X

Подключенные автомобили: как работают системы Connected Cars

Электроника стала расторопнее человека: быстрее обрабатывает информацию, моментально анализирует ее и принимает решения. А конструкторы уже начали постепенно исключать водителя из процесса управления автомобилем. Вскоре мы увидим машины, которые непосредственно «общаются» между собой на дороге.

В условиях современной скорости движения и событийной насыщенности трафика человек-водитель уже не всегда успевает качественно выполнять свою работу. Ведь он должен одновременно рулить, управлять трансмиссией, тормозами, а еще корректировать свой курс с учетом находящихся рядом транспортных средств, избегать столкновений, оценивать ситуацию на перекрестках и пропускать тех, у кого есть преимущество в движении. Не говоря уже о том, чтобы глобально определять свой маршрут, выбирая нужные улицы и автотрассы – менее загруженные, более ровные и широкие…

Тут можно вспомнить военную авиацию, где автоматика давно уже переняла у пилота часть второстепенных задач, оставив ему только главные. Так что в автоматизации управления автомобилем на самом деле уже нет ничего удивительного, и все основные проблемы уже решены. Один из больших успехов инженеров – так называемая технология M2M (machine to machine – от машины к машине), обмен информацией между устройствами (в нашем случае – авто) без участия человека. В мире их называют Connected Cars – «общающиеся автомобили», которые могут передавать нужную для безопасности движения информацию между собой.

Определяющим условием работы таких машин является наличие современной высокоскоростной GSM-связи – именно через сотовую телефонную сеть автомобили и наземные устройства смогут контактировать между собой. Такая технология называется IoT (интернет вещей), и ее уже сейчас готовы предоставлять некоторые отечественные операторы связи. Например, Vodafone Украина для этих целей разработала специальные термо сим-карты, которые будут работать в экстремальных температурах. То есть с появлением в продаже серийных Connected Cars они могут появиться в салонах и украинских дилеров.

Не едьте сюда!

Если автомобиль в плотном потоке будет заранее «знать» о возникновении затора впереди по ходу движения, то экипаж сможет избежать пробок. «Подключенные» автомобили, используя свои камеры, датчики скорости и GPS-позиционирования, будут «понимать», что попали в затор (или что пробка только назревает). Через соответствующий электронный модуль GSM-связи заложники данной ситуации будут рассылать другим автомобилям в определенном радиусе от себя информацию о проблемах на дороге. Приняв данные, следующие в направлении пробки машины автоматически заново составят свой маршрут в объезд затора и доложат об этом водителю.

Сегодня человеку в большинстве случаев приходится корректировать свой маршрут в объезд пробок по памяти или при помощи онлайн-карт и поисковых сервисов. Но для этого нужно отвлекаться от управления машиной и обращаться к Всемирной сети при помощи смартфона. Если специальная сим-карта будет интегрирована в навигацию автомобиля, то водитель даже не будет задумываться о вариантах маршрута – автомобиль все сделает за него.

Сегодня «общающиеся» между собой автомобили с автономным управлением проходят испытания, но уже через несколько лет такое явление обещает стать обычным на дорогах.

У нас неприятности!

Сервис автоматического сообщения о ДТП (Emergency Call, Connect SOS и другие названия) вот уже несколько лет успешно работает в некоторых странах на автомобилях отдельных премиум-марок. Более того, в ряде государств наличие встроенного модуля emergency call вскоре станет обязательным для всех автомобилей, поступающих в продажу. В настоящее время данный сервис работает следующим образом.

Поняв, что оснащенный «аварийным» модулем автомобиль попал в ДТП, электроника, используя встроенную SIM-карту (обычно того мобильного оператора, у кого наибольшее покрытие в стране и недорогой роуминг), автоматически сообщает о происшествии в специальный общенациональный колл-центр. Указывается место аварии, тяжесть столкновения, количество пассажиров, сработавших подушек безопасности и т.п. Оператор колл-центра напрямую связывается с пострадавшими по телефону, чтобы уточнить подробности. Пассажиры, если они в состоянии это сделать, могут сами при нажатии одной кнопки совершить звонок и конкретизировать просьбу о помощи.

В будущем функционал системы будет дополнен сообщениями об аварии не только в колл-центр, но и на некий локальный («облачный» или «наземный») сервер. А он, в свою очередь, распространит эту информацию среди приближающихся к месту ДТП автомобилей, чтобы их водители были готовы к объезду, торможению или же к пробке.

Автомобиль, попавший в беду, самостоятельно вычисляет свои координаты и передает их спасателям.

В колонну по одному

Один из наиболее готовых к реализации проектов – организация движения автомобилей в колонне, в первую очередь – дальнобойных камионов. Совершенно разные грузовики, связавшись друг с другом на автобане по принципу IoT, находят себе «попутчиков» и на определенную часть маршрута группируются по колоннам. Ведомые одним лидером, машины в режиме автопилота (без участия водителей) двигаются плотной колонной в одном ряду и с одинаковой скоростью.

Подчиняясь командам машины-лидера, задние автомобили превращаются в подобие железнодорожных вагонов – синхронно набирают и снижают скорость, перестраиваются из полосы в полосу и преодолевают развязки. Интервал между ними составляет всего одну секунду! Это повышает безопасность движения, экономит топливо и сокращает количество вредных выхлопов в атмосферу.

Помимо обмена текущей информацией между машинами одной колонны, такой «автопоезд» в режиме реального времени получает всю нужную информацию из определенного облачного сервиса. Например, сведения о движении и пробках на маршруте, вариантах объезда, возможностях совершить разгрузку в точке назначения. Это помогает избежать простоев автомобиля. Несмотря на кажущуюся футуристичность, такие колонны без водителей уже сегодня ездят по автобанам нескольких европейских стран.

По ходу движения колонны беспилотные автомобили с помощью технологии IoT получают информацию о маршруте и «общаются» между собой.

Фото BMW и Bosch