X

Музей компании «Мишлен»: Колесо как часть автомобильной эпохи

Компания «Mишлен» одна из немногих уже более ста лет эволюционирует вместе с автопромом. Если углубиться в историю, можно узнать много интересных фактов.

Компания «Mишлен» одна из немногих уже более ста лет эволюционирует вместе с автопромом. Если углубиться в историю, можно узнать много интересных фактов.

Компания «Mишлен» одна из немногих уже более ста лет эволюционирует вместе с автопромом. Если углубиться в историю, можно узнать много интересных фактов.

Год рождения этой всемирно известной компании – 1889-й. Тогда братья Андре и Эдуард Мишлен зарегистрировали в городе Клермон-Ферран компанию «Мишлен и Ко», которая в начале своей деятельности занималась производством резиновых мячей, приводных ремней и тормозных колодок. Однако очень скоро они переориентировали свой бизнес на изготовление покрышек для колес. И теперь историю компании «Мишлен» можно рассматривать как историю совершенствования шин для транспортных средств, в которых используется колесо. Изначально это были велосипедные покрышки. В 1891-м Эдуард Мишлен приступил к модернизации пневматической шины Данлопа, которая отличалась тем, что была намертво прикреплена к ободу колеса. Он решил сделать ее съемной. И это ему удалось. В том же году велосипедист Шарль Террон на съемной пневмошине Michelin одержал победу в гонке Париж – Брест – Париж протяженностью 1200 км. В 1895-м компания начала выпускать пневматические покрышки для экипажей Eclair. В этом же году после первого автопробега братья поняли, за каким транспортным средством будущее, и с новыми силами включились в процесс создания автомобильных шин, который длится по сей день. И даже после гибели в 2006 году 43-летнего Эдуарда Мишлена (продолжателя рода основателей компании), руководившего на тот момент «Мишлен», компания осталась верна своим традициям. Сегодня «Мишлен» возглавляет Мишель Ролье, а в будущем правление, возможно, перейдет к одному из наследников Эдуарда, у которого было шестеро детей.

Этот шоу-байк «Мишлен» назвала мото-роу. Ездить на нем может только Бибендум. Гигантское ведущее колесо обуто в шину.

 

Это не шоу-кар, а высокотехнологичная лаборатория «сороконожка» для тестов шин.

Шины Michelin и сегодня служат «железнодорожникам», обеспечивая беcшумность метро и трамваев.

Даже на железной дороге, где должны быть металлические колеса, компания «Мишлен» еще в 1952–1970 годах на острове Мадагаскар обеспечила малошумность железнодорожных экспрессов.

Улучшение характеристик

За всю эпоху развития автомобильных шин инженеры «Мишлен» решали самые разные задачи, которые были актуальны на том или ином этапе автомобилестроения. С ростом скоростей конструкторам покрышек пришлось задуматься над тем, как улучшить управляемость машины. Так, в 1937 году была создана низкопрофильная шина, а в 1965-м появилась покрышка с асимметричным рисунком протектора. Параллельно шла работа над повышением комфорта и долговечности, в рамках которой в 1946 году «Мишлен» запатентовала радиальную шину.

Экологичность и экономичность

Спустя почти 100 лет после начала производства пневматических покрышек в шинной индустрии заговорили о новом требовании к этой круглой черной детали автомобиля. Теперь она должна участвовать в решении глобальных энергетических и экологических проблем, а именно – иметь пониженный коэффициент сопротивления качению, чтобы обеспечить экономию топлива и, соответственно, уменьшить выбросы отработавших газов в атмосферу. На входе в центральный офис компании «Мишлен» стоит стенд, на котором в цифровом виде ежеминутно ведется отсчет экономии топлива, которую с начала производства в глобальном масштабе обеспечивают шины семейства Energy. Подобный стенд какое-то время стоял и у Эйфелевой башни.

1994 г. Начало выпуска эко-шины Energy, в которой использованы новые каркас, резиновая смесь и бортовые кольца.

