X

Lada Granta: Улучшить за недорого

Информация о Granta – новой модели «АвтоВАЗа» – уже появлялась в нашем журнале. Однако это было поверхностное знакомство с автомобилем. Более детально нам удалось познакомиться с новинкой непосредственно на заводе.

Информация о Granta – новой модели «АвтоВАЗа» – уже появлялась в нашем журнале. Однако это было поверхностное знакомство с автомобилем. Более детально нам удалось познакомиться с новинкой непосредственно на заводе.

Информация о Lada Granta – новой модели «АвтоВАЗа» – уже появлялась в нашем журнале (см. «АЦ» 21’2011). Однако это было поверхностное знакомство с автомобилем. Более детально нам удалось познакомиться с новинкой непосредственно на заводе.

Сэкономить и улучшить – такая задача стояла перед конструкторами «АвтоВАЗа», которым предстояло на платформе одной модификации Kalina создать преемника трех устаревших моделей – 2107, Samara (2115) и, собственно, Kalina седан (1118). В итоге получилось три модификации Lada Granta – «Стандарт», «Норма» и «Люкс», которые придут на смену ­вышеупомянутым устаревшим моделям. При одинаковых кузовах и схожих экстерьере и интерьере они будут основательно отличаться уровнем оснащения и качеством оформления. Соответственно, и цены на авто будут разными. Стоимость базовой версии модификации «Стандарт» в России стартует с 229 тыс. руб., «Норма» – с 256 тыс. руб, а цена на «Люкс» превысит 300 тыс. руб.

Рождение модели

Конечно же, первоначально решался вопрос подходящего дизайна новой модели. Как нам рассказали конструкторы «АвтоВАЗа», все происходило по совсем иной схеме, чем это делалось ранее. Новый автомобиль, т. е. дизайн Granta, сначала создали в виртуальном пространстве. Была построена его «живая» ходовая версия, которую опробовали на мониторе компьютеров на привлекательность как в городском транспортном потоке, так и на трассе. Интересно то, что эти живые фильмы, в которых Granta ездит по городским улицам и по трассам рядом с машинами-«одноклассниками», вышли задолго до появления пластилиновых макетов новинки.

Так как основой Granta стал седан Kalina, собирать ее кузов будут на том же роботизированном сварочном конвейере, где делают Kalina (спроектирован и изготовлен «АвтоВАЗом» совместно с немецкой компанией Kuka). Покраска кузова будет осуществляться на оборудовании немецкой фирмы Eisenmann. Окраска кузова и нанесение лака в окрасочных камерах производится 32-мя роботами – 6 на линии грунта и 26 – на двух лаковых линиях. Далее с окрашенного кузова снимают двери, и он поступает на сборочный конвейер. Двери собирают отдельно, устанавливают их на этапе, когда салон полностью собран. После сборки и стендовой проверки каждая Granta, сошедшая с конвейера, будет тестироваться на заводском испытательном треке. До этой модели на трек отправлялась лишь часть выпускаемых машин.

По сравнению с Kalina седан аэродинамика­ у «Норма» и «Стандарт» лучше на 6,3%. Благодаря аэродинамическому пакету версии «Люкс» коэффициент сопротивления уменьшили с 0,367 (у «Норма» и «Стандарт») до 0,353.

Новинка «АвтоВАЗа» принесет новые гарантийные обязательства: срок гарантии – 3 года, а также отметится увеличенным межсервисным интервалом – 15000 км.

Проще и надежнее

Для снижения себестоимости автомобиля многие его узлы пришлось упрощать. Достигалось это в основном за счет создания элементов машины с меньшим числом деталей. Это положительно отразилось и на других характеристиках. Вот лишь несколько примеров того, как инженеры выполняли задачу. Так, облицовку радиатора сделали как единое целое с передним бампером. И если бамперная группа седана Kalina содержит 9 деталей, то у Granta их только 3. Такой же модернизации подверглась панель приборов. Здесь вместо 52-х деталей, которые были у прародителя Kalina седан, осталось 39. А наиболее эффективно процесс сокращения деталей проявился на обивке дверей – в Kalina седан этот элемент интерьера собран из 15-ти деталей, а у Granta – всего из 3-х! В итоге это не только удешевило производство, но и позволило повысить вибростойкость элементов, на порядок снизило вероятность появления скрипов в салоне – даже пос­ле длительной эксплуатации.

В передней части кузова появилась сплошная рамка радиатора, что повысило жесткость передка, которую ранее любителю тюнинга повышали с помощью распорок между чашками амортизационных стоек. Адаптировали Granta и под европейские нормы безопасности пассажиров как при фронтальном столкновении, так и при боковом (R95-02), а также для пешеходов (R78-2009).

