X

Топливный фильтр: история одной разработки

Топливный фильтр сепаратор для очистки дизтоплива и бензина от загрязнений, выпускаемый у нас в Украине и разработанный для наших условий, все чаще появляется на заправочных станциях и в автохозяйствах.

Топливный фильтр сепаратор для очистки дизтоплива и бензина от загрязнений, выпускаемый у нас в Украине и разработанный для наших условий, все чаще появляется на заправочных станциях и в автохозяйствах.

Экология, ресурсосбережение, новые разработки отечественных инженеров… Любой читатель может продолжить дальше сам: «Это все красиво и правильно, но ни у кого нет для этого денег». И будет прав на все сто процентов. Но, тем не менее, фильтр-сепаратор для очистки дизтоплива и бензина от загрязнений, выпускаемый у нас в Украине и разработанный для наших условий, все чаще появляется на заправочных станциях и в автохозяйствах.

Между разработкой и выпуском продукции лежит пропасть. И в данном случае преодолеть эту пропасть помогли не государственные или научные учреждения, а … Союз ветеранов Афганистана, и не какой-нибудь, радеющий за продление срока службы автотехники и чистоту топлива, чиновник, а Председатель Союза Сергей Червонопиский и Генеральный директор Консорциума «Экспоинвест» (г. Черкассы) Игорь Калашник – люди, в прямую обязанность которых это никак не входит.

Речь пойдет об истории одной отечественной разработки, которая сейчас имеет свое конкретное техническое воплощение – топливный фильтр. Небольшое негосударственное предприятие выпускает оборудование, предназначенное для очистки всех марок бензина и дизтоплива от воды и различных загрязнений, которое может использоваться на АЗС, в автотранспортных хозяйствах, строительстве, сельском хозяйстве.

Но, все по порядку. Несколько профессиональных физиков, работавших на кафедре физики Киевского политехнического института, организовали, как это было модно в начале 90-х, малое предприятие. Имея опыт разработок в области новых материалов и покрытий, они надеялись на обилие заказов, интерес зарубежных партнеров. Ведь наши материалы и наша наука, как известно, были самые лучшие.

С зарубежным интересом разобрались быстро, года за два, когда выяснилось, что дальние гости, с которыми велась переписка и которые с удовольствием приезжали посмотреть на топливный фильтр, ну никак не хотели купить ни завод, ни автоответчик, и совсем не соблазнялись на безоблачные перспективы в нашей богатейшей стране. Откушав на прощальном обеде, уезжали, оставив ощущение, что они чего-то не поняли.

Еще в старые добрые «застойные» времена безбедное существование любой научной группы зависело от умения добывать финансирование (как правило, в Москве). И, справедливости ради, необходимо сказать: до самого конца «единого и неделимого» научные группы поддерживали друг друга. Наши московские коллеги много делали для нас. Но, увы: валюта, таможня, граница сделали практически невозможными деловые научные контакты. Вот и оказалась маленькая компания с высокой квалификацией и научным потенциалом в суверенном государстве, не имея ни малейшего понятия, что делать дальше.

Именно в этот период нас и свела судьба с представителями черкасского консорциума «Экспоинвест». Конечно, эта встреча была не совсем случайной, так как для физиков-»оборонщиков» естественным было искать сферу применения своих сил по старым проверенным каналам – через военных. Так возникли партнерские связи с «афганцами» и нужно сказать, что они оказались более искушенными в делах.

Видно так устроена жизнь – кто тянет, на того и грузят. Что у них своих проблем не было?! Были: и помощь инвалидам, и социальные нужды ветеранов и так далее. Тем не менее, именно черкасский «Экспоинвест» и поддержал научную группу не только морально, что тоже далеко немаловажно, но и предоставил свои производственные возможности, да и просто профинансировал первые разработки топливного фильтра. Одна из киевских коммерческих фирм, кстати, также состоящая из афганцев и бывших военных, помогла организовать предприятие «УЛЬТРА-Материалы», которому и удалось впоследствии воплотить научные разработки в конкретном промышленном оборудовании.

Мы не хотим, чтобы у читателя создалось впечатление счастливого конца этой истории. Она все еще продолжается. Многие проблемы только сейчас и начинаются: во-первых, три года существования для предприятия – это еще не срок; во-вторых, пробившись на рынок, на нем нужно еще и удержаться. Существуют и просто рабочие технические проблемы.

Появление на наших дорогах большого количества автомобилей-иномарок на первый план поставило проблему качества ГСМ и, прежде всего, бензина и дизтоплива. Большинство отечественных топлив по ряду причин не соответствуют европейскому классу чистоты. Обычно в них содержится недопустимое количество воды, что и является наиболее частой причиной выхода из строя топливной аппаратуры автотехники.

Вот почему более пяти лет назад коллектив разработчиков поставил перед собой цель – создать топливный фильтр и простые системы для улучшения качества всех марок бензина и дизтоплива, реализуемого через автозаправочные станции. Из многих способов очистки был выбран один из самых простых и надежных – фильтрация.

