X

Ford Focus 1.0 EcoBoost: Что такое даунсайзинг?

В этом году сразу три модели Ford получат новые 1,0-литровые 3-цилиндровые турбомоторы семейства EcoBoost мощностью 100 и 125 л. с. Впервые такой двигатель установили на Ford Focus, который мы и протестировали на горных серпантинах в пригороде Барселоны.

В этом году сразу три модели Ford получат новые 1,0-литровые 3-цилиндровые турбомоторы семейства EcoBoost мощностью 100 и 125 л. с. Впервые такой двигатель установили на Ford Focus, который мы и протестировали на горных серпантинах в пригороде Барселоны.

В этом году сразу три модели Ford получат новые 1,0-литровые 3-цилиндровые турбомоторы семейства EcoBoost мощностью 100 и 125 л. с. Впервые такой двигатель установили на Ford Focus, который мы и протестировали на горных серпантинах в пригороде Барселоны.

Одной из главных тенденций в современном моторостроении является технология комплексного повышения КПД ДВС. Благодаря непосредственному впрыску и турбонаддуву из малолитражных трехцилиндровых двигателей сегодня удается выжать мощность, ранее доступную их четырехцилиндровым «собратьям». Такая концепция получила название downsizing, что в переводе с английского буквально означает «уменьшение размеров». Многие производители представили свои наработки в этой области за последние несколько лет. Среди них – компания Ford, запустившая в производство новое семейство бензиновых двигателей EcoBoost. Самым последним представителем этого семейства является 1,0-литровый трехцилиндровый мотор, серийный выпуск которого стартовал на заводе в Кельне 9 ноября минувшего года.

Компания Ford инвестировала 134 млн. евро в создание на заводе в Кельне новой линии по сборке данного силового агрегата. 870 человек ежегодно будут собирать на этом конвейере 350 тысяч таких двигателей. Кроме того, их сборку наладят на заводе в Румынии. Таким образом, до конца нынешнего года в компании планируют увеличить производство новых моторов вдвое, а в ближайшие годы довести суммарный выпуск 1,0-литровых двигателей семейства EcoBoost до 1,3 млн.

Мал, да удал

На сегодняшний день 1,0-литровый двигатель является самым маленьким в линейке бензиновых ДВС марки Ford. В его конструкции используются турбонаддув и непосредственный впрыск топлива. Этот мотор дебютирует на европейском рынке в нынешнем году, а спустя некоторое время он будет доступен по всему миру.

Новый 1,0-литровый агрегат семейства EcoBoost призван заменить атмосферный 1,6-литровый 125-сильный 4-цилиндровый двигатель семейства Duratec. По сравнению с ним, трехцилиндровый новичок обеспечивает значительно лучшую топливную экономичность и снижение выбросов CO2 в атмосферу. В зависимости от версии этот агрегат развивает мощность 100 или 125 сил, максимальный крутящий момент обоих вариантов достигает 170 Нм. Кроме того, за счет целого ряда конструктивных решений вес мотора по сравнению с атмосферной 1,6-литровой «четверкой» удалось снизить на 30 кг. Чугунный блок цилиндров настолько компактный, что может разместиться на листе формата А4.

Для быстрого прогрева двигателя в системе охлаждения установили дополнительный электронно управляемый термостат, обеспечивающий движение охлаждающей жидкости при запуске мотора только в головке блока цилиндров. Как только температура поднимается до необходимого уровня, этот термоклапан открывается, позволяя охлаждающей жидкости циркулировать по рубашке охлаждение всего блока цилиндров. Кроме того, выпускной коллектор имеет водяное охлаждение. Это сделано для более быстрого прогрева мотора, чем обеспечивается снижение выбросов СО2 и меньший расход топлива.

Бензин поступает в цилиндры благодаря пьезофорсункам, имеющим по 6 отверстий каждая и ­позволяющим производить несколько впрысков во время такта сжатия. Двигатель соответствует экологическим нормам Евро 5 и выбрасывает в атмосферу 109 г/км (100 л. с.) и 114 г/км (125 л. с.) СО2 соответственно. Два варианта мощности обеспечиваются за счет разных настроек электронного блока управления мотором.

Focus c 1,0-литровым агрегатом станет еще одной моделью компании, которая наряду с 1,6- и 2,0-литровыми бензиновыми (EcoBoost) и турбодизельной (TDCi) версиями относится к новому поколению экологически чистых машин марки, о чем свидетельствует эмблема ECOnetic. В компании ожидают, что более половины новых автомобилей марки Ford, проданных в нынешнем году, будет оснащено технологией ECOnetic, а в 2013 году их доля в общем объеме реализаций составит две трети. Комплекс ECOnetic включает наличие регулируемых заслонок решетки радиатора Active Grille Shutter, систему рекуперации энергии торможения и индикатор выбора оптимальной передачи.

