X

Что такое триплекс: случайность и лобовое стекло

Называя лобовое стекло автомобиля триплексом, мы не задумываемся, а собственно, что такое триплекс? Разве что старые танкисты знают ответ…

Автомобильные стекла отличаются от обычных тем, что будучи разбитыми, не причиняют существенного вреда человеку – их осколки получаются неопасными. Достигается это  одним из двух путей. Более простой – сделать стекло закаленным, чтобы оно крошилось на мелкие части, не могущие причинить серьезные раны. Кроме того, закаленное стекло получается в несколько раз более прочным, чем обычное. Такие стекла получили в автомобилестроении широкое распространение, отечественное народное название их – сталинит. Но как лобовое стекло они неидеальны, по причине того, что даже при локальном повреждении выходит из строя целиком все стекло, тут же рассыпающееся на множество осколков. Причем – с  отягчающим обстоятельством – мгновенной потерей прозрачности.
Поэтому со второй половины ХХ века для лобового стекла стали все чаще применять триплекс. Что такое триплекс? Буквально говоря, это тройное стекло. Лобовое стекло этого типа состоит из двух слоев стекла, скрепленных между собой прослойкой из пленки-полимера. Когда такое стекло разбивается, осколки не разлетаются и не рассыпаются, а остаются приклеенными к пленке промежуточного  слоя – и поэтому они не опасны окружающим. Стекло-триплекс не столь прочное, как закаленное, но даже будучи разбитым, оно остается в проеме кузова, и нарушает обзор лишь в той зоне, которая подверглась повреждению.

Интересно, что запатентовавший триплекс в 1909 году французский химик Эдуард Бенедиктус сделал открытие случайно. Он уронил с верхней полки  стеллажа большую колбу, в которой ранее содержался коллодий – раствор коллоксилина. Колба потрескалась, но сохранила форму, что вызвало неподдельный интерес ученого. Оказалось, высохшее вещество образовало на стекле колбы пленку, которая удержала осколки вместе, не дав им разлететься по комнате. Развив эту идею, Бенедиктус создал новый тип стекла, причем сразу адресовал его именно автомобилестроителям.

Вы спросите, причем тут упомянутые в начале танкисты? Именно на танках и бронемашинах впервые появились многослойные стекла, которые совершенно справедливо называли триплексами. Правда, цель их применения несколько иная – не столько уберечь экипаж от ранения осколками стекла, сколько не пропустить вражескую пулю. Именно многослойные клееные стекла (как из плексигласа, так и из непосредственно стекла) служили бронестеклом на танках и самолетах на протяжении ХХ века. Даже сегодня, когда смотровые щели танков оборудованы перископическими устройствами наблюдения, их по традиции называют  триплексами.