X

Современные ДХО – долговечнее автомобиля

О том, что дневные ходовые огни повышают безопасность движения, позволяют сэкономить топливо, сберечь ресурс ламп головного света и аккумулятора автомобиля в зимний период – сказано и написано много.

И тех, кто уже размышляет над тем, установить ли ДХО, и продукцию какого производителя выбрать, могут интересовать два вполне практических вопроса. Первый – как ДХО поведут себя в нашем климате, при грязных и разбитых дорогах. Второй – легко ли установить ДХО. И возможно, тех, кто паркует автомобиль на улице, может волновать еще один момент – легко ли снять, то есть украсть блоки ДХО. Постараемся последовательно разобрать все эти моменты.

Начнем с устойчивости ДХО к погодным и климатическим условиям, проще говоря – к воде, слякоти, морозу, снегу и грязи. Ведь если таковой устойчивости нет, то вопрос легкости монтажа теряет актуальность. Многим, наверное, приходилось слышать о перегорающих блоках ДХО или видеть машины, в которых некоторые лампочки ДХО еще горят, а другие – уже нет. Сложно сказать, что скорее может стать причиной выхода из строя некачественных огней от сомнительного производителя – то ли попадание влаги, то ли просто некачественные светодиоды, которые перегреваются и сгорают. В любом случае, мы рекомендуем устанавливать только ДХО от сертифицированных производителей, поскольку они обязательно соблюдают европейские технические требования по защите от внешних воздействий.

Впрочем, некоторые производители идут еще дальше, и превышают минимальные требования. Так, по техническим характеристикам дневные ходовые огни OSRAM LED LIGHT@DAY не просто соответствуют требованиям для подобных устройств, а и превосходят их. Например, класс пыле-влагозащиты блоков ДХО – IP69K. Это при том, что по кодировке IP максимальное цифровое обозначение – 68. Шестерка означает полную пыленепроницаемость, а восьмерка – полная водонепроницаемость вплоть до работы в погруженном состоянии. Откуда же взялась цифра 9?

Немецкий стандарт DIN 40050-9 расширяет МЭК 60529 до степени защиты IP69K, применяемой для высокотемпературной мойки под высоким давлением. Такие корпуса имеют усиленную защиту от пыли (IP6X) и способны выдержать высокое давление. Степень защиты IP69K была первоначально разработана для спецтранспорта, который нуждается в регулярной интенсивной очистке: самосвалов: бетономешалок, сельхозтехники и т.п. Понятно, что в условиях повседневной эксплуатации мы даже при желании не сможем создать условия, при которых такие ДХО могли бы выйти их строя.

Теперь, когда с пыле-влагозащитой все ясно, перейдем к установке. Конструкция не только надежна, но и проста в установке. Любой механик средней руки или даже сам автовладелец при наличии минимальных навыков работы с инструментами, благодаря продуманной конструкции и полному набору необходимых компонентов может установить ДХО на 70% иномарок, по оценкам производителя – в течение часа, максимум – полутора часов. Очевидно, что человек, знающий, за какой конец держать отвертку, при желании сделать это работу «на скорость» управится куда быстрее. Кстати, на YouTube размещен видеоролик про установку дневных ходовых огней OSRAM. В пятиминутном ролике, фактически показана вся процедура установки.

Алгоритм установки дневных ходовых огней прост: определить место для установки огней согласно Правил ЕЭК ООН N 48* и смонтировать крепления, выбрать место для блока управления и закрепить его, а затем – соединить провода и проверить корректность включения ДХО.

Довольно широкий диапазон возможной установки относительно габаритов ТС позволяет найти подходящее место в бамперах или радиаторных решетках большинства современных автомобилей. Схема установки ДХО. В ролике предусмотрительно показано, что продеть провода через решетку надо до того, как все соединить. Хотя, даже если кто и забудет это сделать, не страшно – провода подсоединяются к блоку управления разъемами на защелках – ничего не надо зачищать, прикручивать и изолировать.

