X

ContiForum 2013: мастер-класс

Компания Continental в преддверии Нового года провела необычное мероприятие – познакомила автомобильную прессу с азами проектирования зимних шин и очень редкой профессией.

Знакомство состоялось в рамках ежегодного мероприятия ContiForum, которое прошло в шведском Заполярье на зимнем полигоне компании Continental в пригороде городка Арвидсьяур. Журналисты, приехавшие сюда из стран Центральной и Западной Европы, сформировали шесть команд. Каждой была поставлена индивидуальная задача. Две команды должны были сделать шину с лучшими тормозными свойствами на снегу, две – с лучшей управляемостью на снегу, еще две – с оптимальными тормозными свойствами и управляемостью на снегу. Каждой команде дали опытный образец покрышки с одинаковым рисунком протектора, но без ламелей. Напомним, ламели – это прорези в блоках протектора, которые нарезаются на определенную глубину и под определенными углами для получения тех или иных характеристик. Так вот, каждой команде нужно было выбрать направленность ламелей, их количество и глубину нарезки. Для этого участникам тренинга потребовалось от получаса до часа времени. Следующий день посвятили тестам вечерних «изобретений» и двух новых моделей зимних шин от Continental – ContiVikingContact 6 и WinterContact TS 850 P. О новинках мы расскажем накануне их появления в продаже, а сейчас остановимся на достижениях журналистов.

Тест изготовленных шин проходил своеобразно. Подготовили четыре трассы, на каждой из которых предлагалось поездить на покрышках, которые мы «изобрели» прошлым вечером. Ощутить разницу без предварительного вкатывания в трассу и тренировок довольно сложно, поэтому каждую машину вооружили тес­товым оборудованием, а в помощь откомандировали специалис­тов Continental, которые в отдельных случаях рассказывали, что делать, например, на какой угол поворачивать руль в тесте на управляемость (слалом на разнесенной змейке). Далее результаты заездов всех участников тест-драйва, а это около 40 человек, суммировались, и выводился средний результат. Эти значения были выведены на график, где на одной оси демонстрировались тормозные свойства, а на другой – сцепные свойства в тестах на управляемость. Итог оказался очень интересным. Очевидным стало то, что, максимально улучшая одни характеристики, можно сильно ухудшить другие. Именно поэтому разработчики современных покрышек премиум-сегмента всегда должны держать баланс, чтобы шина не оказалась провальной в той или иной ситуации. Это именно то, чего часто не хватает покрышкам медиум-класса и особенно дешевым бюджетным.

Такой вывод напросился после проведения всего двух видов тестов на одинаковом покрытии. А ведь еще не было проведено около десятка тестов, среди которых и те, что характеризуют свойства шины в различных ситуациях на льду, а также на мокром и сухом асфальте. 

Предложенные журналистами варианты нарезки ламелей для разных х-к на снегу

Для хороших тормозных свойств.

Для хороших тормозных свойств.

Для оптимальных тормозных свойств и управляемости.

Для оптимальных тормозных свойств и управляемости.

Для хорошей управляемости.

Для хорошей управляемости.

Ручной труд
У многих, наверное, возник вопрос, как за одну ночь можно изготовить шины с нужной конфигурацией ламелей, которые «нарисовали» четыре команды? А сделали это вручную люди очень редкой профессии – резчики шинных протекторов. Именно так называют специалистов, которые с помощью простого инструмента могут нарезать протектор любой сложности. У ремесленников компании Continental на одну летнюю покрышку уходит около шести часов кропотливого труда, а на зимнюю с 3D-ламелями – все 40. Орудие труда резчиков протекторов чем-то напоминает паяльник-пистолет со всевозможными насадками, которые позволяют делать канавки и ламели различной формы и размеров. Перед тем как приступить к нарезке протектора, шинный ремесленник получает техническое задание – прозрачную кальку с рисунком протектора, ТТХ ламелей и канавок (глубина, тип ламелей – прямые или 3D).

Интересно, что данному ремеслу нигде не обучают, а в качестве базовой специальности берут резчиков по дереву, которые учатся около двух лет. Чтобы нарезать в протекторе нескольких комплектов шин один и тот же рисунок с одинаковыми геометрией и глубиной, требуется огромный опыт, умение работать с резиной и ножом, а также повышенная чувствительность пальцев и большое терпение. Готовые покрышки отличаются друг от друга только мельчайшими нюансами. И если вы думаете, что работа у этих специалис­тов сезонная, то ошибаетесь. Процесс разработки летних и зимних покрышек, их испытания на разных континентах происходит круглый год, поэтому резчикам протекторов приходится постоянно готовить для испытаний новые модели и модификации шины, некоторые из которых попадают в серийное производство лишь спустя 1,5–2 года. Ежегодно в мастерской по нарезке протекторов 17 шинных ремесленников готовят около 2000 покрышек.

Для нарезки протектора зимней шины вот с таким рисунком может уйти до 40 часов рабочего времени.