Первоначально 1,0-литровым мотором EcoBoost будут оснащаться представители семейства Focus, а затем он появится на компактвенах B-Max и C-Max.

Мотор мощностью 100 сил агрегатируется с 5-ступенчатой «механикой», а для 125-сильной версии подготовили 6-ступенчатую МКП.

Эх, прокачусь!

Получив исчерпывающую информацию о новом двигателе, мы с нетерпением поспешили проверить его в деле. Один за другим со стоянки отправлялись в путь новенькие хэтчбеки и универсалы Ford Focus. А вот и наш экземпляр горчично-оливкового цвета. Внешне никаких изменений, кроме шильдика ECOnetic, свидетельствующего об экологической ориентации автомобиля. В салоне тоже не нашлось ничего необычного – Focus как Focus. Нажимаем кнопку Power, и машина оживает. Поехали. Наличие 6-ступенчатой «механики» свидетельствовало, что моторчик нашего Focus развивает 125 сил (100-сильная версия комплектуется 5-ступенчатой МКП). Вполне достаточно для того, чтобы через 11,3 с достичь скорости 100 км/ч. И это не предел. Хотя, признаться, достаточно сложно сразу отказаться от стереотипа, что 3-цилиндровый 1,0-литровый двигатель способен продемонстрировать высокие скоростные и динамические характеристики. Наши опасения быстро рассеялись, а опционная система контроля за разметкой и дорожными знаками постоянно напоминала, что в Испании действуют ограничения скорости. По данным производителя, «максималка», которую способен набрать наш Focus, – 193 км/ч. Согласитесь, неплохо для 1,0-литрового мотора, но штраф в несколько сотен евро бюджетом поездки предусмотрен не был, поэтому проверять справедливость этих данных мы не стали. Еще одним важным достоинством нового двигателя является низкий уровень шума. Даже при активных манипуляциях педалью акселератора его практически не слышно.

Автомобиль с 1,0-литровым мотором показал себя с самой лучшей стороны, сохранив достоинства своих «собратьев», но при этом обогнав их по экономичности и бережному отношению к окружающей среде. Главный вывод, который мы сделали в рамках теста, – размер не имеет значения. Трех цилиндров вполне достаточно, чтобы чувствовать себя за рулем Ford Focus комфортно и безопасно.

Ford Focus 1.0 EcoBoost

Общие данные

Тип кузова

хэтчбек

Дверей/мест

5/5

Габариты, Д/Ш/В, мм

4358/1823/1484

База, мм

2648

Колея передн./задн., мм

1544/1534

Объем багажника, л

277–1148

Объем бака, л

55

Двигатель

Тип

бенз. с непоср. впр., турбо

Расп. и к-во цил./кл. на цил.

R3/4

Объем, см куб.

999

Мощность, кВт(л. с.)/об/мин

92(125)/6000

Макс. кр. мом., Нм/об/мин

170/1400–4500

Трансмиссия

Тип привода

передний

КП

6-ст. мех.

Ходовая часть

Тормоза передние/задние

диск. вент./диск.

Подвеска передняя/задняя

независ./независ.

Усилитель руля

электро

Шины

215/50 R17

Эксплуатационные показатели

Максимальная скорость, км/ч

193

Разгон 0–100 км/ч, с

11,3

Расх. трасса–город, л/100 км

4,2–6,3

Turbo+Ti-VCT

Новый двигатель оснащен низкоинерционной турбиной небольшого диаметра, способной раскручиваться до 248 тысяч об/мин. Фирменная система непрерывного изменения фаз газораспределения Ti-VCT за счет перекрытия фаз клапанов (какое-то время одновременно открыты впускные и выпускные клапаны) дает возможность улучшить вентиляцию цилиндров, т. е. эффективнее удалять из них отработавшие газы, тем самым повышая продуктивность турбонаддува и получая максимальный момент уже при 1400 об/мин. Интересно, что зубчатый ремень привода ГРМ находится в масляной ванне. Подобное решение позволило снизить шум и значительно увеличить срок службы ремня. Еще одна проблема, которая возникла перед конструкторами нового мотора, – его неуравновешенность (несбалансированность). Традиционно в этом случае устанавливают дополнительный балансирный вал или валы, но инженеры Ford решили отказаться от подобного решения. Вместо этого здесь установили специальные «разбалансированные» маховик и шкив коленвала, которые минимизировали паразитные силы.

Киев – Барселона – Киев

Сергей Иванов
Фото автора и Ford