X

Кузовное материаловедение

Вся история автомобиля – это постоянные поиски новых материалов. Взять хотя бы кузов. Из чего его только ни делали – использовали и дерево, и сталь, и алюминий, и различные пластики! Но поиски все равно продолжаются. Из чего же делают кузова сейчас?

Вся история автомобиля – это постоянные поиски новых материалов. Взять хотя бы кузов. Из чего его только ни делали – использовали и дерево, и сталь, и алюминий, и различные пластики! Но поиски все равно продолжаются. Из чего же делают кузова сейчас?

Вся история автомобиля – это постоянные поиски новых материалов. Взять хотя бы кузов. Из чего его только ни делали – использовали и дерево, и сталь, и алюминий, и различные пластики! Но поиски все равно продолжаются. Из чего же делают кузова сейчас?

Изготовление кузовов – пожалуй, один из самых сложных процессов в создании автомобилей. Завод (или цех) по производству кузовов занимает площадь около 400000 м кв. и стоит около миллиарда долларов. Для кузова нужно изготовить более сотни отдельных частей, а затем соединить их в одну конструкцию, которая будет готова принять в себя всю начинку современного автомобиля. Конструкторам все время приходится идти на компромиссы, искать новые материалы и технологии изготовления, чтобы кузов был легким, прочным, безопасным и дешевым. Рассмотрим преимущества и недостатки основных современных кузовных материалов.

 Сталь

Сталь в качестве материала для изготовления кузовов используется очень давно. Свойства стального листа позволяют штамповать детали разнообразной формы, а различные способы сварки дают возможность соединять детали в цельную конструкцию. Разработаны новые сорта стали (упрочняющиеся при термической обработке, легированные), позволяющие упростить изготовление и получить заданные свойства кузова. Кузов изготавливается в несколько этапов. Сначала из стальных листов различной толщины штампуются отдельные детали. Затем они свариваются в крупные узлы и при помощи сварки собираются в единое целое. Практически на всех современных заводах сварку ведут роботы, но иногда применяются и ручные виды сварки: полуавтоматами в среде углекислого газа или контактная.

Наступление алюминия потребовало разработки новых технологий получения заданных свойств стальных кузовов. Одной из таких новинок является технология Tailored blanks: сваренные встык по шаблону стальные листы разной толщины из различных сортов стали образуют заготовку для штамповки. В результате отдельные участки изготовленной детали обладают заданной прочностью и пластичностью.

Низкая цена
Отработанная технология изготовления и утилизации кузовных деталей
Высокая ремонтопригодность кузова
Требует защиты от коррозии
Самая большая масса
Необходимость в большом количестве штампов, их дороговизна и ограниченный срок службы

 Все идет в дело

Все рассмотренные в статье материалы обладают положительными свойствами. Поэтому многие конструкторы проектируют кузова, сочетающие детали из разных материалов. Это позволяет использовать их положительные качества и обходить присущие им недостатки. Примером такой гибридной конструкции может быть кузов автомобиля Mercedes-Benz CL, при изготовлении которого применяется сталь, алюминий, магний и пластик. Сталь идет на каркас моторного отсека и днище багажного отделения, а также на отдельные элементы каркаса. Из алюминия изготавливают ряд наружных панелей и деталей каркаса. Из магниевого сплава делают каркас дверей. Передние крылья, крышка багажника выполняются из пластика. Как вариант возможна конструкция кузова, в которой каркас изготовлен из стали и алюминия, а наружные панели – из алюминия и (или) пластика.

Максимально используются преимущества каждого материала
Снижается вес кузов а при сохранении прочности и жесткости
Требуются специальные технологии соединения деталей
Затруднена утилизация кузовов, предварительно необходимо разобрать кузов на составляющие элементы

 Алюминий

Для серийного изготовления автомобильных кузовов алюминиевые сплавы используются относительно недавно, хотя впервые их применили в 30-е годы прошлого столетия. Из алюминия можно сделать как весь кузов, так и отдельные детали (каркас, капот, крышку багажника, двери). Начальный этап в основном такой же, как и при изготовлении стальных кузовов. Детали штампуются из листового алюминия, затем собираются в единую конструкцию. Используется сварка в среде аргона, соединения на заклепках или с применением специального клея, лазерная сварка. Кроме этого, кузовные панели могут крепиться к стальному каркасу, изготовленному из труб различного сечения.

