X

Как проверяют качество бензина: Разложим топливо по полочкам

Многие автовладельцы не верят, что на заправках ТНК действительно контролируется качество топлива, как показано в телерекламе. Корреспонденты «Автоцентра» приняли участие в плановом рейде-проверке, организованном для представителей прессы, и собственными глазами увидели, как осуществляются проверки.

Многие автовладельцы не верят, что на заправках ТНК действительно контролируется качество топлива, как показано в телерекламе. Корреспонденты «Автоцентра» приняли участие в плановом рейде-проверке, организованном для представителей прессы, и собственными глазами увидели, как осуществляются проверки.

Многие автовладельцы не верят, что на заправках ТНК действительно контролируется качество топлива, как показано в телерекламе. Корреспонденты «Автоцентра» приняли участие в плановом рейде-проверке, организованном для представителей прессы, и собственными глазами увидели, как осуществляются проверки.

Передвижные экспресс-лаборатории «выезжают на дело» либо согласно утвержденному месячному плану, либо по звонку на «горячую линию», либо с целью контрольной проверки. В первом случае владельцев АЗС за неделю предупреждают о визите контролеров (на какую именно заправку, не указывается). Проверка по «горячей линии» проводится при поступлении жалобы (по телефону) клиентов АЗС. В этом случае о предстоящей проверке владельцев заправок не предупреждают. Контрольные проверки (также без предупреждения) производят через несколько дней после плановых на тех АЗС, где у контролеров возникли подозрения в некачественном обслуживании клиентов.

При положительном результате проверки АЗС выдается сертификат качества, который размещают на самом видном месте – обычно у окна кассира. Если по тем или иным показателям получены неудовлетворительные результаты, контрольные пробы топлива с этой заправки в опломбированной таре отправляются на анализ в стационарную лабораторию. И только после получения ее заключения принимается окончательное решение. При обнаружении нарушений – продажа некачественного топлива, неисправность заправочного оборудования и т. д. – для джобберов ООО «ТД ТНК-Украина» предусмотрено три вида наказания – предупреждение, штраф, разрыв договора. По результатам работы передвижных лабораторий уже прекращено сотрудничество с несколькими АЗС.

Реклама и реальность

То, что мы видим в рекламных роликах, часто отличается от реальности. Во-первых, проверки осуществляются не ночью, а исключительно днем. Во-вторых, контролеры приезжают на АЗС не на магистральных тягачах и спорткарах, а на грузовых фургонах Volkswagen, оснащенных специальной техникой. Это и есть мобильные экспресс-лаборатории. В-третьих, контролерами являются не грозные «дядьки», а обычные молодые люди, прошедшие обучение по специальной программе и получившие соответствующие сертификаты на право проведения проверок. Да и сам процесс проверки проходит без какой-либо шумихи – на территории АЗС стоит фургончик, в котором и работают один или два эксперта.

Мы вместе с проверяющим побывали на трех АЗС разных операторов, продающих топливо ТНК согласно джобберским соглашениям. Одна из заправок расположена в столице – на окружной дороге (Петропавловская, 22), еще две – на трассе Киев – Одесса: в поселках Чабаны (КЛО, ул. Кирова, 162, слева) и Глеваха (ул. Вокзальная, 2а, при выезде).

Поскольку проверки были плановыми, работники АЗС ждали нашего приезда. Первая мысль: успели подготовиться, все же предупреждение дает возможность навести порядок на АЗС. Но при общении с контролерами передвижной лаборатории выяснился один любопытный факт. Многие джобберы ООО «ТД ТНК Украина» не только не боятся, а наоборот, заинтересованы в проверках. Это они объясняют тем, что количество клиентов на АЗС, получивших талон качества, заметно увеличивается. При этом, естественно, растут объемы продаж и прибыль. Таким образом владельцам заправок удается заработать гораздо больше, чем в случае «бодяжничества», которое влечет за собой потерю клиентуры и постоянные претензии.

