X

BMW X5: Круто, быстро, дорого

Ищете внедорожник покруче? С хорошей родословной, быстрый и комфортабельный? Попробуйте BMW Х5 первого поколения. Ничего, что подержанный – никто не посмеет назвать его непрестижным.

Ищете внедорожник покруче? С хорошей родословной, быстрый и комфортабельный? Попробуйте BMW Х5 первого поколения. Ничего, что подержанный – никто не посмеет назвать его непрестижным.

Ищете внедорожник покруче? С хорошей родословной, быстрый и комфортабельный? Попробуйте BMW Х5 первого поколения. Ничего, что подержанный – никто не посмеет назвать его непрестижным.

Hа самом деле настоящим внедорожником X5 назвать сложно. Как водится у BMW, в первую очередь это машина элитная, скоростная (6,1–10,5 с до 100 км/ч), с универсальным просторным кузовом, щедро оснащенная устройствами, облегчающими управление и повышающими безопасность движения. Основной потребитель авто подобного класса – США, где, как и многих конкурентов европейских марок, и производили Х5. При этом качество, конструктивные и стилистические решения остались узнаваемо баварскими.

Максимум возможного

«Икс-пятый» до сих пор остается одним из самых «упакованных» автомобилей. Мощность моторов – до 360 л. с., 5- или 6-ступенчатая «механика» или адаптивный «автомат», постоянный полный привод. Кроме того, большинство продающихся в Украине машин оснащено регулируемой пневмоподвеской, ABS с двумя подсистемами динамического контроля торможения (СВС и DBC), системой стабилизации (динамического контроля устойчивости, DSC), автоматической регулировкой скорости на спуске (HDS). Под стать технике и оборудование салона. На всех автомобилях – ключ зажигания с иммобилайзером и встроенным микрочипом, климат-контроль с угольным фильтром, борткомпьютер с крупным мультимедийным экраном, восемь подушек безопасности, кожа, натуральное дерево…

После рестайлинга 2004 года автомобиль поменял не столько внешность, сколько характер. Полный привод xDrive, позаимствованный у новинки BMW X3, стал «интеллектуальным» – вместо свободного межосевого дифференциала (распределение момента в соотношении: 38% – на переднюю ось, 62% – на заднюю) появилась многодисковая муфта с электронным управлением. И теперь момент между осями перераспределяется не подтормаживанием буксующих колес, а с помощью муфты. Эта же муфта помогает машине вписываться в повороты, вовремя изменяя характер управляемости с заднеприводного на переднеприводный и наоборот.

Система xDrive улучшила поведение автомобиля на грязных и заснеженных дорогах, но серьезным «проходимцем» назвать его все равно нельзя: главным образом из-за небольшого клиренса (185 мм), короткоходной подвески и автоматической трансмиссии (на большинстве экземпляров).

Сдержанно и стильно

Кузов внедорожника – несущий, с подрамниками в районе крепления передней и задней подвесок. Металл защищен настолько хорошо, что следов ржавчины не найти даже на машинах первых лет выпуска.

Обзор с водительского места неплохой, в частности, благодаря высокой посадке, однако широкие передние стойки частично перекрывают обзор при поворотах. Все органы управления под рукой, но доступ к багажнику (465/1550 л) мог бы быть и получше: его пол слишком высокий.

Главная часть BMW

Самый распространенный в Украине двигатель Х5 – это 4,4-литровая V-образная «восьмерка» (286 л. с., 440 Нм) с индексом М62 (1999–2004 гг.) или N62 (с 2004 г.), подобная устанавливаемой на баварские седаны 5-й и 7-й серий. Также популярен применяющийся только на этой модели 4,6-литровый агрегат (М62, 347 л. с., 480 Нм). Реже встречается рядная 3,0-литровая «шестерка» (М54, 231 л. с., 300 Нм), известная по «тройкам» и «пятеркам» четвертого поколения. Послерестайлинговый V8 объемом 4,8 л (N62/S, 360 л. с., 490 Нм) – относительная редкость. А турбодизели М57 (1999–2004 гг.) и M57TU (с 2004 г.) с системой питания Common Rail (3,0 л, 184 л. с., 410 Нм или 218 л. с., 500 Нм) у нас уважают за тяговитость (7,9 с до 100 км/ч) и экономичность (6,9–11,1 л/100 км). Высокие эксплуатационные характеристики двигателей обеспечивают изменяемые геометрия впускного тракта и фазы газораспределения (VANOS), бездроссельное регулирование оборотов (Valvetronic, с 2004 г.). Указанные системы работают безупречно даже на изношенных моторах.

