X

Топливо: Обратная сторона стабильности

Пока нефтеперерабатывающие заводы решают с Кабинетом министров, как жить дальше, бензиновой «бодяги» на заправках прибавляется…

Пока нефтеперерабатывающие заводы решают с Кабинетом министров, как жить дальше, бензиновой «бодяги» на заправках прибавляется…

Пока нефтеперерабатывающие заводы решают с Кабинетом министров, как жить дальше, бензиновой «бодяги» на заправках прибавляется…

Уже больше месяца цены на украинских заправках особым разнообразием не отличаются. На большинстве АЗС бензин А-95 продают по 2,90 грн., за остальные марки также везде просят примерно одинаково. Но как долго продержится такая стабильность?

В настоящее время производители топлива настаивают на пересмотре существующего уровня цен на нефтепродукты в сторону их повышения. Причем позиция НПЗ небезосновательна, так как мировые цены на нефть и нефтепродукты уже в начале июля вновь приблизились к майским «рекордам». Это, в свою очередь, стало предпосылкой для удорожания российской нефти, доля которой в общем объеме потребления Украины составляет около 90%. В связи с этим себестоимость производства нефтепродуктов неуклонно возрастает.

Кабмин же в лице вице-премьера Николая Азарова дал понять нефтяникам, что целесообразность индексации цен, предлагаемых заводами, вызывает у него определенные сомнения. Свой «плюс» в административном сдерживании роста цен на нефтепродукты, безусловно, есть – общественная стабильность накануне президентских выборов, но «минусы» уже присутствуют в баках автомобилистов.

Чтобы удержать стоимость бензина на уровне 2,90 за литр, многие владельцы АЗС значительно уменьшили свою рентабельность, а чтобы увеличить заработки, операторы пытаются сэкономить путем закупки более дешевого бензина. В результате на рынке начался настоящий бум разного рода смесевых бензинов («бодяги», как говорят в народе), себестоимость производства которых намного ниже промышленных аналогов. Это, в свою очередь, привело к тому, что на некоторых заправках «95-й» встречается и за 2,75 грн. Розничных операторов можно понять: вложив в АЗС миллион, а то и два миллиона долларов, нередко взятых в кредит, они стараются как можно быстрее вернуть свои инвестиции. Об остроте проблемы свидетельствует и тот факт, что соблазну «пободяжить» поддались даже некоторые джобберы, работающие под серьезными торговыми марками.

Многие участники рынка не исключают, что в следующем месяце ситуация может усугубиться. Ведь с 1 августа Россия вводит новый механизм начисления экспортной пошлины на нефть, в результате чего пошлина увеличивается с $41,6 до $69,9 за тонну. Это означает, что тонна поставляемого в Украину бензина будет стоить не $230, а $258,3. А это уже дороже, чем на мировом рынке. В сложившейся ситуации надежным противовесом данным тенденциям на украинском рынке могут стать только украино-российские соглашения. В частности, на прошлой неделе премьер-министр Виктор Янукович договорился со своим российским коллегой Михаилом Фрадковым о помощи при переговорах с российскими компаниями, работающими в Украине. По словам В. Януковича, в ближайшее время компании подпишут с правительством новый меморандум о стабилизации рынка и можно ожидать, что повышения цен не будет. Но кто подпишет меморандум о прекращении производства «бодяги»?

По состоянию на 22 июля на АЗС Киева стоимость нефтепродуктов увеличилась приблизительно на 5 коп./л. В частности, ДТ и бензин А-76 подорожали в среднем на 5 коп. – до 2,20 грн./л. В то же время стоимость бензина А-92 и А-95 осталась практически без изменений – соответственно, на уровне 2,75 и 2,90 грн./л.

 Средние цены на топливо по состоянию на 22 июля, грн./л*
ОбластьА-76А-92 А-95 ДТ
г. Киев2,202,752,902,20
Днепропетровская2,102,702,902,20
Львовская2,152,702,902,15
Одесская2,142,702,902,12
Харьковская2,152,752,902,15
* По данным компании UPECO

Виталий Давий
Фото Андрея Яцуляка