Сегодня фирма «УЛЬТРАМатериалы» наладила выпуск специальных топливных фильтров сепараторов для очистки всех видов автомобильных топлив от твердотельных загрязнений и капельной воды. Это промышленное оборудование, наряду о процессом обычной фильтрации, позволяет, благодаря прохождению потока очищаемой жидкости через фильтроэлементы, использовать принцип центробежного сепаратора, но без электродвигателя и без движущихся частей. Особенности конструкции создают такой поток топлива внутри фильтр-блока (ФБ), что частицы грязи и воды отбрасываются на периферию и попадают в отстойник.

К фильтроэлементу в таких очистных системах предъявляется целый комплекс требований. Представьте себе только проблему «воды». По ГОСТу ее в товарном топливе вообще не должно быть, а реально, поверьте, мы работали с топливом с 3% ее содержанием. Даже по европейским данным каждые 1000 кг топлива содержат 160 г воды (вот почему на западе аналогичные фильтры стоят на каждом этапе транспортировки и хранения топлива). Если коммерческая АЗС продает в день 10 – 15 тонн, то представьте себе только дневной «урожай» по воде, пусть даже по европейским нормам. А по другим загрязнениям?

Поэтому в таких системах нельзя использовать обычные стандартные фильтроэлементы – они очень быстро будут выходить из строя, не говоря о том, что ни одна фирма не возьмет оборудование с ресурсом работы в несколько дней. Вот почему «УЛЬТРАМатериалы» создали из специальных прочных материалов фильтроэлементы, осуществляющие тонкую очистку (5 – 40 мкм) и в ряде случаев восстанавливаемые промывкой и используемые неоднократно.

Для своих клиентов «УЛЬТАМатериалы» выпускает топливный фильтр и фильтрующее оборудование различных модификаций, что позволяет удовлетворить запросы любых заказчиков. Фильтроэлементы, используемые в нашем оборудовании, имеют стандартные типоразмеры и могут быть как отечественного, так и производства ведущих западных фирм. Оборудование предприятия «УЛЬТРАМатериалы» предельно простое в обслуживании и не требует больших материальных затрат при эксплуатации.

Выбор топливного фильтра можно осуществить по заданным параметрам: степень очистки (тонкость фильтрации), производительность, ресурс. Тонкость очистки зависит от типа фильтроэлементов, остальные два параметра – от типоразмера Фб. Для небольших заправок рекомендуется типоразмер 03,имеющий небольшие габариты и вес. На коммерческих АЗС используются типоразмеры 05 и более, которые реально обеспечивают ресурс, исчисляемый сотнями и тысячами тонн.

Кроме того, все выпускаемое оборудование по способу подсоединения ФБ условно подразделяется на три основные серии: М, R и U. Наиболее надежны, удобны и проверены длительной работой на АЗС Украины – ФБ серии М, которые используются для очистки всех марок бензина и дизельного топлива и предназначены для работы в составе стационарных и передвижных автозаправочных станций (как отечественных, так и зарубежных), со всеми типами раздаточных колонок и расходомеров. Серия М также применяется для фильтрации моторных и трансмиссионных масел, других рабочих жидкостей. Серия R предназначена для стационарного крепления на бензопроводы из металлических труб от 2» с помощью стандартных фланцев. ФБ этой серии рассчитаны на длительный ресурс работы и на большую пропускную способность. Наиболее универсальная – серия U. Ее ФБ могут работать как при стационарном креплении с помощью фланцев, так и при соединении с помощью штуцеров и маслобензостойких шлангов.

Сегодня топливный фильтр сепаратор можно увидеть на АЗС Киева и Киевской области, в Херсоне, Донецке, Никополе, Днепродзержинске, Луцке, Светловодске, Полтаве, Волынской, Ровенской, Черкасской и других областях Украины. Все это говорит о том, что, благодаря применению ФБ, на АЗС возникает возможность значительного повышения качества автомобильных топлив. Установка фильтров, особенно для автотоплива, используемого иномарками (А-95, ДТ), кроме решения чисто технических проблем, значительно увеличивает объем реализации через такие заправки. Причем повышать цены на топливо нет необходимости, так как оборудование полностью окупает себя, благодаря значительному увеличению объемов реализации.

В заключение, хотелось бы еще раз выразить благодарность руководству черкасского консорциума «Экспоинвест», да и всем руководителям, как частных, так и государственных, предприятий, которые в свое время поддержали топливный фильтр и небольшую научную группу, и не дали зачахнуть столь нужному стране начинанию.

Мы искренне рады, что разработка именно украинских специалистов, имеющая ярко выраженную экологическую и ресурсосберегающую направленность, закрепляется на рынке нашей страны. Надеемся, что краткая техническая информация поможет нашим читателям либо применить это оборудование в своем хозяйстве, либо заправляться на АЗС, где оно установлено.

»УЛЬТРАМатериалы»
252680 Киев, бул. Лепсе, 8 т./ф. (044) 488-1881, 483-9903