X

Нефтерынок: итоги-2005 и прогнозы-2006: Бензиновые гонки

За 365 дней 2005 года один литр бензина подорожал на 1 гривню. Топливный кризис Украина пережила в мае, после чего ситуация стабилизировалась, но цены продолжали расти. А в конце года бензин начал понемногу дешеветь. Как же будут развиваться события в следующем году?

За 365 дней 2005 года один литр бензина подорожал на 1 гривню. Топливный кризис Украина пережила в мае, после чего ситуация стабилизировалась, но цены продолжали расти. А в конце года бензин начал понемногу дешеветь. Как же будут развиваться события в следующем году?

За 365 дней 2005 года один литр бензина подорожал на 1 гривню. Топливный кризис Украина пережила в мае, после чего ситуация стабилизировалась, но цены продолжали расти. А в конце года бензин начал понемногу дешеветь. Как же будут развиваться события в следующем году?

Несмотря на прошедшие в конце 2004 года выборы президента и революцию, начало 2005-го топливный рынок Украины встретил весьма спокойно. Стоимость литра 95-го бензина составляла в столице 2,95-2,97 грн. С 1 марта Кабинет Министров возобновил взимание налога на добавленную стоимость (НДС) в размере 20% при ввозе сырой нефти в страну. При этом с нефтетрейдерами договорились, что это не скажется на цене нефтепродуктов. Владельцы сетей автозаправок сдержали обещание, и до апреля цены оставались стабильными. На стоимость бензина не повлияла ни начавшаяся в стране посевная, ни подорожание нефти на международных биржах.

Этапы кризиса

В апреле цены на АЗС дружно поползли вверх, достигнув к середине месяца отметки 3,35 грн. за литр А-95. Нефтетрейдеры же, чтобы объяснить сложившуюся ситуацию, обнародовали свои расчеты, в соответствии с которыми бензин вообще должен был стоить 3,70 грн. Причин подорожания называлось несколько – это и повышение стоимости российской нефти (на 25% по сравнению с мартом), и увеличение этой же страной экспортной пошлины на сырье (с $83 до $102,6), и повышение отечественных тарифов на перевозку грузов. В ответ на такие действия нефтяников Антимонопольный комитет Украины начал сбор информации о работе двух крупнейших операторов – «ТНК-ВР» и «Лукойл-Украина». Правительство же сделало еще более решительный шаг: 15 апреля Минтопливэнерго и Минэкономики своими приказами стали ограничивать оптовые и розничные цены на горючее разных марок. Так, до 1 мая 2005 года бензин А-95 должен был продаваться в рознице не дороже 2,99 грн./л, а позже планка поднялась до 3,2 грн./л. Приобрести топливо по правительственным ценам можно было только на заправках, контролируемых государством, – «Экоил» и «Укрнафта». На других АЗС бензин либо стоил дороже, либо исчез из продажи.

17 мая в ситуацию вмешалась Верховна Рада, которая приняла правительственный законопроект, отменив ввозную пошлину на импортный высокооктановый бензин и дизельное топливо, а также снизив акциз на них. Одновременно Президент Украины раскритиковал «некорректные действия» Кабмина в сфере ценообразования и обязал Минэкономики отменить нормативные акты, касающиеся администрирования рынка нефтепродуктов. Таким образом, государственное регулирование цен на топливо в Украине прекратилось, после чего его стоимость устанавливалась в зависимости от ситуации на рынке. Бензин начал возвращаться на заправки, но уже по цене 3,20-3,30 грн. за литр 95-го.

«Незаметное» подорожание

Летом цены продолжали уверенно расти – в середине июля стоимость 95-го достигла 3,50 грн. за литр, а в августе в разных регионах топливо подорожало еще на 20-30 коп. за литр. Нефтетрейдеры объясняли это ростом цен на нефть в мире и в Украине, а также очередным повышением российской экспортной пошлины – со $136 до $140 за тонну. Правительство такой динамики цен уже «не замечало», а Антимонопольный комитет Украины продолжал расследование на рынке топлива. Комитет признал монополистами «ТНК-ВР» и «Лукойл-Украина», но не смог доказать фактов антиконкурентных согласованных действий со стороны этих компаний. Пользуясь нулевыми ставками пошлин, в нашу страну начали поставлять импортный бензин, в результате чего отечественные нефтеперерабатывающие заводы не выдержали конкуренции, и три из шести приостановили работу. В сентябре-октябре розничная стоимость бензина продолжала потихоньку расти, достигнув отметки 4,00-4,10 за литр 95-го.

Впрочем, в ноябре бензин дорожать перестал, а стоимость крупного опта стала падать. Но розничные продавцы не спешили переписывать ценники, поэтому на АЗС бензин дешевел буквально на копейки. В декабре стоимость А-95 на заправках страны колебалась в пределах 3,90-4,05 грн. за литр, в некоторых регионах литр данного топлива можно было купить и за 3,65 грн.

Качество или цена?

Ситуация на рынке нефтепродуктов в 2006 году будет зависеть от нескольких главных факторов. Один из наиболее весомых – изменение стоимости сырья в мире. Эта зависимость прослеживается на украинском рынке все отчетливее. Кроме того, традиционно в период сельхозработ спрос на топливо будет активизироваться, а значит, цены станут расти. Соответственно, летом и зимой можно ожидать их стабилизации и снижения. Вопрос частого изменения законодательства в первой половине 2006 года будет неактуальным, поскольку в это время новый состав Верховной Рады только начнут формировать. Впрочем, большое влияние на рынок окажет принятие либо отклонение законопроекта № 7645 «О внесении изменений в Таможенный тариф Украины», который в декабре был принят в первом чтении. Документом предусмотрено введение ставок ввозной пошлины на импортные нефтепродукты до 45 евро за 1 тонну смесевого бензина, 40 евро – за тонну моторного бензина и 30 евро – за тонну дизтоплива. После принятия данного закона импорт нефтепродуктов в Украину будет менее выгодным, зато отечественные нефтеперерабатывающие заводы снова станут рентабельными. Впрочем, наша страна может выиграть и от простоя нескольких предприятий – за это время хозяева могут их модернизировать. В результате процент переработки сырья станет выше, как и качество топлива. Но о ценах около двух гривен за литр украинцам, похоже, придется забыть…

 Комментарий эксперта   

Сергей Сапегин
Директор НТЦ «Психея»

Рынок нефтепродуктов Украины в 2005 году развивался чрезвычайно динамично. В стремлении навести порядок новая власть использовала те же административные рычаги, что и предыдущая. Это обусловило сохранение напряженности на рынке и весной привело к кризису. Выход рынка из этого кризиса обеспечивался импортными поставками топлива. Увеличившиеся объемы импорта, ужесточение требований к качеству нефтепродуктов, выпускаемых отечественными заводами, а также низкая рентабельность НПЗ привели в 2005 г. к остановке половины украинских нефтеперерабатывающих предприятий. Рынок уверенно вышел на уровень мировых цен. Более того, остановка НПЗ в значительной мере обусловлена ценовым давлением импортеров. В 2006 году можно ожидать продолжения сдерживания цен за счет импортной составляющей. Уровень цен будет определяться мировыми тенденциями и изменениями в законодательстве Украины. Не думаю, что до весны 2006-го следует ожидать значительных ценовых колебаний из-за изменений в законодательстве. Можно ожидать не более 10 – 12-процентного подорожания бензина и 5,5 – 7-процентного – ДТ. Но с началом весенних сельхозработ, особенно если мировой рынок преподнесет ценовые сюрпризы, ситуация может измениться.

Светлана Скрипка
Фото АFP и из архива редакции