X

Кузница Гамора: Высокие технологии XVIII века

Это сегодня прогресс двигают ученые люди из КБ, разного рода лабораторий и технологических центров, а пару веков назад все таинство высоких технологий творилось в сельской кузнице. Одна такая сохранилась в Украине до наших дней.

Это сегодня прогресс двигают ученые люди из КБ, разного рода лабораторий и технологических центров, а пару веков назад все таинство высоких технологий творилось в сельской кузнице. Одна такая сохранилась в Украине до наших дней.

Это сегодня прогресс двигают ученые люди из КБ, разного рода лабораторий и технологических центров, а пару веков назад все таинство высоких технологий творилось в сельской кузнице. Одна такая сохранилась в Украине до наших дней.

Кузница в карпатском селе Лисичево с самого ее основания в начале ХVIII в. была высокоэффективным предприятием, ориентированным на получение серьезной прибыли. Поэтому строилась она без оглядок на затраты, по всем правилам европейских технологий того времени.

Силовой привод

В просвещенной Европе тогда уже хорошо знали, что для массового товарного производства необходимы машины. Точнее – оборудование, приводимое в действие не человеком, а чем-то более мощным. Однако использовать электричество в промышленных масштабах в ХVIII в. еще не умели. А известные на то время паровые машины были чересчур сложны и громоздки для предпринимателя с окраины Австро-Венгерской империи. Сегодня нельзя сказать, что Лисичево – забытая Богом глубинка: работает мобильная связь (во всяком случае, МТС), навигатор уверенно ведет к селу. Скорее всего, не считались эти места глухоманью и в пору становления кузницы.

Основатель предприятия выбрал проверенный способ получения механической энергии: водяной привод. Оставалось найти речку, способную накопить достаточное количество воды, чтобы провернуть колеса, приводящие в действие, как бы мы теперь сказали, «валы отбора мощности». Выбрали Лисичанку. Устроили запруду, обводной канал, поставили пять колес и прочие гидротехнические сооружения. Сначала предприятие «с водяным приводом» производило бумагу, и лишь в первой половине XIX в. его переориентировали на более прибыльное кузнечное дело.

Механизация позволила создать не типичную ремесленную мастерскую, а предприятие, занимающееся выпуском серийной продукции. Ведь благодаря наличию «автоматического» молота и помощников, обслуживающих печи и разогревающих металл, кузнец мог уделить больше внимания процессу ковки.

  
  

Тяжеленный молот приводится в действие от колес, вращаемых речной водой. Похоже были устроены водяные мельницы.

Кузница Гамора как предприятие существует в Лисичево с XVIII века. Название Гамора произошло то ли от немецкого слова «молот», то ли от «гамр», что обозначает рычаг – держатель молота.

На века

Кузница представляет собой интереснейшее и непростое с технической точки зрения сооружение. Казалось бы, как сила падающей воды может поднимать внушительный молот вместе с тяжеленным рычагом-гамром? Однако, по современным замерам, каждое из колес способно отдать мощность, эквивалентную 8 л. с.! Система рычагов преобразует вращательное движение колес в возвратно-поступательное движение молота, бьющего по наковальне. Заслуживает внимания и комплект «водной арматуры», управляющей потоками воды в разных режимах работы кузницы: в рабочее время, на холостом ходу, в период паводков.

Сегодня кузница производит различные несложные металлоизделия, в том числе и на экспорт. Работает она ежедневно, в одну смену, с одним задействованным молотом. Как свидетельствуют заслуживающие уважения источники, в лучшие времена здесь трудились в три смены, действовало три молота, а одних только кузнецов было полтора десятка. Кроме того, в штат входили кузнецы-помощники, подмастерья, админперсонал и инженер, отвечающий за бесперебойную работу техники. Уместно заметить, что два недействующих ныне молота вышли из строя не по причине полного износа, а в результате форс-мажорных обстоятельств – катастрофического наводнения, разрушившего часть сооружения. Однако нам говорили, что есть планы запустить вскоре еще один из остановившихся молотов.

Связь, общепит, ориентиры

Кузница Гамора расположена в центре села Лисичево, добираться до которого удобно со стороны города Иршава. Дорога к селу ведет весьма неприятная – не очень широкая и очень неровная. К счастью, этот отрезок невелик. Зато на нем в попутных населенных пунктах есть заведения общепита – кстати, с весьма интересной карпатской кухней. Поддерживать постоянный контакт с редакцией в нашей поездке помогала фирменная мобилка МТС 547 от одноименного мобильного оператора. В поездке нам представился хороший случай опробовать новый тариф MAX Energy (0 на все без ограничений). Он предлагает массу дополнительных удобных и выгодных вариантов услуг. Кроме основных ежемесячных бесплатных 1000 минут и 1000 SMS внутри сети, 1000 МБ мобильного Интернета – это «100 минут абонентам по Украине», «2000 минут в сети МТС», «0 без ограничений в социальных сетях», «Одна гривня на весь мир» и «Мой новый номер».

Игорь Широкун
Фото Игоря Бандика и Ивана Иванько