Двигатели

Прояснилась ситуация и по силовым агрегатам Granta. Для нее предусмотрено три двигателя, два из них будут устанавливаться в базовых версиях. «Стандарт» получит 1,6-литровый мотор 11183 (84 л. с.) и 5-ступенчатую КП 1118, а «Норма» и «Люкс» – модернизированный 8-клапанный 1,6-литровый двигатель 21116 (90 л. с.). Последний имеет облегченную шатунно-поршневую группу, сниженные расход топлива, шумность и уровень вибраций. Этот мотор дополнят 5-ступенчатой КП 2112, которая к середине 2012 года получит тросовый привод механизма управления. Третий двигатель, знакомый по модели Priora, – 16-клапанный 1,6-литровый 21126 мощностью 98 л. с., будет устанавливаться в качестве допопции на люкс-версии.

Систему вентиляции салона в «Норме» и «Люксе» оснастят фильтром, а «Люкс» получит еще подогрев сидений и борткомпьютер с огромным объемом информации.

Модификацию с «автоматом» обещают в конце 2012 г.

Электронная педаль газа у версии под Евро 4 имеет короткий ход.

Передние сиденья оборудовали импортным механизмом передвижения, который работает очень мягко и точно.

Улучшена вибро- и шумоизоляция дверей, а новая геометрия дверных карт позволила увеличить ширину салона.

Для меньших кренов стабилизатор поперечной устойчивости сделали толще – 22 мм вместо 20 мм (у Kalina).

Подвески

Несмотря на то, что Granta создана на платформе Kalina седан, в конструкцию ее подвесок модификаций с усилителем руля («Норма» и «Люкс») внесли изменения, которые призваны улучшить курсовую устойчивость автомобиля. Для этого кастер передней подвески увеличили до 2°45’. А так как это влечет за собой рост усилия на руле, на данную версию поставили усилитель с повышенным компенсирующим моментом. Для лучшей управляемости на этих версиях также установлена рулевая рейка с меньшим передаточным числом, что обеспечило снижение количества оборотов руля до трех. У самой дешевой версии Granta «Стандарт» (без усилителя руля) кастер остался прежним (1°40’), а рулевая рейка сохранила число оборотов – четыре. В передней подвеске изменились модуль стойки и верхняя опора. Попутно были усилены опоры кузова и установлены амортизаторы с иными характеристиками.

Впервые в «серийной» практике «АвтоВАЗа» в Granta появилась задняя подвеска с отрицательным углом развала колес (-1°). Устанавливается он на заводе и не требует регулировки в процессе эксплуатации. Ранее для этих целей «придворные» фирмочки «АвтоВАЗа» выпускали специальные комплекты для установки на переднеприводные Lada. Предусмотрен также положительный угол (+10’) схождения задних колес.

Нетипично для Lada

В Granta появится много новых необычных функций и систем, ранее недоступных моделям «АвтоВАЗа». Так, наверное, впервые российский автомобиль оснастят (во II полугодии 2012 г.) передним лобовым стеклом с электроподогревом, производство которого осваивает российский завод «Бор». На щитке приборов установят компактный монитор навигационной системы, карты в которую можно будет закачать через мини-USB-разъем справа от шкалы спидометра. В данной модели также предусмотрели штатные места под крепление прицепного устройства (фаркопа).

Попытки выйти на новый качественный уровень автомобилей заставили «АвтоВАЗ» начать более тесно сотрудничать с иностранными производителями комплектующих. Так, дверные замки поставляет французская компания Valeo, замки крышки багажника – немецкая фирма Kiekert, стеклоподъемники – Brose (Германия) и т. д.

Складывающиеся задние кресла сделали раздельными, что позволит перевозить неширокие грузы даже с одним или двумя пассажирами сзади.

Очевидно, с целью экономии на крышке багажника Granta не сделали обивку. Для удобства его закрытия с внутренней стороны прикручена пластмассовая ручка.

По требованиям законов России, новинку оборудовали фарами дневного света – в головном светомодуле сделали ячейку и разместили лампу 21 Вт.

Два восьмиклапанных мотора ВАЗ станут основными в линейке Granta.

Безопасность

Сдвинулись с мертвой точки на «АвтоВАЗе» и в плане пассивной и активной безопасности. Так, Granta в люксовом исполнении можно будет укомплектовать не только фронтальными подушками безопасности, но и боковыми, а помимо ABS (антиблокировочной системы тормозов) и системы помощи при экстренном торможении (BAS), можно будет установить систему стабилизации курсовой устойчивости (ESP) – с IV квартала 2012 г. Но за эти допопции придется доплатить. Интересно, что в люксовой версии инерционные ремни оснастят преднатяжителями, повышающими эффективность защиты путем прижатия пассажиров к спинкам сидений во время столкновения.

Серийное производство Granta начнется в конце года, в Украине она появится уже весной 2012-го.

Юрий Дацык
Фото автора и «АвтоВАЗа»