Зачем обгонять грузовик, если, двигаясь за ним вплотную, можно сэкономить топливо и на эти деньги купить кофе? Способен ли грузовой бокс на крыше эту экономию «съесть»? А перекачанные колеса помогут сэкономить? Ответы на эти вопросы – в нашем эксперименте.
Зачем обгонять грузовик, если, двигаясь за ним вплотную, можно сэкономить топливо и на эти деньги купить кофе? Способен ли грузовой бокс на крыше эту экономию «съесть»? А перекачанные колеса помогут сэкономить? Ответы на эти вопросы – в нашем эксперименте.
Зачем обгонять грузовик, если, двигаясь за ним вплотную, можно сэкономить топливо и на эти деньги купить кофе? Способен ли грузовой бокс на крыше эту экономию «съесть»? А перекачанные колеса помогут сэкономить? Ответы на эти вопросы – в нашем эксперименте.
Отпуск, жаркая пора, магистраль в южном направлении забита вереницами фур. Легковушки то и дело пытаются прошмыгнуть между грузовиками, зачастую создавая аварийные ситуации. Для обгона каждой фуры требуется дополнительно сжечь несколько десятков граммов недешевого нынче топлива. И все ради того, чтобы на полчаса раньше прибыть в пункт назначения. Вместе с коллегами из автомобильного социального портала «АвтоВизио» мы решили провести эксперимент – будет ли экономически выгодно «висеть» на хвосте у фуры, ведь за любым авто образуется воздушный мешок с разреженным воздухом, где сопротивление движению гораздо слабее. Кстати, эти же «слабости» используют гонщики Формулы 1. Так, перед началом маневра обгоняющий пилот прижимает свой болид к корме соперника, а после вырывается на обгон с уже серьезным ускорением, которое он получил непосредственно в разреженной зоне.
В рамках данного эксперимента было решено дополнительно замерить расход топлива при езде с грузовым боксом на крыше машины, а также подсчитать экономическую целесообразность езды с повышенным давлением в колесах.
Техника вычисления
С багажником
Перекачанные колеса
Движение «в мешке»
Порожняком
В таком режиме ехать значительно проще: впереди не маячат «ворота» прицепа грузовика, любуешься природой, считаешь километровые столбы. Возвращаемся на место финиша первого этапа. Кульминация. Какое количество бензина войдет в топливный бак на этот раз? Заезжаем на ту же АЗС, к той же колонке и опять заправляем бак под горловину. Результат – 8,55 литра, что на 0,9 литра или на 11,5% больше, чем при езде за грузовиком.
Двигаясь за грузовиком на минимальной дистанции (15 метров), вы рискуете попасть в ДТП. |
Мнение
Константин Дзю Водитель-дальнобойщик, стаж вождения 18 лет Водители грузовиков с большим стажем вождения могут себе позволить такую роскошь, как висеть у коллеги на хвосте на расстоянии 5–10 м. Это очень опасная дистанция, но если водители согласовали все действия заранее, а к тому же пользуются рациями для оперативного внесения в движение различных корректировок, то такая затея поможет существенно снизить расход горючего. Например, преодолевая в таком режиме расстояние в 800 км, я экономлю около 100 л дизтоплива. Водителям легковых авто, чтобы оказаться в зоне с низким давлением воздуха, не обязательно подъезжать так близко. Расстояние 15 м, которое было при проведении эксперимента, вполне достаточное для экономии и более-менее безопасное. Правда, если легковушка надолго сядет на хвост, водителя фуры это начнет раздражать и он попытается избавиться от назойливого «нахлебника». Так что если видите неадекватное поведение грузовика – снимайтесь «с хвоста» и езжайте особняком.
Юрий Дацык Зам. главного редактора журнала «Автоцентр» Экономить – это хорошо. Но ведь недаром говорят – на одном сэкономишь, на другом переплатишь. Дело в том, что в каждом из упомянутых вариантов есть свои недостатки. Во-первых, двигаясь за фурой на такой минимальной дистанции (15 м), вы рискуете попасть в ДТП, так как в случае экстренного торможения грузовика остановочный путь на легковой машине может оказаться больше. Во-вторых, эксперимент проводился на чистой и ровной одесской трассе. Если же проводить его на других дорогах, где мелкие камни и песок – дело обычное, то сколы и микроцарапины на лакокрасочном покрытии, стеклах фар и лобовом стекле от колес фуры вашему автомобилю обеспечены. В-третьих, ямы и неровности, которые для фуры с ее крупными колесами – «мелочи жизни», для колес легковушки и ее подвески могут стать причиной «травм» и значительного сокращения ресурса. А все из-за того, что при такой маленькой дистанции вы не сможете вовремя отреагировать на препятствие, чтобы оптимально и безопасно объехать его.
В случае с экономией на перекачанных шинах возникает вопрос безопасности, так как уменьшается пятно контакта, а также ресурса самой шины и узлов подвески. В покрышке увеличивается нагрузка на конструкцию – нити каркаса, а подвеска из-за повышения жесткости шины при перекачке колеса на целую атмосферу начинает воспринимать более сильные ударные нагрузки.
Так что лучше поискать другие способы экономии топлива – снижение веса авто, использование экономичного стиля вождения, включающего в себя правильность переключения передач, оптимальный алгоритм нажатия на педаль газа, использование наката в режиме торможения двигателем, когда нет подачи топлива в инжекторных машинах, и т. д.