X

Могучие сердца

Новые двигатели VW


В конце прошлого года у концерна Volkswagen появился новый двигатель
– бензиновый 6,0-литровый 12-цилиндровый W12, предназначеный для новой
Audi A8.

Мотор сделан по W-образной схеме – он представляет собой два объединенных
в единый блок V6. Цилиндры расположились более компактно – в шахматном
порядке. Благодаря такой конструкции мотор получился достаточно небольшим:
длина – 513 мм, ширина – 690 мм, что соответствует размерам V-образной
«восьмерки». Малые габариты позволили совместить его с полноприводной
трансмиссией quattro (двигатель установлен продольно). Все ранее существовавшие
двенадцатицилиндровые моторы из-за своих размеров могли компоноваться
только с задним приводом (при расположении спереди).

Мощность мотора составляет 450 л.с., а максимальный крутящий момент
– 580 Нм, т.е. показатели по сравнению с характеристиками предшественника
V12 улучшились на 30 л.с. и 20 Нм соответственно. 95% максимального крутящего
момента выдаются в широком диапазоне оборотов – от 2300 до 5300. На одну
лошадиную силу двигателя А8 приходится всего 4,4 килограмма от общей массы
машины (1995 кг). Все это положительно сказывается на разгонной динамике.
Так, по утверждению автопроизводителя, до «сотни» А8 разгоняется всего
за 5,2 с, до двух сотен – за 17,4 с и до 250 км/ч – за 30 с.

По показателям токсичности отработавших газов новый двигатель соответствует
экологическим нормам Евро 4. Выхлоп мотора очищается четырьмя керамическими
каталитическими нейтрализаторами. Чтобы после холодного пуска они быстрее
разогревались, выпускной коллектор сделали двухслойным с воздушной прослойкой.
Это, кстати, снизило уровень шумов, источником которых являются выходящие
из цилиндров на большой скорости отработавшие газы. Качество очистки при
этом контролируют восемь лямбда-зондов.

Четыре клапана каждого цилиндра открываются двумя распредвалами: впускные
– одним, выпускные – другим. Для оптимизации процессов наполнения и очистки
цилиндров ГРМ оснастили механизмом изменения фаз газораспределения, который
в зависимости от режима работы может доворачивать впускной вал на 52°,
а выпускной – на 22°.

Чтобы снизить вес нового многоцилиндрового мотора, при его изготовлении
использовали различные легкие сплавы на основе алюминия и магния. Ныне
он является самым легким из двенадцатицилиндровых «собратьев».

Поршни и шатуны тоже выполнены из облегченных сплавов, что позволило
снизить инерционность этих деталей и сделать мотор более динамичным и
высокооборотистым. При разработке систем впуска и выпуска была выполнена
задача максимального снижения противодавления, которое испытывают отработавшие
газы и поступающий в цилиндры воздух. Этим улучшили вентиляцию цилиндров
и наполнение их свежим зарядом, поэтому двигатель стал более чувствительным
к нажатию на педаль газа. По утверждению разработчиков, мотор теперь на
5% экономичнее – на каждые 100 км пробега он потребляет 13,8 л 98-го бензина,
что на 0,8 л меньше по сравнению с предшественником.

Подготовил Юрий Дацык
Фото Audi