X

Новые технологии Mazda: гарант безопасности

Мы часто рассказываем о перспективных разработках, делающих автомобиль безопаснее. А какие системы безопасности появляются сегодня на серийных авто?

Возьмем для примера новинки европейского рынка – модели Mazda3 и Mazda6. Новые технологии, примененные в серийных моделях Mazda, компания объединяет концепцией под названием SkyActiv. Среди прочего они включают комп­лекс конструктивных и технологических особенностей,  повышающих активную и пассивную безопасность автомобилей.

В отличие от других производителей, которые также используют многие из примененных японскими инженерами систем, безопасность Mazda заявлена как часть целостной философии машины. Японцы называют ее Kodo («душа движения»). Если внимательно присмотреться, можно заметить, что это не просто отражение «тонкого» восточного мировоззрения или банальная уловка маркетологов.

Философия
Снижение вероятности дорожно-транспортного происшествия и его возмож­ных последствий – лишь часть тех целей, которые Mazda преследует, «начиняя» свои новые модели многочисленными системами безопасности. Согласно философии компании они не должны мешать получать удовольствие от вождения. С одной стороны, сервоустройства автомобиля, вмешиваясь в процесс управления, корректируют траекторию машины и ее скорость до безопасных показателей. С другой – конструкторы постарались дополнить и расширить информацию, получаемую лично водителем через свои органы чувств, чтобы он мог самостоятельно контролировать и оценивать ситуацию вокруг автомобиля. Таким образом постарались избавить его от ненужных волнений, чтобы вождение машины приносило только удовольствие.

Сами с усами
Строго говоря, новым моделям Mazda, оснащенным полным комплектом систем безопасности, осталось совсем недалеко до так называемого автономного автомобиля – то есть такого, который может двигаться без участия человека в процессе управления. Производитель не заявляет об этом прямо, но анализ возможностей бортовой электроники позволяет сделать вывод: уже сегодня машина во многих опасных дорожных ситуациях может «решить вопрос» лучше, чем это сделал бы водитель-человек. Самое важное при этом – характеристики множества датчиков, способных заменить органы чувств человека при контроле обстановки на дороге.

Без слепых зон
Важной для безопасности является так называемая система мониторинга задних мертвых зон Rear Vehicle Monitoring (RVM), предупреждающая водителя о приближении другого автомобиля сзади, по смежным полосам движения. Эта система облегчает совершение опасных маневров – таких, как обгон, смена полосы движения. За счет выявления транспортных средств, находящихся в слепых зонах справа, слева и позади машины, и подачи предупредительного сигнала водителю такие перестроения будут более безопасными.

«Пемза» для жесткости
Применение прочных материалов для создания жесткого и легкого кузо­ва, что типично для современного ав­топрома, у Mazda дополняется несколькими оригинальными решениями. Так, у Mazda6 ради увеличения жесткости кузова без его утяжеления более толстой сталью и до­полнительными деталями применено напол­нение по­лостей кузова пеной на пла­стиковой основе. Становясь после высокотемпературной полимеризации жесткой, как пемза, пена повышает жесткость кузова. Для повышения жесткости и прочности дверей их панели сделаны цельными, бесшовными, а не традицион­но сварными, когда оконную рамку приваривают, как отдельную деталь. В результа­те таких мер жесткость кузова, к примеру, универсала Mazda6 повышена на 45%.

«Умные» тормоза
Система безопасного торможения в городе Smart City Brake Support (SCBS), разработанная компанией Mazda, – это автономная система экстренного торможения на низких скоростях (4–30 км/ч), что характерно, в частности, для движения в городских условиях. Smart City Brake Support сама останавливает движущуюся машину, когда ее процессор посчитает, что столкновение с впереди идущими автомобилями неизбежно. Данный комплекс дополняет работу еще одной, уже известной ранее системы – Smart Brake Support (SBS). Это она на более высоких скоростях движения сама дотормаживает авто при недостаточном нажатии педали тормоза водителем в случае угрозы догнать идущие впереди машины.

«Человек-машина»
Создавая рабочую зону водителя, дизайнеры интерьера учитывали факторы, которые отвлекают его от управления, разбив их на три группы: когда водитель отрывает взгляд от дороги, когда его мысли переключаются с управления автомобилем на иные действия и когда он снимает руку с рулевого колеса. Интерфейс «человек-машина» разработан таким образом, чтобы уменьшить вероятность возникновения всех групп факторов. Например, чтобы сократить время, на которое водитель отводит взгляд от дороги на информационный дис­плей, перефокусируя глаза и считывая нужную информацию, Mazda скорректировала расположение дисплея и углы его обзора. Подобраны наиболее подходящие шрифты текста, междустрочные интервалы, а также объем информации, которая демонстрируется за определенное время. А чтобы рука как можно меньше оставалась «вне руля» для манипулирования другими органами управления, телу водителя старались обес­печить стабильное положение и расположить органы управления наиболее эргономичным образом. Примером может служить новая поворотная рукоятка на Mazda3, позволяющая вслепую управлять информационно-развлекательной системой. Для некоторых функций осуществлено голосовое управление. Наконец, чтобы водитель думал больше об управлении автомобилем, а меньше о чем-то другом, дизайнеры интерьера разделили информацию на относящуюся к управлению и постороннюю и расположили ее в отдельных зонах, а также постарались сделать систему простой в использовании.