Технология проверки

Процедура проверки занимает около двух часов. Сначала мерный цилиндр заполняют горючим из любой колонки или прямо из емкости для хранения. Ареометром проверяют его плотность (именно для этого и нужен мерный цилиндр). Затем 2 мл дизтоплива заливают в экспресс-анализатор SETAFLASH и в течение 20 – 30 минут определяют температуру его вспышки. Длительность этой процедуры обусловлена невысокой скоростью разогрева топлива и многоэтапностью проверки – при разных температурах с интервалом 5 – 10° С, начиная с 40° С и заканчивая 75 – 80° С. Пока греется «дизелька», контролер проверяет бензин. Делается это на установке PetroSpec GS-1000 Plus в полностью автоматическом режиме и занимает до пяти минут, после чего результаты проверки распечатываются. Алгоритм проверки качества топлива на каждой заправке практически одинаков.

Как и следовало ожидать, во время нашего визита проверка качества топлива подтвердила, что на данных заправках оно полностью соответствует действующему в Украине стандарту ДСТУ 4063-2001 (см. таблицу). Теперь на этих АЗС появился сертификат качества, а руководство получило подробный протокол испытаний.

 МНЕНИЕ  

Владимир Гайкалов
Руководитель группы контроля джобберов ООО «ТД ТНК-Украина»

«На данный момент в Украине работают три передвижные лаборатории по проверке качества топлива на заправках ТНК. Однако уже в ближайшее время их количество увеличится до десяти. Кроме того, в планах компании строительство стационарных лабораторий по проверке качества топлива и внедрение положений новой инструкции контроля качества. Мы надеемся, что после этого ситуация на топливном рынке Украины значительно улучшится, и отечественные нефтепродукты приблизятся к мировым стандартам».

 Результаты проверки бензина А-95
ПоказателиНорма согласно ДСТУ 406-2001АЗС – КиевАЗС – ГлевахаАЗС – Чабаны
Плотность при 20 °С, кг/м3725 – 780757760757
Детонационная стойкость:    
октановое число по исслед. методу, не менее95,095,795,595,8
октановое число по мотор. методуне менее 85,085,185,185,1
Фракционный состав:    
50% перегоняется при температуре, °Сне выше 120979796
90% перегоняется при температуре, °Сне выше 190168167167
Суммарное содержание ароматических углеводородов, % массыне нормируется (до 01.01.2004)35,835,935,3
Массовая доля бензола, %не более 52,032,032,01
Массовая доля этанола, %не более 5000
Массовая доля МТБЭ, %не более 15 (EN 238)8,68,58,4
Массовая доля кислорода, %не более 271,801,771,78
Содержание механических примесей, визуальноотсут.отсут.отсут.отсут.
Содержание воды, визуальноотсут.отсут.отсут.отсут.

«Вооружение» экспертов

О появлении передвижных лабораторий по проверке качества топлива на заправках ТНК мы уже рассказывали («АЦ №26’2003). Сделаны они на базе грузовых фургонов Volkswagen LT46. В списке оснащения оборудование, которое позволяет проводить анализ качества различного топлива, а также точность работы бензоколонок. Бензин контролируется с помощью портативного английского анализатора топлива PetroSpec GS-1000 Plus. Несмотря на свою компактность, он может проверить бензин по целому ряду показателей: октановое число, фракционный состав, содержание свинца, кислорода, ароматических углеводородов, бензола. Хотя это и не полный перечень показателей, тем не менее их вполне достаточно, чтобы оценить качество бензина. Дизтопливо проверяется с помощью другого прибора – экспресс-анализатора для определения температуры вспышки в закрытом тигле SETAFLASH.

О качестве бензина и дизтоплива говорит еще один показатель – плотность, которая позволяет судить о наличии примесей. Для этого в лаборатории используются ареометры. Наличие механических примесей и воды определяется визуально. Для проверки точности работы бензоколонок, т. е. соответствия реального объема выданного топлива тому, что указывает счетчик, лаборатории укомплектованы образцовыми мерниками. А в недалеком будущем в данных спецавтомобилях появятся и приборы для проверки содержания серы в топливе.

Юрий Дацык
Фото Юрия Нестерова