрограммировать. Кроме того, системы наддува позволяют эксплуатировать двигатель с сохранением мощности в условиях разреженного воздуха высокогорья. Они способствуют уменьшению токсичности отработавших газов (вследствие более полного сгорания топлива) и снижению уровня шума, так как турбокомпрессор играет роль дополнительного глушителя в выпускной системе.

Вместе с тем, системам с турбонаддувом присущи и недостатки. Они очень сложны в изготовлении и ремонте. Стоят они дорого. Цена новой турбины для некоторых моделей автомобилей составляет $900 – 1350.

Системы с турбонаддувом имеют высокую скорость вращения турбин (110 – 210 тыс. об/мин), вследствие чего требуют применения специальных сортов моторных масел и строгого соблюдения рекомендуемых изготовителем сроков их замены. Необходимо следить и за исправностью воздушного фильтра – поддерживать его чистоту и целостность.

Кроме того, в работе систем с турбинами низкого давления может присутствовать эффект «турбоямы» – «провалы» мощности на низких и средних оборотах двигателя.

Турбированные моторы более «прожорливы» – за дополнительную мощность приходится «платить» увеличенным на 20 – 50% расходом топлива (по сравнению с атмосферным мотором равного объема).

Еще один недостаток системы с турбонаддувом – чувствительность к износу поршневой группы двигателя, вследствие которого увеличивается давление картерных газов, что снижает ресурс турбины. При неоправданно длительной работе изношенного мотора на холостых оборотах из-за снижения давления масла наступает масляное «голодание», что ведет к поломке турбокомпрессора.

Подготовили Владимир Корницкий, Игорь Широкун и Юрий Дацык