Ресурс моторов в целом – не менее 300–400 тыс. км. На некоторых СТО проводят капремонт цилиндро-поршневой группы – растачивают и гильзуют алюминиевые блоки. Коленвалы после такого пробега еще не нуждаются в шлифовке. Все моторы «боятся» некачественного топлива, в них периодически необходимо чистить форсунки, причем только высокоэффективным средством и без применения ультразвука. Это касается и дизельных форсунок, которые из-за пьезоэлектрического привода достаточно дорогие (около 1,5 тыс. грн. за штуку). Дизели, кроме того, невыгодны тем, что в случае износа топливного насоса с электронным блоком управления наладить его возьмутся буквально на одной-двух СТО в стране. «Платиновые» свечи 3,0-литровых моторов могут прослужить до 100 тыс. км, причем, в отличие от других моделей с агрегатом М54, на Х5 они не являются причиной затрудненного пуска в мороз.

Привод ГРМ всех моторов цепной, причем у V-образных моторов цепей пять. Вместе со звездочками, гидронатяжителем и успокоителями они работают вплоть до капремонта агрегата. Пластиковые зажимы шлангов системы охлаждения после нескольких лет эксплуатации могут «пересохнуть», и система охлаждения потеряет герметичность, что приводит к перегреву двигателя. В целом же все моторы «икс-пятого» оправдывают репутацию надежных и долговечных агрегатов.

Уважайте АКП

Все BMW X5 имеют постоянный полный привод. Одноступенчатая раздатка и неблокируемый несимметричный межосевой дифференциал в эксплуатации не вызывают нареканий. Так же ведет себя и заменившая его в 2004 г. многодисковая муфта с электронным управлением. На бегающих по отечественным дорогам «иксах» до сих пор без проблем служат «родные» ШРУСы и трансмиссионные валы. Карданы (в случае насильственного повреждения) официально считаются неремонтопригодными, но квалифицированные специалисты умеют восстанавливать их, заменяя крестовины с последующей балансировкой.

Большинство «икс-пятых» укомплектованы 5- (до 2004 г. в.) и 6-ступенчатыми АКП. На бензиновых машинах этот агрегат конструкции ZF может подвести чересчур активных драйверов – а таких немало среди владельцев BMW. Уже к 150 тыс. км могут «сгореть» фрикционы и потерять работоспособность гидронасос, а из-за чрезмерных нагрузок порой «срезает» первичный вал. Стоит учесть, что аккуратно эксплуатируемая КП Х5 без ремонта служит до 300 тыс. км. Восстанавливать «автоматы» дорого (около 10 тыс. грн.), к тому же мастеров по ремонту такой КП очень мало.

Как и другие агрегаты трансмиссии, АКП официально считается необслуживаемой, но для продления ее жизни некоторые специалисты рекомендуют заменять в ней масло и фильтр каждые 50 тыс. км. Дизельные моторы агрегатируют с АКП производства GM; они более выносливы, но найти к ним запчасти в Украине проблематично.

«Механика» 5- (до 2004 г. в.) и 6-ступенчатая. Работает без замены масла, однако некоторые специалисты рекомендуют все-таки менять его каждые 60 тыс. км. Сцепление служит до 300 тыс. км, его гидропривод не вызывает замечаний.

Шасси для шоссе

Автомобиль жестковат на неровностях, поскольку ходовая «заточена» под скоростную езду по шоссе. Клиренс 185 мм мал для штурма пашни, буераков и танковой колеи, но электронные системы эффективно помогают преодолевать мокрые и заснеженные проселки. Срок службы ходовой сильно зависит от стиля езды драйвера. У некоторых «пилотов» замена сайлент-блоков и шаровых опор передней части (возможно отдельно от рычагов) требуется уже к 30–40 тыс. км пробега. Но не редкость машины, где эту операцию (цена работы – 280 грн.) проводят не чаще 60–80 тыс. км.