Кузова легче стальных при равной прочности
Возможно изготовление деталей любой формы
Легче обрабатывается
Стоимость технологических процессов обработки ниже
Высокая стойкость к коррозии (подвержен только электрохимической коррозии)
Проще вторичная переработка
Требуются дорогостоящие способы соединения деталей и специальное оборудование
Ниже ремонтопригодность
Дороже стали, так как энергозатраты при его производстве намного выше

 Термопласты

К этому виду пластических материалов (в отличие от термореактивных) относят те из них, которые при повышении температуры переходят в жидкое состояние и становятся текучими. Широкому кругу автомобилистов эта разновидность пластика знакома по бамперам, деталям обшивки салона и другим элементам кузова.

Специалисты DaimlerChrysler предложили использовать для изготовления кузовов полиэтилентерафталат, из которого делают пластиковые бутылки. Разработана технология производства, суть которой заключается в следующем. Расплавленная масса пластика впрыскивается в форму под давлением 482 атмосферы. Через две минуты форма разъединяется, и после остывания получается крупная кузовная панель. Отдельные панели соединяются в цельную конструкцию специальным клеем. Кузов не нуждается в дополнительной окраске, обладает высокой антикоррозионной стойкостью. Нити каркаса, заложенные прямо в литьевую форму, обеспечивают необходимую прочность и энергоемкость панелей.

Кузов легче стального
Стоимость подготовки производства и самого производства меньше по сравнению со стальными и алюминиевыми кузовами (не нужны штамповка деталей, сварочное, гальваническое и окрасочное производства)
Меньше затраты энергии при переработке
Необходимы большие и дорогостоящие литьевые машины
Сложный ремонт при повреждениях, иногда единственный выход – замена детали целиком

 Стеклопластик

Под общим названием «стеклопластик» будем иметь в виду какой-либо волокнистый наполнитель, пропитанный полимерными термореактивными смолами. Наиболее известные наполнители – стеклоткань, карбон (группа углепластиков представляет из себя сеть из переплетенных под определенными углами углеродных волокон, пропитанную специальными смолами), кевлар (синтетическое полиамидное волокно. Отличается небольшим весом, негорючее, устойчивое к высоким температурам, по прочности на разрыв в несколько раз превосходит сталь) и волокна растительного происхождения. Технология изготовления кузовных деталей напоминает выклейку игрушек из папье-маше. Слои наполнителя укладывают в специальные матрицы, пропитывают синтетической смолой и оставляют на определенное время для ее полимеризации. Существует несколько вариантов изготовления кузовов: монокок (весь кузов – одна деталь), наружные панели из пластика, установленные на стальной или алюминиевый каркас, и даже сплошной кузов с интегрированными в его структуру силовыми элементами. Учитывая особенности технологии (длительность полимеризации, большая доля ручного труда), стеклопластик в серийных автомобилях используется редко, хотя отдельные элементы из него и даже наружные панели изготавливались и продолжают изготавливаться. В последнее время получил распространение карбон, причем не только для кузовов автомобилей Формулы-1, но и тюнинга серийных машин. Одна из новинок – использование натуральных волокон абаки (банана), отличающихся чрезвычайно высокой прочностью. Волокна абаки используются в сочетании с полипропиленом.

Минимальный вес при высокой прочности кузова
Большие размеры кузовных деталей
Относительно простое изготовление деталей сложной формы
Превосходные декоративные качества поверхности деталей, позволяющие отказаться от покраски (для карбона)
Высокая цена некоторых наполнителей (карбон, кевлар)
Длительное время изготовления деталей
Высокие требования к чистоте и точности форм
Сложный ремонт при повреждениях, иногда единственный выход – замена детали целиком

 Требования к материалам для изготовления автомобильных кузовов
Высокая прочность
Энергоемкость (способность поглощать энергию удара при столкновении)
Технологичность (возможность изготавливать детали сложной формы с минимальным количеством операций)
Минимальная масса кузова (чем ниже масса, тем меньше расход горючего и количество вредных выбросов)
Коррозионная стойкость
Ремонтопригодность

Александр Ландарь
Фото фирм-производителей