X

Второе пришествие

Может ли шина стать экономичнее и при этом иметь лучшие эксплуатационные характеристики? Этот вопрос стоял перед инженерами и технологами компании Michelin, которые создавали второе поколение зимней шипованной шины X-ICE North.

Может ли шина стать экономичнее и при этом иметь лучшие эксплуатационные характеристики? Этот вопрос стоял перед инженерами и технологами компании Michelin, которые создавали второе поколение зимней шипованной шины X-ICE North.

Может ли шина стать экономичнее и при этом иметь лучшие эксплуатационные характеристики? Этот вопрос стоял перед инженерами и технологами компании Michelin, которые создавали второе поколение зимней шипованной шины X-ICE North.

Традиционно задания для разработчиков зимних шин выдаются на основании разноплановых анализов – погодно- климатических условий, разработок конкурентов, условий эксплуатации и пожеланий автовладельцев. Компания Michelin при создании очередной своей зимней новинки опиралась на опрос, который провела одна известная европейская организация. В результате этого опроса были выявлены факторы, более всего волнующие автовладельцев при зимней эксплуатации. Например, в Германии и Швеции водители опасаются ездить по талому снегу, поскольку под ним может скрываться лед. В России наиболее опасны дороги, покрытые укатанным снегом и льдом. Перед конструкторами и технологами Michelin стояла задача создать зимние шины именно для таких условий. Результатом этой работы стала презентация в конце прошлой зимы в Финляндии за Полярным кругом – шипованной зимней шины X-ICE North второго поколения. По утверждению производителя, в ней по сравнению с предшественницей улучшены четыре очень важные с точки зрения безопасности характеристики. Во-первых, тормозной путь уменьшен на 10%. Во-вторых, на 10% улучшены тяговые свойства в глубоком снегу. В-третьих, на льду на 5% повышена устойчивость автомобиля. В-четвертых, улучшена управляемость автомобиля в поворотах на 7%. Кроме того, эта шина на 500 граммов легче, что вместе с другими конструктивными особенностями позволило сделать шину более экономичной.

Отсутствие продольных канавок в рисунке протектора обеспечило шине хорошую устойчивость на трассе с продольной насечкой.

А достигнуто все это благодаря многим ноу-хау, что весьма традиционно в случае с зимними шинами. Пока конкуренты добиваются успехов на льду путем внедрения оригинальных шипов с разной конфигурацией сердечника, конструкторы Michelin утверждают, что шип с цилиндричес­ким сердечником имеет наиболее оптимальную форму с точки зрения баланса между безопасностью и разрушением асфальта. Для улучшения характеристик зимней шины Michelin X-ICE North уже второго поколения инженеры уделили внимание совсем другим частям шины, которые также отвечают за сцепные свойства на льду, снегу и асфальте. В случае с новой X-ICE North прежде всего следует отметить систему Full Active Tread, включающую в себя многие из описанных далее технологий и призванную обеспечить хорошие сцепные свойства каждого сантиметра протектора в любых условиях.

Ламели

Серьезные изменения произошли в технологии ламелизации. Так, количество ламелей с использованием технологии Stabiligrip увеличено на 7%. Более того, их сделали на всю глубину протектора, т. е. на 10 мм. А чтобы улучшить управляемость и устойчивость автомобиля, которые зависят от жесткости рисунка протектора, инженеры Michelin разработали технологию трехмерных ламелей ? (1). Они сцепляются между собой вертикальными и поперечными волнами (2)? и делают блок протектора более жестким. Также ламели расположили под разли чными углами (3)?, т. е. при движении независимо от углов поворота колес в любой ситуации ламели остаются в работе. Так удалось улучшить поведение автомобиля при движении как по прямой, так и в поворотах.

Шипы

В новинке применена система шипования Durastud, представляющая 12-рядное шипование (1)? , улучшающее сцепление на льду. Для большей цепкости на льду без ущерба ресурсу шин компания Michelin практикует установку шипов, которые выступают над протектором в среднем на 1,2 мм. Рабочий элемент шипа с к руглым сердечником имеет оптимальную твердость, обеспечивающую пропорциональный износ протектора и шипа без заметного влияния на сцепные свойства. Чтобы шип надежно сидел «на своем месте» и не выпадал раньше времени, форму его корпуса сделали грибообразной, а в основание посадки шипа внедрили более жесткую резину (2)? . Ее твердость по Шору – 68 единиц, в то время как твердость наружного слоя – 54 единицы.

Рисунок протектора

В рисунке протектора также немало инноваций. V-образная конструкция рисунка имеет каналы ? (1), которые расширяются во внешнюю сторону, обеспечивая шине эффект самоочистки. Этому способствуют и зубцы ?(2), расположенные по краям блоков протектора. В конструкции п лечевых блоков появились «снегозацепы» в форме «лопаток» ? (3), помогающие выгребать снег, что улучшило тяговые свойства шины даже в глубоком снегу.

Для лучшей поперечной устойчивости шины на укатанном снегу и более легкого выезда из колеи крайние внешние блоки вооружили разнонаправленными гранями ? (4). Для большей жесткости блоков протектора использованы «мостики» между центральными блоками, усиливающие тормозные свойства шины (так называемая Z-system), а все блоки протектора сделаны взаимоблокирующимися – дл я лучшей предсказуемости в поворотах и торможении. Для эффективной работы протектора в зимних условиях использована резиновая смесь Flex-ICE. Благодаря ей рабочая температура шины, при которой она демонстрирует все заложенные в нее свойства, находится в интервале до -60°С.

Юрий Дацык
Фото автора и Michelin