X

Хортица: Оплот казачества

С набережной Запорожья отлично просматривается остров Хортица. Сегодня он связан с «большой землей» двумя мостами. А когда-то добраться сюда можно было только на лодке или вплавь.

С набережной Запорожья отлично просматривается остров Хортица. Сегодня он связан с «большой землей» двумя мостами. А когда-то добраться сюда можно было только на лодке или вплавь.

С набережной Запорожья отлично просматривается остров Хортица. Сегодня он связан с «большой землей» двумя мостами. А когда-то добраться сюда можно было только на лодке или вплавь.

Хортица издавна была идеальным местом для расположения военных лагерей, так как находится она за неприступными днепровскими порогами и с северной стороны защищена 50-метровыми скалистыми берегами. Первые упоминания о казацких поселениях на острове, позже образовавших Запорожскую Сечь, относятся к XV веку. Остров находился во власти Сечи почти три столетия, здесь и сегодня витает дух вольности и свободы.

Во время визита на Хортицу обязательно нужно посетить Музей истории запорожского казачества, реконструированный комплекс «Запорожская Сечь» и конный театр. Переехав на остров по узкому мосту, следуем по указателям, ведущим к музею. Углубляемся на 3 километра и, заплатив 6 гривен за проезд по территории заповедника, оставляем Skoda Yeti на огромной парковке. Далее пешком идем около пятисот метров к объектам, представляющим интерес для туристов.

  
  

В Музее казачества, расположенном на севере острова, вам расскажут об этапах становления и развития Запорожской Сечи. Со смотровой площадки музея открывается уникальный вид на плотину ДнепроГЭС.

Смотри видео: Хортица. Оплот казачества

Пройдя еще триста метров по Хортице, вы окажетесь на территории, окруженной деревянным частоколом, со смотровыми башнями и пушками, обращенными в сторону Днепра. Это комплекс «Запорожская Сечь», воссоздающий мирный и военный быт казаков. Для посещения открыты храм Покрова Пресвятой Богородицы, дом кошевого атамана и войсковая канцелярия. Экспозиция сделана с большим вниманием к деталям и производит отличное впечатление. Здесь же можно купить памятные сувениры и недорого перекусить после прогулки по свежему воздуху. Посещение Музея казачества и комплекса «Запорожская Сечь» обойдется в 19 гривен.

Чтобы оценить мастерство современных казаков в верховой езде, следует вернуться за руль авто и проехать восемь километров к южной оконечности острова. Качество дороги оставляет желать лучшего, но выглядит она очень живописно. Удивляет только внезапно появившийся второй шлагбаум, где повторно требуют 6 гривен за катание на машине по заповеднику. Переезд с севера на юг дает возможность осознать реальные размеры острова. Хортица – не просто клочок земли на водах Днепра, это огромный природный парк.

Хортица входит в тройку самых популярных туристических достопримечательностей страны – сюда ежегодно приезжают четверть миллиона человек.

Конный театр раскинулся на территории, воссоздающей жизнь казаков в общине. Тут находятся домики ремесленников – кузнеца, гончара и шорника; смотровая выш­ка, а также базарные ряды. Но основное действо разворачивается рядом с небольшими трибунами, где современные казаки демонстрируют искусство верховой езды. Зрелище эффектное и определенно стоящее переезда с одного конца острова в другой. Тем более что по окончании представления все желающие могут покататься на лошадях и почувствовать себя настоящими атаманами. Тот, кто прошел это испытание, а также некоторые другие оригинальные тесты, посвящается в казаки прямо на месте событий.

Маршрутный компьютер

Протяженность маршрута Киев – Запорожье

492 км

Средняя скорость

72 км/час

Время в пути

6 час 49 минут

Расход топлива Skoda Yeti 1.2 TSI

8,1 л/100 км

Рекомендуемое место отдыха

кафе «Шинок», 297 км

Затраты на проезд до Запорожья

446 грн.

Мнение

Вадим Беев Тест-пилот сайта аutocentre.ua

В сорока километрах от Кременчуга я лихим кавалерийским наскоком обогнал таксиста, находившегося в каботажном плавании вокруг родного города. Перед надвигающейся по «встречке» фурой нажал акселератор в пол, DSG отреагировала мгновенно и подоткнула третью. С хорошим напором Skoda Yeti протиснулась в закрывающуюся «калитку», но к границе города обиженный таксист настиг меня на светофоре. Спросил, какой мотор. «Один и два», – отвечаю. О турбо скромно молчу. Немой ступор собеседника через окно, зеленый свет – и я уехал. А он остался переваривать новости технологий автомобилестроения, дошедшие до того, что четырехцилиндровый 1.2 TSI с турбиной и непосредственным впрыском под капотом Skoda Yeti оставляет за спиной атмосферный 1.6. Легко и уверенно.

Дорога

Наш маршрут из Киева в Запорожье лежит через Переяслав-Хмельницкий, Кременчуг и Днепродзержинск. Мы удачно огибаем Днепропетровск по отрезку новой объездной дороги (в этом месте наш навигатор убегает в «молоко») и избавляемся от необходимости целый час толкаться по улицам большого города. Расстояние от столицы до места казацкой славы – 492 километра. Наиболее разбитым является участок дороги от Кременчуга до Днепродзержинска (130 км), здесь Skoda Yeti не торопясь тянется в продавленной колее, объезжает немилосердные ямы и подскакивает на вертикальных складках асфальта. А самой быстрой оказалась семидесятикилометровая финишная прямая от окрестностей Днепропетровска до Запорожья: на четырехполоске можно легко держаться на пределе разрешенных скоростей. Популярное место, где можно пообедать, – кафе «Шинок» в пяти километрах от Кременчуга (297 км от столицы).

Вадим Беев
Фото автора