X

Транспорт будущего: городские летательные аппараты: Крылатые мечты

Еще 16 лет назад, когда создавался «Автоцентр», мечтой отечественного автомобилиста был подержанный Ford Scorpio на литовских номерах. Сегодня мы все чаще задумываемся о том, что неплохо бы пересесть на летательный аппарат. И мечты эти не такие уж несбыточные.

Еще 16 лет назад, когда создавался «Автоцентр», мечтой отечественного автомобилиста был подержанный Ford Scorpio на литовских номерах. Сегодня мы все чаще задумываемся о том, что неплохо бы пересесть на летательный аппарат. И мечты эти не такие уж несбыточные.

Еще 16 лет назад, когда создавался «Автоцентр», мечтой отечественного автомобилиста был подержанный Ford Scorpio на литовских номерах. Сегодня мы все чаще задумываемся о том, что неплохо бы пересесть на летательный аппарат. И мечты эти не такие уж несбыточные.

Проектов городских летательных аппаратов и концепций их использования в мире было уже немало. Один из самых свежих придуман выходцем из СССР, бывшим автомобильным дизайнером. Владимир Пирожков – один из немногих славянских автодизайнеров с мировым именем, работавший в Citroёn и Toyota, – теперь все чаще смотрит в небо и хочет пересадить человечество на авиатранспорт.

Не вертолет

Покончив с карьерой автодизайнера в 2007 году и вернувшись в Россию, Пирожков основал компанию «Астраросса», наладил связи с ВПК и приступил к реализации собственных замыслов. Один из них рассчитан на самую широкую аудиторию и в перспективе способен заменить автомобиль – вместе с ровными дорогами, туннелями в горах и прочей неподъемной инфраструктурой. Речь идет о доступном каждому маломестном летательном аппарате. Доступном, в первую очередь, для управления необученными гражданскими разгильдяями вроде нас. Для этого необходимо решить несколько глобальных задач – эксплуатации без аэропортов и других специально подготовленных заведений, автоматизации всех режимов полета, безопасности и адекватной цены. С первой задачей справились за счет вертикального взлета. Казалось бы, что может быть проще вертолета? К сожалению, по ряду причин управлять им куда сложнее, чем самолетом – некий Род Мачадо из США сравнил этот процесс с попыткой балансировать на одноколесном велосипеде. Много ли эквилибристов в вашем офисе? Долго ли, коротко ли, но команда Пирожкова остановилась на схеме конвертоплана – гибрида самолета и вертолета. Суть в том, что винтомоторная группа конвертоплана подвижна относительно фюзеляжа и может устанавливаться в два-три фиксированных положения. Для взлета двигатели с винтами поднимаются вертикально вверх – получается вертолет. При достижении определенной высоты они возвращаются в «самолетное» положение и устремляют машину вперед. Здесь и взлет с парковки супермаркета, и простота управления для пилота вкупе с высокой скоростью – по расчетам, конвертоплан Пирожкова обгонит любой из продаваемых сегодня автомобилей. Также стоит отметить, что уже на стадии проектирования была поставлена задача снижения площади несущих плоскостей – крыльев, стабилизаторов и т. д. Попробуйте поставить под дом современную «Сессну» – она займет четыре парковочных места. А ведь пространства в городах больше не станет.

  

Moller M400 – громкая попытка претворить в жизнь гибрид автомобиля и самолета. Не удалось.

Суть конвертоплана на примере модели Osprey: вертикальный взлет, промежуточный режим (аппарат ныряет вниз и за счет силы тяжести набирает горизонтальную скорость), горизонтальный полет.

А безопасность?

Не менее остро стоит проблема безопасности. Активная составляющая решается с помощью автопилота и массированного применения электроники, благо современные автомобили в этом смысле все ближе к самолетам. Также большое количество летательных аппаратов, реющих над головами мирных граждан, потребует иного подхода к диспетчеризации полетов. Один из перспективных вариантов – обмен данными между всеми участниками воздушного движения, объединенными в одну сеть. Наверняка она будет скомбинирована с традиционными центрами авиационного конт­роля – сетью радаров и голосом диспетчера в наушниках.

А вот с пассивной безопасностью не все так просто. Особенно на небольших высотах полета. Доступные средства катапультирования мало того, что не предполагают срабатывания у земли, но еще и предназначены для спасения тренированных героев-авиаторов. Что почувствует при катапультировании гипертоник предпенсионного возраста, лучше не знать.

Остается вопрос цены – согласно заявлениям Пирожкова стоимость конвертоплана может составить 70 тысяч евро. С одной стороны, столь внушительный прайс автоматически выводит данный аппарат из перечня доступных широкой аудитории. Но не спешите делать выводы. По состоянию на вторую декаду XXI века в мире ежегодно выпускается около тысячи гражданских и тысячи военных вертолетов. А сам процесс производства очень похож на автомобильную сборку на колене в начале XX столетия. Автомобили дождались Генри Форда и его конвейера и стали символом эпохи. Если такой же конвейер будет построен под персональные летательные аппараты, кто знает, о чем журнал «Автоцентр» будет писать еще через 16 лет.

Справка «АЦ»

Владимир Пирожков – один из немногих рожденных в СССР автомобильных дизайнеров мирового класса. В начале 90-х ему посчастливилось попасть на стажировку в дизайн-студию Луиджи Коллани, и это событие определило его судьбу на два (без малого) десятилетия вперед. В парижский период творчества уместились великолепные интерьеры Citroёn Xantia и C5. Кроме того, Пирожков приложил руку к знаковым концепт-карам – C3 Lumiere, C6 Lignage и т. д. Затем была дизайн-студия Toyota на Лазурном берегу и работа над европейскими моделями концерна. Сегодня автодизайнер разочаровался в своих детищах, для которых самый широкий проспект рано или поздно оказывается тесным. Решение транспортной проблемы человечества на посту президента центра дизайна и инноваций компании «Астраросса» он видит в свободном полете и летательных аппаратах тяжелее воздуха.

Евгений Пономаренко
Фото автора