X

Монтаж, инсталляция аудиосистемы в автомобиле ВАЗ-2108

Как установить приличную аудиосистему, не нарушая функциональности автомобиля? Своим опытом с читателями делятся специалисты по инсталляции автоэлектроники компании «Ингвар Инжиниринга».


Как установить приличную аудиосистему, не нарушая функциональности автомобиля? Своим опытом с читателями делятся специалисты по инсталляции автоэлектроники компании «Ингвар Инжиниринга».

За основу возьмем отечественную «восьмерку», завоевавшую репутацию достаточно простого, долговечного и безопасного автомобиля. Несмотря на свой устаревший по мировым меркам внешний вид, относительная доступность и хорошая репутация этих автомобилей способствовали тому, что 8АЗ-2108 выпускается до сих пор являясь самым массовым изделием Волжского автозавода.

Для того, чтобы добиться хорошего результата при сравнительно небольших затратах, Вашему вниманию предлагается базовая компоновка четырехканальной акустической системы, в основу которой входит головное устройство – кассетная дека ARX 8370 RW фирмы Clarion с функцией управления CD-чейнджером и 4-канальный усилитель мощности (100Wx4) фирмы Boss BA-4000.

Очередность монтажа аудиосистемы состоит из следующих этапов (схема представлена на рисунке):

1. Демпфирование.
2. Прокладка межкомпонентных, акустических и силовых проводов,
3. Изготовление задней полки из акустической фанеры с посадочными местами для тыловых динамиков.
4. Монтаж фронтальных и тыловых громкоговорителей.
5. Установка и подключение кассетной деки, CD-чейнджера на 12 дисков и усилителя мощности.
6. Настройка системы.

Первый этап. Демпфирование. Основная задача – это устранение вибрации деталей кузова автомобиля, приборной доски, отделки и обрамления дверей, так как уровень внутреннего шума, который слышат обитатели салона, для ВАЗ-2108 очень высок. Шум и вибрация отрицательно сказываются на акустической обстановке и значительно снижают возможности аудиосистемы. Нам надо снизить уровень шума «всего» на несколько децибел. Децибел – величина, связанная с интенсивностью звуковой волны логарифмической зависимостью. Получается, что, снизив уровень шума на 3 дБ, шумовую энергию уменьшаем вдвое.

Решить проблему можно с помощью звукопонижающих материалов фирмы Dynarnat, специально предназначенных для автомобильной аудиопромышленности. Фирма выпускает целый ряд шумоизолирующих материалов, В нашем случае мы используем «дайнамат-оригинал» (пластовой демпфер с клеевым слоем) – эффективное средство снижения резонанса.

Изолируем все доступные поверхности из металла и пластмасс, но особенно тщательно – монтажные поверхности для динамиков, что улучшит качество звука и частотную характеристику. Для снижения шумов необходимо изолировать пол кузова, колесные ниши, перегородку между салоном и двигателем, внутренние поверхности дверей, боковые – багажного отсека и потолок автомашины.

Чем больше используется материала, тем лучше: уже 25% изолированных поверхностей дают удовлетворительный результат. Трудоемкая, но очень необходимая работа,

Второй этап. Прокладка силовых, акустических и межкомпонентных проводов.

В инсталляции автомобильной аудиосистемы очень многое зависит от качества применяемого кабеля, его конструкции и материалов, из которых он сделан. Как проводник в автомобильных кабелях применяется медь с очень низким содержанием кислорода (от чистоты материала зависит сопротивление кабеля). Особое внимание надо обращать и на изоляцию провода Межблочные акустические кабели должны быть покрыты таким диэлектриком, благодаря которому провода не будут цеплять на себя весь «аудио-мусор», излучаемый радиооборудованием автомобиля. Совет: используйте только специализированный кабель. Применять простой, тонкий экранированный провод, корректно сказано, запрещается.

Существуют стандартные наборы межкомпонентных соединителей с дополнительным проводом управления, т.е. включения выносного усилителя от автомагнитолы. Что касается акустических проводов (длиной 4.5-5.5 м), то здесь существует единственный критерий качества – это количество тонких проводничков в оплетке. Экономить на сечении просто нецелесообразно.

