X

Автотуризм: К истокам Киевской Руси

Недавно мы с вами совершили путешествие в Суоми. Пора возвращаться. Но маршрут теперь проложен иной – как же не посетить по дороге «колыбель революции» и место рождения княгини Ольги? Тем более что на автомобиле это достаточно просто.

Недавно мы с вами совершили путешествие в Суоми. Пора возвращаться. Но маршрут теперь проложен иной – как же не посетить по дороге «колыбель революции» и место рождения княгини Ольги? Тем более что на автомобиле это достаточно просто.

Недавно мы с вами совершили путешествие в Суоми. Пора возвращаться. Но маршрут теперь проложен иной – как же не посетить по дороге «колыбель революции» и место рождения княгини Ольги? Тем более что на автомобиле это достаточно просто.

Выезд из Финляндии занял минимум времени – надо было лишь получить штамп в паспорт. При въезде в Россию задержались чуть дольше, так как тут опять декларации, осмотр машины, беседы с пограничниками. Заполнив иммиграционную карту, не забудьте сохранить вторую ее часть, которая понадобится как при временной регистрации, так и при выезде из страны. Она общая для России и Беларуси, так как эти страны находятся в одном Таможенном союзе.

Путь к колыбели

Первые километры асфальта легли под колеса нашей прокатной Skoda Octavia Tour уже в сумерках, но никакого местного «разгильдяйства и бездорожья», по которому можно было бы «ударить автопробегом», мы не ощутили. Асфальт не хуже нашего.

В Питер въезжаем глубокой ночью со стороны Финского залива. Вокруг вполне привычная атмосфера спальной окраины, застраиваемой высотками, но навигатор ведет нас к центру города. Интересно, мосты уже развели? Ведь на каком берегу Невы наша гостиница, мы пока не знаем.

Проезжая по набережной, узнаем этот город. Вот во всей ночной красе предстали Стрелка Васильевского острова и Петропавловская крепость, а вон и один из разведенных мостов – Дворцовый.

Уже привычно селимся в гостинице за полночь. На фоне монументального здания и просторных холлов двухместные номера показались слишком уж скромными. Стоимость «апартаментов» – 2100 рублей (594 грн.). Прямо на месте оформляем временную прописку, что обходится нам в 100 рублей.

Наутро, наскоро позавтракав (не потому, что спешили, а потому, что завтрак такой), с легким сердцем и желудком корректируем свои планы. Достаточно было выехать на Невский проспект, как мы поняли, что вот так, наскоком, в Питере ничего не увидишь. Потому решаем прогуляться в сторону Дворцовой площади к Зимнему и посетить храм Спаса-на-Крови, вокруг которого изгибается канал Грибоедова, и соседний парк, где находится Русский музей. В него можно попасть в любой день, кроме вторника, с 10 до 18 часов (открытые кассы и посещение в понедельник – до 17 часов). Если сойдете за гражданина Российской Федерации, то билет обойдется в 150 рублей (43 грн.) для взрослых.

Если есть полтора-два часа времени, можно отправиться на экскурсию на открытом корабле по Мойке и Фонтанке. Имея больше времени, садитесь на «Ракету» и посетите пригород – Петергоф (Петродворец), Пушкин (Царское село), крепость Орешек, Кронштадт и др.

В Финляндию мы добирались на пароме («АЦ» № 23’2011 г.). Обратно едем посуху, посетив российские города, окутанные воинской славой, – «колыбель революции» Санкт-Петербург и город героев-десантников Псков, а далее – через Беларусь.

Отдавая дань архитектуре столицы Финляндии – Хельсинки, можно посетить Успенский и Кафедральный соборы, уникальную церковь в скале. Если есть время, то стоит отправиться на пароме к морской крепости Суоменлинна (известна еще как Свеаборг).

На родине княгини Ольги

Дальнейший путь в сторону дома лежит через Псковскую область. Нас еще в Украине предупредили, что тут-то мы и узнаем настоящие российские дороги. Дорога от Питера сначала однополосная, но на 270-м километре переходит во вполне европейскую двухполосную. Жаль, что такая она не везде: вскоре начинают встречаться участки худшего качества.

Решаем сделать небольшой крюк и посетить один из древнейших городов России – Псков. Достаточно заехать в центр, чтобы увидеть возвышающуюся на берегу реки Великой Псковскую крепость с мощными башнями: Мстиславской, Васильевской, Довмонтовой, Наугольной круглой, Плоской, Высокой (Воскресенской) и другими. Они, как средневековые рыцари, окружили Троицкий кафедральный собор и Псковский Кром (Кремль).