Многорычажная задняя подвеска требует вмешательства механиков еще реже – обычно к 100 тыс. км. Ее детали-расходники – сайлент-блоки и шаровые шарниры (кроме одного) поставляются в сборе с тремя рычагами. Однако на специализирующихся по «бимерам» СТО умеют заменять сайлент-блоки нижнего рычага украинскими изделиями – вполне надежными.

Пружины «передка» не подводят даже заядлых гонщиков. На большинстве машин установлена задняя пневматическая подвеска, автоматически поддерживающая клиренс неизменным. Изредка встречаются автомобили с такой же подвеской спереди. Пневмоэлементы задней части (цена одного 1240 грн.) хотя и долговечны, «не любят», когда машину перегружают. Кстати, о наличии лишнего груза на борту сигнализирует специальная лампа на торпедо. Достаточно долго – до 100 тыс. км ходят амортизаторы, а случаев износа ступичных подшипников консультировавшие нас специалисты не зафиксировали.

Генератор в ванне

Рулевое управление автомобиля довольно острое. Механизм реечного типа ремонтно-пригоден. Поэтому, в случае возникновения стука в опорном подшипнике рейки или течи сальников, изношенные детали можно заменить. Нет уязвимых мест в насосе ГУРа, а наконечники рулевых тяг заменяют при пробеге около 100 тыс. км.

Все четыре тормозных механизма внедорожника – дисковые. Самым активным драйверам нужно следить за состоянием колодок: передние у них будут изнашиваться за 12–15 тыс. км пробега, а диски – за 60–70 тыс. км.

Многочисленные электронные системы BMW X5 работают хорошо и долго. Однако случаются неполадки с генератором. У V-образных моторов он, будучи вмонтированным в блок цилиндров, омывается охлаждающей жидкостью. Пересыхающие со временем уплотнительные кольца теряют герметичность, поэтому при каждом обслуживании «немолодого» Х5 нужно осмотреть место установки генератора.

Денег не жалко

Автомобиль действительно хорош. И те, у кого есть деньги на его покупку и содержание, вряд ли когда-нибудь пожалеют о своем приобретении. Главное, выбрать машину, не «укатанную» горячим драйвером, каковые столь часто встречаются среди поклонников славной баварской марки.

 ИСТОРИЯ

01.99 На Детройтском автосалоне впервые показан внедорожник BMW X5 (заводской индекс Е53).
03.99 На Женевском автосалоне представлена европейская версия X5.
12.99 Начало продаж BMW X5 в Америке.
03.00 Начало продаж BMW X5 в Европе.
09.01 Линейку двигателей пополнил новый агрегат: V8, 4,6 л (347 л. с.).
04.04 Рестайлинг. Двигатель 4,8 л (360 л. с.) вместо прежнего 4,6-литрового. Мощность турбодизеля увеличена с 184 л. с. до 218 л. с., 4,4-литрового мотора – с 286 л. с. до 320 л. с.
11.06 На заводе в Южной Каролине начато производство второго поколения BMW Х5 (заводской индекс Е70).

 После

В конце 2006 г. BMW Х5 первого поколения сменила новая модель. Автомобиль стал длиннее (+187 мм) и шире (+61 мм). Стилистика экстерьера сохранена, а интерьер полностью обновлен. Кроме того, появилась возможность установить третий ряд сидений. Машину комплектуют форсированными бензиновыми и дизельным моторами 3,0 л и 4,8 л, новой передней подвеской и рулевым управлением, помогающим водителю проходить повороты. Пневмоподвеска Adaptive Drive не только поддерживает постоянный клиренс, но и уберегает от кренов при поворотах. Система полного привода xDrive работает по обновленной программе, а данные борткомпьютера могут отображаться на ветровом стекле. Электронное оборудование стало более совершенным. В Украине автомобиль можно заказать по цене от 66,4 тыс. евро.

