X

От блок-пунктов к АЗК: эволюция заправок в Украине за 20 лет

Одно из необходимых условий существования автомобиля – наличие топлива и мест, где его можно купить. Даже жутко вспоминать, где, как и чем мы заправлялись в первые годы выпуска «Автоцентра». А сегодня сеть автозаправочных комплексов – одно из наиболее значимых достижений не только автомобильного сектора, но и всей украинской экономики.

То, с чего начинал украинский автозаправочный сервис, трудно даже считать отправной точкой: наследие в виде мизерной сети советских заправок с вороватыми королевами бензоколонок за маленьким окошком, помноженное на тотальный дефицит середины девяностых требовало полного обнуления.

Но на месте типовых АЗС с осыпающейся мозаичной плиткой начали появляться не новые комплексы, а… железные блок-пункты, скрывающие в себе чуть обновленные колонки с механическими счетчиками.

Первые шаги

Сначала пришлось бороться с дефицитом горючего. Между тем недорогие, транспортабельные и хорошо защищенные от рэкетирских погромов заправочные блок-пункты помогли начинающим нефтетрейдерам нащупать удобные локации и освоить азы заправочного бизнеса. Последний как раз к появлению «Автоцентра» сделал важные шаги к цивилизации: в 1997-1998 гг. появились первые сетевые станции под брендами ОККО, KLO, WOG, SHELL и другие. Помимо всего прочего, на них наконец-то появилось дизтопливо, которое владельцы легковушек могли безбоязненно заливать в свои баки.

В регионах создавались локальные сети АЗС также вполне приемлемого уровня. Позднее многие из них сменили флаги, поглощенные более крупными всеукраинскими сетями, но закрылись единицы.

Начальное количество АЗС в Украине – около 2000, сегодня их 7000. По территории страны заправки распределены более-менее равномерно, хотя повышенная концентрация наблюдается в городах и на автотрассах регионального и выше значения.

Количество автозаправок в Украине за 20 лет выросло с 2000 до 7000.

Качество

Понятие качества топлива для большинства автомобилистов в  середине 90-х ограничивалось критерием «чистый/грязный». Бензин из-за множественных перегрузов был как минимум грязным, а часто также с заниженным октановым числом. Между тем в стране появлялось все больше иномарок с повышенными требованиями к содержанию в топливе свинца, серы, смол, не говоря уже о механических примесях. Рынок пытался отреагировать: одни торговцы начали ввозить топливо из-за рубежа, другие пытались модернизировать его на месте при помощи присадок, но не всегда удачно. Красные свечи, оплавленные клапаны и поршни как результат применения железосодержащих присадок встречались автомеханикам еще в середине нулевых годов.

Но дело шло  на лад. Приняли новые стандарты: по дизтопливу ДСТУ 3868-99 в 1999 году, и бензиновый ДСТУ 4063-2001 в 2001 г. Все бензины стали неэтилированными, а в 2007 г. утвердили два евростандарта – ДСТУ 4839:2007 для бензина и ДСТУ 4840:2007 для дизтоплива (Евро 4). Из номенклатуры исчезли марки А-76 и А-80, стали строже нормы по содержанию в топливе серы. Тогда же, когда «Автоцентр» приблизился к своему десятилетию, начали появляться брендовые виды топлив – свои у каждой сети АЗК, например у ОККО это – бензин Pulls 95  и ДТ Pulls Diesel. За счет пакета присадок – моющих, антикоррозионных и модификаторов трения – он отличается улучшенными потребительскими качествами. Одним словом, на большинстве украинских АЗС сегодня можно без опасений заправить самый «привередливый» автомобиль.

Цены

Теперь мы понимаем, что  в пору молодости «Автоцентра» бензин в Украине был до смешного дешев: 60 коп., или 0,3 долл. Через несколько лет он подорожал до 0,5 долл. – целых 2,20 грн! Затем наступила хоть и не самая желанная, но все же стабильность. Привязываясь к курсу доллара, А-95 дотянулся до уровня в 1,0 долл. и уже в течение 7 лет колеблется в диапазоне 0,8–1,3 долл. Синхронно с ним, но на несколько процентов ниже, держит свою цену и дизтопливо. Цифры  для украинцев не самые приятные, но следует помнить, что в большинстве стран Европы они еще выше.

Динамика цен на бензин А-95 на АЗС Украины в 1997-2017 гг., наличный расчет*

Настоящий сервис

Целая пропасть отделяет нас от уровня сервиса 20-летней давности. Отдельно скажем о системе питания. Нигде в мире нет такого количества и такого разнообразия кофеен, кафе и ресторанов на АЗС, как в Украине. Причем у некоторых сетей – сразу несколько собственных ресторанных брендов. Например ОККО: A la Minute, Pasta Mia, Meiwei. Но даже если не говорить о завтраках, обедах и ужинах, каждый знает, что порция кофе на любимой АЗК для многих автомобилистов – это уже обязательный ритуал.

В некоторых сетях АЗК еда настолько вкусная, что сюда заезжают не столько заправиться, сколько сытно поесть.