X

Неисправность аккумулятора – реальная или мнимая?

Чтобы избежать неприятностей с нестабильной работой аккумуляторных батарей, проверку и обслуживание АКБ следует обязательно включить в традиционную предсезонную подготовку.

Однако, проверять надо не только сам аккумулятор, а и всю электросистему автомобиля. Незначительные утечки тока или недостаточная эффективность генератора, которые в теплое время года оставались незамеченными, зимой могут быстро привести к выходу из строя еще вполне работоспособной АКБ.

При понижении температуры химические процессы в батарее сильно замедляются, поэтому отдача энергии снижается, а ее восстановление занимает больше времени. К тому же, масло в двигателе густеет, и стартеру требуется больше энергии для запуска. Если АКБ, соответствующая заявленным на этикетке параметрам, заряжена на все сто процентов, проблем возникнуть не должно. Однако, неисправности электросистемы в сочетании с таким явлением, как хроническая зимняя недозарядка при поездках на короткие дистанции, могут не позволять аккумулятору получать достаточно тока. В результате происходит глубокий разряд, и возможно замерзание электролита, что приводит к полной потере АКБ.

Напомним, что в мороз активизируется работа отопителя, подогрева зеркал, стёкол, сидений – из-за этого во время движения генератор большую часть энергии отдает потребителям. И если автомобиль используется для поездок на короткие расстояния, генератор попросту не успевает полностью зарядить аккумулятор. Кроме того, при перепадах температуры и оттепелях с мокрым снегом на проводах появляется влага, которая приводит к утечкам тока, если где-то присутствует оголенность проводки. Причин такого нарушения изоляции может быть много – от растрескивания изоляционного слоя проводов или его нарушения вследствие плохого их закрепления и постоянной вибрации, до… грызунов. Дело в том, что зимними ночами дворовые крысы греются в теплых моторах автомобилей, а на досуге – грызут проводку.

Недозаряд аккумулятора проявляется в том, что и индикатор заряда очень медленно движется в сторону больших показаний. А после стоянки наблюдается замедленное вращение коленчатого вала при пуске двигателя стартером. При сильно разряженной аккумуляторной батарее стартер может вообще не проворачивать коленчатый вал. Также о малом остатке заряда свидетельствуют тусклый свет ламп и ослабленный звуковой сигнал.

Утечки тока, недостаточное напряжение, выдаваемое генератором, его ослабленный ремень, неисправность регулятора напряжения, а также большой отбор мощности внештатным оборудованием – все это может привести к систематическому «недозаряду» аккумуляторной батареи. Неспециалисту трудно определить, что является причиной – неисправность самого аккумулятора или электрооборудования, потому нередко неисправность
электрооборудования ошибочно принимают за неисправность аккумуляторной батареи. Например, для уверенного пуска двигателя важно состояние контактов соединительных проводов с полюсными выводами батареи, а также состояние крепления силовых проводов к стартеру и массе автомобиля.

Плотная окисная пленка, которая образуется на контактирующих поверхностях клемм под действием влаги, высокой температуры, паров топлива и масел, имеет очень высокое электрическое сопротивление. При прохождении тока через окисную пленку падение напряжения может быть настолько сильным, что даже при полностью заряженной батарее двигатель не то что не запускается, а вообще не проворачивается, а вольтметр автомобиля будет показывать падение напряжения почти до нуля. Однако стоит только зачистить контакты между полюсными наконечниками проводов и выводами батареи, как та же самая батарея уверенно запустит двигатель. Поэтому необходимо периодически проверять и своевременно зачищать контактные поверхности наконечников проводов и полюсных выводов АКБ.

Неисправности стартера также часто создают иллюзию неисправности АКБ. Например, люфт, возникающий при износе втулок, в которые помещены концы якоря стартера, может привести к перекосу и заклиниванию якоря во время пуска двигателя. При повторной попытке пуска двигателя остановки якоря может не произойти, однако возможно многократное повторение таких случаев, вплоть до окончательной потери работоспособности стартера.

Еще один элемент электрооборудования, который может ввести в заблуждение относительно состояния АКБ – провод, соединяющий АКБ с массой автомобиля. Как правило, имеется два соединительных провода: первый – от АКБ до кузова транспортного средства, второй – от кузова (или АКБ) к двигателю. Второй соединительный провод часто находится вне поля зрения автомобилиста (под двигателем), что существенно затрудняет оценку состояния соединения, которое может пострадать от окисления. Это также может привести к увеличению переходного сопротивления, и соответственно – снижению разрядного тока вплоть до невозможности пуска двигателя.

Естественно, аккумулятор тоже может выйти из строя. Но без внешних причин это может произойти только в некачественной АКБ. В дешевых аккумуляторах быстро происходит сульфатация пластин, что снижает способность активной массы брать заряд. Нередки короткие замыкания пластин и так далее. Поэтому лучше положиться на репутацию известных производителей, применяющих в производстве АКБ самые современные технологии. Например, аккумуляторы Bosch, изготовленные с применением новейшей технологии производства положительной решетки PowerFrame®, обеспечивают больший срок службы, повышенную устойчивость к циклам заряда-разряда, уверенный пуск двигателя даже при экстремальных температурах и надежное энергообеспечение дополнительных систем безопасности и комфорта.

 

А чтобы вы, при наличии качественного аккумулятора не сталкивались зимой с проблемами при пуске двигателя, приводим несколько советов по зимней эксплуатации от специалистов компании Bosch:
1. Проверяйте состояние клемм: они должны быть чистые, без налета, крепления туго затянуты. Можно смазать контакты специальной смазкой.
2. Посетите СТО и проверьте электросистему на предмет токоутечки.
3. При падении напряжения разомкнутой цепи до 12,5 В подзарядите аккумулятор.
4. Не допускайте длительной работы потребителей энергии при выключенном
двигателе и на холостом ходу.
5. При запуске автомобилей с механической коробкой передач выжимайте сцепление.

Информация подготовлена международным маркетинговым агенством «AGV-Aftermarket»