Из Пскова можно отправиться к монументу памяти Ледового побоища в селе Соколиха. Монумент открыли в 1993 году, в дни празднования 1090-летия Пскова. Но нам в другую сторону. Мы направляемся к лежащей 12-ю километрами выше Пскова деревне Выбуты. Как говорится в древнерусской летописи «Повесть временных лет», именно оттуда родом Ольга, которая правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича. Ориентиром могут служить также деревни Волженец и Раздолье. Можно в те места добраться и на автобусе идущем в Палкино – с псковского автовокзала до деревни Кузнецово, которая расположена на противоположном берегу Великой. Летом реку можно перейти вброд, так как в некоторых ее местах глубина чуть выше стопы, а в иных – до 20 см. Благодаря известняковой плите дно ровное и гладкое, как асфальт, так что запросто можно проехать на внедорожнике или кроссовере.

Вот где единение с природой! Великолепная рыбалка, в окрестных лесах полно грибов, а на болотах – клюквы. Все-таки сюда тоже надо приезжать на несколько дней. Ну а нам пора продолжить путь.

На «Авроре» до сих пор несут службу. Попасть на борт можно с 11 до 17:15, кроме понедельника и пятницы; эти дни – выходные. Вход бесплатный, а экскурсия в подводную часть корпуса и машинно-котельное отделение стоит 200 рублей (57 грн.) для взрослых.

Псков раскинулся на берегах реки Великой. Там, где она сливается с рекой Псковой, возвышается Псковская крепость.

Недалеко от того места, где князь Игорь, переправляясь через реку Великую, познакомился с Ольгой – будущей княгиней и правительницей Киевской Руси, стоит церковь Св. Илии пророка, построенная в XV веке.

Чтобы насладиться красотой города на Неве, сюда надо приезжать на несколько дней. Если хотите любоваться ночными видами из окон собственной машины, то, прокладывая маршрут, узнайте в Интернете график развода мостов.

Вот мы и дома

Следующую остановку планируем сделать уже в Беларуси. При выезде из России можно было бы всего лишь приветливо кивнуть пограничнику, но, видимо, его заинтересовали украинские номера нашей Skoda. Остановились, через стекло показали украинские паспорта и… все. Очень быстро. Кстати, чтобы навигация вела нас именно по тому маршруту, который мы сами себе наметили, забиваем промежуточные точки по пути следования. Одна из них – Витебск.

Непривычно видеть такие пустынные и тихие улицы достаточно крупного города. Вокруг просторно, так как пространство не загромождено высотками. Вот только мы не встречаем здесь еще одной привычной вещи – банкоматов. Местных же наличных денег у нас нет. Своим вопросом, где можно купить продукты по безналичному расчету, на какое-то время вводим в ступор местного таксиста. Но он все же указывает на какой-то крупный магазин в центре. Молодец – как выяснилось, тут можно не только купить еду, но и подкрепиться в местном кафетерии (это название из детства наиболее точно отражает суть).

В сторону Украины трогаемся уже почти в сумерках. И опять знакомая ситуация. Отличные ровные дороги с гладким асфальтом полностью пустынны. Не желая знакомиться с местными гаишниками, держим скоростной режим. Причем без никаких «плюс двадцать». За рулем не прос­то скучно, а даже обидно, что вот на таком отличном асфальте приходится ехать неспешно. С другой стороны – налицо экономия топлива.

К украинской границе приближались с опаской. Еще свежи в памяти часы ожидания на погранпереходах по пути в Финляндию. К тому же, выезжая несколько дней назад, видели длиннющую очередь на въезд в нашу страну. Как-то будет сейчас? С беларусской стороны народу почти нет, поэтому довольно быстро отметились во всех кабинках на таможенном, транспортном и пограничном контроле.

На украинской таможне потеряли около часа, которые ушли и на осмотр машины. Дальше уже родные места. И знакомые разбитые дороги… Тут уже некогда зевать, как в Беларуси, только успевай уворачиваться от ям. Вот слева раскинулся красавец Чернигов. Дальше прямая и довольно хорошая дорога до Киева. Позади 1865 километров пути и масса впечатлений, чем в очередной раз подтверждается тот факт, что путешествие на машине позволяет располагать своим временем, корректировать планы и вести насыщенную жизнь.

Не только бензин

Во время своего путешествия мы сталкивлись с тем, что в некоторых странах не везде есть придорожные заведения, где можно отдохнуть, привести себя в порядок и перекусить. К тому же, не всегда при себе были достаточные суммы местных денег. Поэтому при виде знакомых цветов АЗС Shell  в Финляндии и в Питере сворачивали именно туда. Здесь можно было не только заправить машину и подзаправиться самим, но и ночью выпить чашечку крепкого кофе. Попутно в магазине можно приобрести нехитрый набор продуктов в дорогу, при необходимости купить масло для долива в двигатель, омыватель стекла. Ну и, конечно, удобство в рассчете банковской карточкой.

Дмитрий Чабан
Фото автора, Евгения Сокура и Юрия Дацыка