Однако все же лучше продеть провода сразу – проверку правильности подключения лучше провести перед тем, как окончательно закрепить уже соединенные с блоком управления и АКБ. И тогда перед этим уже ничего не придется отсоединять, то есть абсолютно исключен риск перепутать провод.

Далее все еще проще – длина проводов имеет достаточный запас для удобного размещения и закрепления в подкапотном пространстве с помощью крепежа из комплекта (не крепите провода к топливопроводам и патрубкам системы охлаждения). Блок управления ДХО OSRAM – самоклеющийся. Отрываете защитную пленку и приклеиваете в выбранном месте. Клей надежный, поэтому от вибрации двигателя блок не оторвется от поверхности. А сами блоки огней просто защелкиваются в креплении. Вот, собственно, и все.

В заключение – совет бывалого. Расстояния от внешнего края отсчитываются от паспортных габаритов ТС (без зеркал), а не от внешнего края головной фары. Поэтому, лучше отмеривать расстояние от середины радиаторной решетки (осевой автомобиля) до внешнего края самого блока ДХО в предполагаемом месте установки. Отняв это расстояние от половины паспортной ширина автомобиля, получим точное расстояние от внешнего края лобовой проекции контура кузова. Тогда никто не сможет придраться, что ДХО установлены не по нормативу.

Что же качается третьего вопроса – «кражеустойчивости» блоков ДХО, то этой цели служат уже упомянутые выше защелки. Блоки огней защелкиваются легко, но вот извлечь их обратно можно только путем демонтажа креплений, а это процедура более длительная чем установка, зачастую требующая доступа к подкапотному пространству сверху или снизу. К тому же, на всякий случай, головки болтов крепления можно и «слизать» после проверки ДХО – тогда без специнструмента их вообще не снять. Тем более, что 10 тысяч часов работы – это очень много, поэтому велик шанс, что автомобиль на разборку отправится с исправными ДХО, а уж там придумают, как их снять и еще использовать.

*Норматив установки (Правила ЕЭК ООН N 48). Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении установки устройств освещения и световой сигнализации.

6.19 Дневной ходовой огонь
6.19.1 Установка – Факультативна на автомобилях. Запрещена на прицепах.
6.19.2 Число – Два.
6.19.3 Схема монтажа – Специальных предписаний нет.
6.19.4 Размещение (фото несколькими постами выше)
6.19.4.1 По ширине – точка поверхности, видимой в направлении исходной оси, наиболее удаленная от средней продольной плоскости транспортного средства, должна находиться на расстоянии не более 400 мм от края габаритной ширины транспортного средства.

Расстояние между внутренними краями двух видимых поверхностей должно быть не менее 600 мм. Это расстояние может быть уменьшено до 400 мм, если габаритная ширина транспортного средства составляет менее 1300 мм.

6.19.4.2 По высоте – на расстоянии от 250 до 1500 мм над уровнем грунта.

6.19.4.3 По длине – на передней части транспортного средства. Это требование считают выполненным, если излучаемый свет не мешает водителю непосредственно или косвенно в результате отражения зеркалами заднего вида и/или другими отражающими поверхностями транспортного средства.
6.19.5 Геометрическая видимость
Горизонтальный угол бета = 20° наружу и внутрь.
Вертикальный угол альфа = 10° вверх и вниз от горизонтали.
6.19.6 Направление – Вперед.
6.19.7 Функциональная электрическая схема
В случае их установки дневные ходовые огни должны включаться автоматически, когда приведен в положение «включено» орган управления запуском/остановом двигателя. Должна быть обеспечена возможность приведения в действие и отключения функционирования автоматического включения дневных ходовых огней без помощи инструмента.

Дневные ходовые огни должны выключаться автоматически, когда включаются головные фары, за исключением тех случаев, когда головные фары включаются на короткий промежуток времени для сигнализации участникам движения.
6.19.8 Контрольный сигнал – Факультативен в виде замкнутого контура.
6.19.9 Прочие предписания – Нет.

Информация подготовлена международным маркетинговым агенством «AGV-Aftermarket».