Вехи истории

28 мая 1889 г. В городе Клермон-Ферран основана компания «Мишлен и Ко», которая в начале своей деятельности занималась производством резиновых мячей, приводных ремней и тормозных колодок.
1891 г. Эдуард Мишлен усовершенствовал пневматическую шину Данлопа, сделав ее съемной.
1895 г. Начало производства пневматических шин для экипажей Eclair.
1898 г. Рождение символа компании «Мишлен» – человечка Бибендум.
1899 г. Мировой рекорд скорости – преодолен рубеж 100 км/ч на шинах Miсhelin.
1908 г. Компания предложила применять на автобусах и грузовиках сдвоенные шины на задних осях.
1908 г. Патент «Мишлен» на запасное колесо.
1917 г. Компания выпускает свою первую шину с рельефным рисунком протектора и добавлением в каучук сажи.
1919 г. Выпуск шины типа «Кабле», в которой слои каучука чередовались с параллельными нитями. Это увеличило ресурс покрышки.
1923 г. Появление первой легковой шины низкого давления (2,5 бара), способной прослужить 15 тыс. км.
1929 г. «Мишлен» выпускает первую покрышку для железнодорожного транспорта.
1930 г. Патент на шину с интегрированной в нее камерой.
1932 г. Создана шина «Суперкомфорт» со сверхнизким рабочим давлением (1,5 бара) и ресурсом до 30 тыс. км.
1937 г. Создание низкопрофильной покрышки с улучшенной управляемостью и устойчивостью на высоких скоростях.
1938 г. Представлена покрышка со стальным кордом (для тяжелых грузовиков).
4 июня 1946 г. Патент на радиальную шину, обеспечившую лучший комфорт, долговечность и получившую наибольшее распространение.
1960 г. Создание бескамерных шин для большегрузных авто.
1965 г. Представлена первая шина с асимметричным рисунком протектора.
1975 г. Начало продаж покрышки TRX, в которой обод колеса неразделимо связан с шиной, что повысило устойчивость и управляемость автомобиля.
1979 г. Появление зимней шины без шипов и скоб. Начало эры фрикционных зимних покрышек.
1971 г. Первая радиальная шина для авиации.
1994 г. Презентация линейки шин Energy с пониженным сопротивлением качению.

1996 г. Инженеры «Мишлен» разрабатывают систему РАХ (шина+ обод+вставка), которая позволяет продолжать движение после прокола.

2005 г. Проект автомобильного колеса Tweel без использования сжатого воздуха. Его энергию заменили упругие «спицы».

Мотор-колесо

Компания «Мишлен» присоединилась и к электромобилизации автомобилей. Помимо разработки специальных шин для электромобилей (2012 г.) – семейство EnergyTM E-V , инженеры «Мишлен» и сами занялись электрификацией машины. Причем сделали это весьма оригинально – разработали мотор-колесо (2004 г), которое не только приводится в движение электромотором, интегрированным внутрь колесного диска, но и имеет собственную подвеску, также интегрированную в колесный диск. Опытную разработку такого электромобиля «Автоцентр» протестировал прошлой осенью (см. «АЦ» № 44’ 2011).

EnergyTM E-V

Мотор-колесо

Эпоха рекламы

Параллельно с техническим совершенствованием своей продукции компания «Мишлен» активно работала и над ее продвижением. В 1901 году она первой стала выкупать у печатных изданий рекламные площади, на которых размещала рекламную информацию по своему усмотрению. Реклама «Мишлен» была узнаваема во все времена благодаря символу – человеку-логотипу по имени Бибендум, который был «построен» художником-карикатуристом О’Гэллапом из горы автомобильных покрышек. Этот символ стоял и на крышах многих грузовиков. Однако в XXI веке, когда началась борьба за снижение аэродинамического сопротивления автомобилей в угоду экологии, компания «Мишлен» отказалась от производства своей символики для грузового транспорта.

Гиды

В рамках популяризации путешествий на автомобиле в начале XX века компания «Мишлен» начала выпускать «зеленые» карты-гиды, получившие название «Гид Мишлен». Они выпускаются по сей день и охватывают карты автомобильных дорог практически всего мира. «Зеленый гид» выпускается и в русско­язычной версии. В середине XX века компания начала производить «красные» гиды по Европе, в которых содержится информация о самых лучших отелях и ресторанах Европы. Для этого в «Мишлен» создана экспертная группа. Эти гиды сегодня продаются и в Украине.

Юрий Дацык
Фото Michelin и Евгения Сокура