X

Автомобильное движение зимой: что готовит нам погода?

Опытные водители хорошо знают, а новички догадываются, что автомобильное движение зимой – дело сложное.

Ведь зимняя дорога сильно зависит от погодных условий. Какими они будут грядущей зимой? Об автомобильном движении зимой в условиях предстоящей зимы нашему корреспонденту рассказал начальник Гидрометцентра МЧС Украины, кандидат географических наук Николай Кульбида.«Если проанализировать изменения климатических условий, которые состоялись в Украине на протяжении последних 20 лет, – заметил главный метеоролог страны, – то можно заметить, что так называемый холодный период года значительно потеплел. Так, на протяжении 2001-2012 годов периоды с ноября по март на территории Украины имели стойкую тенденцию к плюсовым аномалиям средней месячной температуры воздуха. Тем не менее, стоит лишь вспомнить прошлогодние февральские морозы, и сразу станет понятно, что зима может преподнести неожиданные сюрпризы, способные испортить и дороги, и настроение автомобилистов».

По словам Николая Ивановича, общий температурный режим наступающей зимы может характеризоваться как теплый, даже очень теплый. Разумеется,  с учетом тех иногда довольно ощутимых атак холода, без которых не обходится ни одна украинская зима. Морозы 25-30 градусов возможны, однако они будут, как правило, непродолжительными. А с прогнозом средних температур по регионам Украины читатели могут ознакомиться на публикуемых здесь картах.

Многолетний жизненный и водительский опыт подсказывает автору, что снег зимой тоже будет выпадать, причем не всегда именно в те дни, когда к этому событию подготовятся коммунальные и дорожные службы. В общем, если к упомянутому добавить еще и обязательные туманы, то перспектива вождения в зимних условиях наполняется тревожно-волнующим предчувствием экстрима. Поэтому представляется необходимым дать коллегам-автомобилистам несколько, может быть, тривиальных, но все-таки полезных советов относительно правил зимней езды.

Правило первое – двигаться по дороге со скоростью, которая позволяет водителю остановить транспортное средство в пределах видимости дороги. Особенно следует помнить, что в условиях тумана перспектива увеличивается, то есть расстояния до других участников движения обманчиво кажутся увеличенными.

Правило второе – дистанция должна быть безопасной. Существует много способов выбора безопасной дистанции, однако каждый водитель руководствуется собственными знаниями и опытом вождения. Главное – не «зависать на хвосте» впереди движущегося транспортного средства.

Правило третье – не допускать ошибок при прохождении поворотов. Все просто: до поворота – снизить скорость до безопасной, на повороте – резко не вращать рулем, по мере выхода из поворота – плавно увеличивать скорость. Но зимняя дорога может внести в стройную теорию движения неожиданные поправки. Так, например, возможна ситуация, когда машина на повороте вдруг перестанет слушаться руля. Выход – плавно уменьшить подачу «газа», ни в коем случае не трогая педали сцепления и тормоза, во избежание заноса задних колес или сноса передних. К слову сказать, на скользкой дороге «влететь» в занос иногда проще, чем даже на спуске. В общем случае занос выравнивается пpекpащением торможения или замедления и приданием автомобилю ускорения, а при большом уходе машины от траектории движения – еще и поворотом рулевого колеса в сторону заноса задней части автомобиля.

Правило четвертое – никаких резких движений рулем или педалями, все действия по управлению автомобилем должны быть плавными, но уверенными. То есть, любое малейшее отклонение автомобиля от заданного курса должно немедленно сопровождаться корректировкой рулем, а, если нужно – газом. Если стабилизировать автомобиль рулем не удается, то на заднериводном автомобиле следует плавно уменьшить подачу топлива, а на переднеприводном – плавно добавить газ, не допуская пробуксовки ведущих колес.

Возможно, кому-то покажется лишним напоминание о том, что и в «теплую» зиму автомобилю положены расходные материалы все-таки зимних сортов, поэтому следует заблаговременно позаботиться и о них. В общем, не так зима страшна, как наша неподготовленность к ней, поэтому – все в наших руках. Вперед по мерзлому асфальту!