При укладке межблочного и акустического кабелей следите, чтобы они лежали отдельно от питающих (силовых) проводов. Вдоль левого борта автомобиля проложите питающий кабель, а вдоль правого – межблочный и акустический. Для защиты всей системы в аккумуляторе должен быть установлен предохранитель.

Третий этап. Крепежный адаптер. Изготовить заднюю полку при отсутствии акустической фанеры можно из обыкновенной, толщина ее при этом должна быть не менее 10 мм. Для устранения демпфера новую полку надо обклеить материалом «Дайнамат-оригинал». Если вы не хотите менять штатную полку, изготовьте крепежный адаптер для установки динамиков и закрепите его под задней полкой, в этом случае внешне полка останется прежней,

Четвертый этап. Установка динамиков. Вот мы подошли к одному из главных этапов инсталляции. Ведь от правильного крепления динамиков зависит четкое звучание системы. Излучатели (Front L, R, Rear L, R) целесообразно применять многокомпонентные. В дверях удобно располагаются двухполосные динамики фирмы SIAUDIOPHILE SERIES AF-40.2.

Впереди, на приборной панели, слева и справа в уголках следует расположить высокочастотный динамик (аналог TW-17 фирмы Boss). Основное условие формирования переднего фронта звучания – это добротная фильтрация сигнала. Как правило, в высокочастотном динамике фильтр уже имеется (встроенный или навесной).

А вот для GSI AF-40.2 необходимо применять активный кроссовер с частотой среза от 100 Hz до 5 Khz. Теперь рассмотрим динамики, которые располагаются сзади (Rear L, R).

В этой схеме мы применяем трехполосые эллиптические системы фирмы Boss, модель AVA-6935, Это оправдано хотя бы тем, что на одном основании располагаются три излучателя: высокочастотный и основной широкополосный. Такой подход можно назвать традиционным. Напоминаем, что посадочные места динамиков обязательно надо обработать материалом типа Dynamat (см. выше), а также провести дополнительные работы по герметизации задней полки, что позволит снизить сообщаемость объема багажника и салона, а, следовательно, и интерференционные эффекты. Все это позволит улучшить звучание системы в целом.

Пятый этап. Монтаж источников. Установка касcетной деки и CD-чейнджера, как правило, – процедура несложная. Необходимо обратить внимание на фильтр питания, защищающий от помех, и добротное заземление. Существуют специальные фильтры с высоким уровнем подавления помех, но применяются они не всегда. Усилитель мощности в этой схеме размещается в багажном отделении. При креплении усилителя обратите внимание, чтобы его радиатор нормально обдувался. Несмотря на наличие предохранителя в самом усилителе, силовые кабели следует разорвать дополнительной группой предохранителей. Все соединения делайте строго по инструкции.

Шестой этап. Настройка системы. Перед включением системы есть смысл убедиться в правильной фазировке динамиков. На клеммах динамиков есть обозначение: «+» – плюс и «-» – минус. Если подать постоянное напряжение 4-5 В в соответствии с маркировкой, диффузор динамика должен выталкиваться из магнитной системы. Иногда «плюс» маркируется красной точкой. В любом случае все излучатели необходимо проверить. Включая магнитолу, устанавливаем режим Front L, R и регулируем кроссовер, При максимальной мощности динамики не должны искажать звук. Далее регулируем тыловые излучатели. Желательно иметь усиление 50-70% от максимального значения. Если динамики с легким и подвижным диффузором, то мощность не более 50%.

Следует отметить, что применение базовых излучателей и соединителей процесс настройки системы значительно упрощает. При профессиональной установке снимаются характеристики конкретных излучателей, согласуются с усилителем и кроссовером. Учитываются фазовые сдвиги в сигнале, величина потерь спектра излучения. И только после лабораторных исследований производится инсталляция.

Высокое качество системы достигается не только отдельными компонентами, но и согласованием между ними.

Информация предоставлена техническим отделом кампании«Ингвар Инижиринг»