 Личный опыт 

Наталья, 35 лет
Эксплуатирует машину 1 год BMW X5, 3,0 л, бензин, 231 л. с., АКП, пробег – 77 тыс. км, возраст – 3 года.

Это не первый мой автомобиль, прежние тоже были престижных марок. Раньше внедорожник не покупала, потому что много езжу на большие расстояния и не хотела терять время в пути из-за меньшей скорости джипов. Друзья посоветовали мне присмотреться к BMW Х5, и мне он понравился: комфортабельный, внушительных размеров, а на трассе ведет себя, как легковая машина. За год, который я на нем проездила, чистили форсунки инжектора, а из запчастей поменяли испортившийся шланг охлаждения и одну переднюю шаровую опору (на СТО сказали, что это из-за большой ямы, в которую когда-то машина влетела колесом). Опасалась больших затрат на бензин, но оказалось что при спокойной езде по городу расход около 12 л/100 км. Если еду на работу очень быстро – получается 18 л. Правда, бензин заливаю только 98-й.

 Личный опыт 

Сергей, 40 лет
Эксплуатирует машину 4 года. BMW X5, 3,0 л, дизель, 184 л. с., АКП, пробег – 170 тыс. км, возраст – 4 года.

Я водитель, вожу на этой машине своего шефа. Дизель выбрали в первую очередь из желания сэкономить на топливе. Но попутно оказалось, что машина очень динамичная – ускорение такое, что хочется разгоняться на каждом свободном отрезке. С мотором проблем пока не было, а вот с коробкой-«автоматом» случилась неприятность. Шеф с друзьями ездил на этой машине на охоту и застрял в глубокой луже на лесной дороге. Толкать машину в грязи не захотели и, чтобы выехать, долго дергали ее в колее вперед-назад. Поэтому из лесу поехали сразу в сервис – сожгли коробку. Запчастей ждать не пришлось, но полный ремонт обошелся около двух тысяч долларов. Однако на фоне стоимости машины это не так уж и много.

Удовольствие от управления
Хорошие динамические качества
Высокий имидж
Надежные узлы и агрегаты
Опасность приобрести «укатанный» автомобиль
Высокая цена
Дорогое содержание

 Цены на новые запчасти, $*
 
Неориг.
Ориг.
Передн. торм. колодки
99
112
Задн. торм. колодки
71
96
Воздушный фильтр
20
18
Топливный фильтр
102
97
Масляный фильтр
15
12
Подшипник передн./задн. ступицы
77/92
90/87
Амортизатор передн./задн.
205/279
348/273
Помпа
171
Радиатор
355
533
Шаровая опора
26
69
Рычаг передней подвески (передний)
224
Рычаг передней подвески (задний)
254
Рычаг задней подвески (верхн. передний)
66
77
Рычаг задней подвески (верхн. задний)
370
Рычаг задней подвески (нижний)
32
292
Генератор
582
793
Стартер
216
Распредвал
580
Цепь ГРМ
25
117
Натяжитель цепи
86
91
Оригинальные запчасти и сервис, предлагаемые официальным импортером марки, могут удивить вполне доступной ценой. Впрочем, поставок некоторых редких деталей придется подождать. При ремонте задней подвески положительный результат дает применение отечественных (но не азиатских!) «резинок».

 BMW X5
Общие данные
Тип кузова
универсал
Дверей/мест
5/5
Габариты, Д/Ш/В, мм
4667/1872/1715
База, мм
2820
Клиренс, мм
185
Масса снаряженная/полная, кг
1995/2595
Объем багажника, л
465/1550
Объем бака, л
93
Двигатели
Бенз. 6-цилиндр. впрыск.:
3,0 л 24V (231 л. с.)
8-цилиндр. впрыск:
4,4 л 32V (286 л. с.), 4,4 л (320 л. с.), 4,6 л (347 л. с.), 4,8 л (360 л. с.)
Дизельные:
3,0 л Turbo (184 л. с.),
 
3.0 л Turbo (218 л. с.)
Трансмиссия
Тип привода
постоянный полный
КП
5– или 6-ст. механ., 5– или 6-ст. автомат.
Ходовая часть
Тормоза передние/задние
диск. вент./ диск., диск. вент.
Подвеска передняя/задняя
незав./незав.
Шины
235/65 R17, 255/55 R18, 275/40 R20–315/35 R20
Стоимость
от 37
в Украине, $
до 94 тысяч

Альтернатива

Volvo XC90 (с 2002 г.)

