X

На хвосте у экономии

Зачем обгонять грузовик, если, двигаясь за ним вплотную, можно сэкономить топливо и на эти деньги купить кофе? Способен ли грузовой бокс на крыше эту экономию «съесть»? А перекачанные колеса помогут сэкономить? Ответы на эти вопросы – в нашем эксперименте.

Зачем обгонять грузовик, если, двигаясь за ним вплотную, можно сэкономить топливо и на эти деньги купить кофе? Способен ли грузовой бокс на крыше эту экономию «съесть»? А перекачанные колеса помогут сэкономить? Ответы на эти вопросы – в нашем эксперименте.

Зачем обгонять грузовик, если, двигаясь за ним вплотную, можно сэкономить топливо и на эти деньги купить кофе? Способен ли грузовой бокс на крыше эту экономию «съесть»? А перекачанные колеса помогут сэкономить? Ответы на эти вопросы – в нашем эксперименте.

Отпуск, жаркая пора, магистраль в южном направлении забита вереницами фур. Легковушки то и дело пытаются прошмыгнуть между грузовиками, зачастую создавая аварийные ситуации. Для обгона каждой фуры требуется дополнительно сжечь несколько десятков граммов недешевого нынче топлива. И все ради того, чтобы на полчаса раньше прибыть в пункт назначения. Вместе с коллегами из автомобильного социального портала «АвтоВизио» мы решили провести эксперимент – будет ли экономически выгодно «висеть» на хвосте у фуры, ведь за любым авто образуется воздушный мешок с разреженным воздухом, где сопротивление движению гораздо слабее. Кстати, эти же «слабости» используют гонщи­ки Формулы 1. Так, перед началом маневра обгоняющий пилот прижимает свой болид к корме соперника, а после вырывается на обгон с уже серьезным ускорением, которое он получил непосредственно в разреженной зоне.

В рамках данного эксперимента было решено дополнительно замерить расход топлива при езде с грузовым боксом на крыше машины, а также подсчитать экономическую целесообразность езды с повышенным давлением в колесах.

Техника вычисления

Для эксперимента выбрали личный автомобиль Subaru Forester с атмосферным двухлитровым двигателем и механической КП. В качестве полигона использовался участок трассы Киев – Одесса. Эксперимент состоял из четырех этапов, на каждом из которых автомобиль двигался по населенным пунк­там со скоростью 80 км/ч, а вне их – 90 км/ч. Длина каждого заезда составляла 100 км. Для чистоты эксперимента бензин закупался на одной АЗС. Замер производился старым дедовским способом. Заполняли по горлышко бак бензином, машина «пробегала» заветную сотню километров, после чего снова заправляли бак до горловины. Сколько залили – такой средний расход на 100-километ­ровом участке и получили.

С багажником

Формы грузовых боксов отличаются друг от друга и создают разное сопротивление воздуху. Наша цель – приблизительно определить масштабы затрат на топливо при езде с аэробоксом. Сотня километров движения в таком режиме не представляет собой сложности: держи заданную скорость, зевай, любуйся видами за окном. Замеры показали, что багажник берет на себя ни много ни мало – 0,6 л или же 7%. Общий расход на «сотню» составил 9,15 л.

Перекачанные колеса

До этого заезда давление в колесах составляло 2 атм. Теперь его увеличили до трех. Конечно, это является нарушением правил эксплуатации автомобиля и покрышек. В таком состоянии у шины уменьшается площадь контакта с дорогой, что, в свою очередь, ухудшает сцепные свойства колеса. Но ради эксперимента мы на это пошли. Расход – 8,25 л на 100 км. Экономия составила всего 0,3 л, или 3,5% реального расхода топлива автомобиля.

Движение «в мешке»

Держаться за фурой на дистанции 15 метров при скорости 90 км/ч несложно. Водители большегрузных авто, как правило, избегают внезапных торможений и маневров. Сложнее всего во время эксперимента было справиться с одолевающей скукой. К счастью, за более чем часовой марафон в лобовое стекло машины из-под грузовика не вылетело ни одного камня. На финише приступаем к замеру расхода – бензин показался в горловине, когда в бак было залито 7,65 л горючего. Замерили, перекурили и отправились на следующий этап – замерять истинный расход топлива автомобиля.

Порожняком

В таком режиме ехать значительно проще: впереди не маячат «ворота» прицепа грузовика, любуешься природой, считаешь километровые столбы. Возвращаемся на место финиша первого этапа. Кульминация. Какое количество бензина войдет в топливный бак на этот раз? Заезжаем на ту же АЗС, к той же колонке и опять заправляем бак под горловину. Результат – 8,55 литра, что на 0,9 литра или на 11,5% больше, чем при езде за грузовиком.

Двигаясь за грузовиком на минимальной дистанции (15 метров), вы рискуете попасть в ДТП.

Мнение

Константин Дзю Водитель-дальнобойщик, стаж вождения 18 лет

Водители грузовиков с большим стажем вождения могут себе позволить такую роскошь, как висеть у коллеги на хвосте на расстоянии 5–10 м. Это очень опасная дистанция, но если водители согласовали все действия заранее, а к тому же пользуются рациями для оперативного внесения в движение различных корректировок, то такая затея поможет существенно снизить расход горючего. Например, преодолевая в таком режиме расстояние в 800 км, я экономлю около 100 л дизтоплива. Водителям легковых авто, чтобы оказаться в зоне с низким давлением воздуха, не обязательно подъезжать так близко. Расстояние 15 м, которое было при проведении эксперимента, вполне достаточное для экономии и более-менее безопасное. Правда, если легковушка надолго сядет на хвост, водителя фуры это начнет раздражать и он попытается избавиться от назойливого «нахлебника». Так что если видите неадекватное поведение грузовика – снимайтесь «с хвоста» и езжайте особняком.

Юрий Дацык Зам. главного редактора журнала «Автоцентр»

Экономить – это хорошо. Но ведь недаром говорят – на одном сэкономишь, на другом переплатишь. Дело в том, что в каждом из упомянутых вариантов есть свои недостатки. Во-первых, двигаясь за фурой на такой минимальной дистанции (15 м), вы рискуете попасть в ДТП, так как в случае экстренного торможения грузовика остановочный путь на легковой машине может оказаться больше. Во-вторых, эксперимент проводился на чистой и ровной одесской трассе. Если же проводить его на других дорогах, где мелкие камни и песок – дело обычное, то сколы и микроцарапины на лакокрасочном покрытии, стеклах фар и лобовом стекле от колес фуры вашему автомобилю обеспечены. В-третьих, ямы и неровности, которые для фуры с ее крупными колесами – «мелочи жизни», для колес легковушки и ее подвески могут стать причиной «травм» и значительного сокращения ресурса. А все из-за того, что при такой маленькой дистанции вы не сможете вовремя отреагировать на препятствие, чтобы оптимально и безопасно объехать его.

В случае с экономией на перекачанных шинах возникает вопрос безопасности, так как уменьшается пятно контакта, а также ресурса самой шины и узлов подвески. В покрышке увеличивается нагрузка на конструкцию – нити каркаса, а подвеска из-за повышения жесткости шины при перекачке колеса на целую атмосферу начинает воспринимать более сильные ударные нагрузки.

Так что лучше поискать другие способы экономии топлива – снижение веса авто, использование экономичного стиля вождения, включающего в себя правильность переключения передач, оптимальный алгоритм нажатия на педаль газа, использование наката в режиме торможения двигателем, когда нет подачи топлива в инжекторных машинах, и т. д.

Иван Терентьев
Фото автора