Технически машина очень похожа на BMW X5, однако постоянный привод автомобиля – на передний мост. Крутящий момент на заднюю ось перераспределяет муфта с электронным управлением. Клиренс самый большой среди представленных в статье машин, но великим «проходимцем» от этого XC90 не стал. В некоторых исполнениях его комплектуют двумя дополнительными съемными сиденьями. Поведение Volvo соответствует имиджу практичного семейного автомобиля – лишь с мотором V8 его динамику можно сравнить с «баварской» (7,4 с до 100 км/ч). Традиционно для марки конструкторы обеспечили высокую активную и пассивную безопасность, включая усилители кузова и электронные системы.

 
Тип кузова
5-дверн. универсал
Двигатели бензин. 5-цилиндр. Turbo:
2,5 л (210 л. с.)
6-цилиндр. Turbo:
2,9 л (272 л. с.)
8-цилиндр.:
4,4 л (315 л. с.)
дизельные 5-цилиндр. Turbo:
2,4 л (163 л. с.) и 2,4 л (185 л. с.)
Клиренс, мм
220
Стоимость в Украине, $
от 45,0 до 97,3 тыс.

Mercedes ML (1997–2005)

Авто для тех, кто должен выглядеть солидно. Можно отметить просторный салон (с опционными семью сиденьями и по-американски простоватой отделкой), вместительный багажник, а также подвеску, в отличие от BMW, вполне комфортную на всех типах дорожного покрытия. На шоссе эта вальяжная машина рамной конструкции двигается вполне уверенно, да и динамика с большинством моторов достойная (6,8–8,8 с до 100 км/ч). Серьезное бездорожье – не ее стихия. И все же автомобиль «внедорожнее», чем баварский конкурент: он рамный и имеет пониженную передачу в раздатке.

 
Тип кузова
5-дв. универсал
Двигатели бенз., распред. впрыск. 4-цилиндр.:
2,3 л 16V (150 л. с.)
6-цилиндр.:
3,2 л 18V (218 л. с.), 3,5 18V (245 л. с.)
8-цилиндр.:
4,3 л 24V (272 л. с.), 5,0 л 24V (299 л. с.), 5,5 л 24V (347 л. с.)
дизельные 5-цилиндр. Common Rail Turbo:
2,7 л 20V (163 л. с.)
8-цилиндр.:
4,0 л 32V (250 л. с.)
Клиренс, мм
200
Стоимость в Украине, $
от 21,0 до 63,0 тыс.

Lexus RX 300 (1997–2003)

Модель, аналогичная японской Toyota Harrier, с левым рулем, под маркой Lexus поставляемая в США и в Европу. Неяпонские версии комплектуются только одним силовым агрегатом – «шестеркой» объемом 3,0 литра в паре с 4-ступенчатой АКП. Незначительный клиренс, большие свесы и радиус переката с несложной схемой постоянного полного привода не дадут от души «помесить» грязь. RX уверенно чувствует себя на дороге с твердым покрытием, хотя по драйверским качествам (ускорение – 9,2 с до 100 км/ч) ему далеко до BMW. Комфорта в Lexus побольше, чем в Mercedes, машина даже в «базе» щедро оснащена электроникой – от электрорегулировок сидений до управления «климатом» и круиз-контролем с руля.

 
Тип кузова
5-дверн. универсал
Двигатель бензин. 6-цилиндр.:
3,0 л (220 л. с.)
Клиренс, мм
195
Стоимость в Украине, $
от 18,1 до 36,6 тыс.

Игорь Широкун
Фото Владислава Бойко

Редакция благодарит ООО «АВТ Бавария», Сергея Луковского и магазин ООО «ЭСО Автотехникс» за помощь в подготовке материала