X

Citroёn Xantia: Французский «светлячок»

В Украине «бэушные» Citroёn не пользуются особым спросом из-за сложности конструкции и недолговечности гидропневматической подвески, потому они дешевле многих конкурентов. Стоит ли отказываться от этих машин? Попробуем выяснить, рассмотрев достаточно современную модель Xantia.

В Украине «бэушные» Citroёn не пользуются особым спросом из-за сложности конструкции и недолговечности гидропневматической подвески, потому они дешевле многих конкурентов. Стоит ли отказываться от этих машин? Попробуем выяснить, рассмотрев достаточно современную модель Xantia.

В Украине «бэушные» Citroёn не пользуются особым спросом из-за сложности конструкции и недолговечности гидропневматической подвески, потому они дешевле многих конкурентов. Стоит ли отказываться от этих машин? Попробуем выяснить, рассмотрев достаточно современную модель Xantia.

Имя Xantia имеет греческие корни и образовано от слова xanthos – свет. У «светлячка» есть родственные связи и с жаркой Италией. Своим дизайном автомобиль обязан известному кузовному ателье Bertone, с которым французская компания сотрудничает долгие годы. К слову, экстерьер и интерьер моделей BX и XM также были созданы итальянцами.

Xantia представлена двумя модификациями – наиболее распространенным у нас 5-дверным хэтчбеком и достаточно редко встречающимся универсалом Break. Создатели позаботились о сохранности Xantia – ее кузов надежно защищен от коррозии (ржавчину сложно найти даже на экземплярах первых годов выпуска).

Ненавязчивое оформление салона создает атмосферу домашнего уюта. Приятно порадует Xantia и наличием электроприводов наружных зеркал заднего вида, электростеклоподъемниками (в базе – передних стекол), регулировкой высоты рулевой колонки.

Задние сиденья можно трансформировать, что помогает увеличить объем багажного отделения. Есть также лючок доступа в багажник, спрятанный под подлокотником спинки дивана. При необходимости и без ущерба для комфорта четырех членов экипажа в него можно просунуть длинномерные предметы – к примеру, удочки или лыжи.

Как убить двигатель

Xantia агрегатировалась шестью бензиновыми 4- и 6-цилиндровыми двигателями и тремя 4-цилиндровыми турбодизельными (см. табл.). Большинство этих моторов давно обкатаны на других моделях Citroёn, поэтому отечественным специалистам хорошо известны их сильные и слабые стороны. По словам работников сервиса, при правильной эксплуатации и своевременном обслуживании моторесурс силовых агрегатов составляет около 400 тыс. км.

Вместе с тем, специалисты припомнили немало случаев, когда двигатели приходилось ремонтировать досрочно. Часто в этом были виноваты сами владельцы. Моторы выходят из строя из-за несвоевременной замены и последующего обрыва ремня ГРМ. При этом повреждаются поршни и цилиндры, гнутся клапаны, а в дизелях еще и ломаются проушины крепления распредвала. Согласно рекомендациям производителя, ремень меняется раз в 100 тыс. км, а натяжной ролик – через одну замену ремня. Однако, если вы ставите неоригинальные запчасти, эту периодичность рекомендуется сократить до 70 тыс. км, а ролик менять вместе с ремнем. Следует учесть, что «помпа» также приводится в действие ремнем ГРМ. Нужно регулярно следить за состоянием этого узла, так как при его заклинивании тоже происходит роковая встреча клапанов с поршнями. А вот газораспределительный механизм 6-цилиндрового мотора оборудован цепью, которая, как правило, выхаживает весь срок эксплуатации двигателя, хотя машины с таким агрегатом встречаются у нас очень редко.

Обратите внимание еще на одну особенность 8-клапанных двигателей – при слишком шумной работе они требуют регулировки тепловых зазоров ГРМ (работа – $25, одна регулировочная шайба – около $2). Приводы клапанов всех остальных моторов оснащены гидрокомпенсаторами.

Со временем в бензиновых двигателях выходит из строя потенциометр дроссельной заслонки (запчасть – около $100). При использовании некачественного топлива отмечены случаи поломки топливных насосов (запчасть – $130), а от перепада температур нередко трескаются выпускные коллекторы (сварочные работы по заделке трещины – от 30 до 50 долларов.

Турбированные версии с большим пробегом склонны к повышенному расходу масла из-за износа турбины. Чтобы не приобрести машину с «убитым» агрегатом, рекомендуется провести его диагностику на специализированной СТО – около $15.

Нужен глаз да глаз

Xantia, эксплуатируемые в Украине, в основном оборудованы 5-ступенчатыми механическими коробками передач. Автоматические КПП не популярны, поэтому машины с 4-ступенчатыми «автоматами» встречаются редко.

«Механика» требует повышенного внимания – при недостаточном уровне масла (играют роль даже 200 граммов) быстро изнашиваются шестерни и синхронизаторы включения пятой передачи. Поэтому специалисты советуют внимательно следить за герметичностью КПП и проверять уровень масла. Согласно рекомендациям производителя смазка в «механике» не меняется, а только при необходимости доливается. Однако работники сервиса рекомендуют проводить замену масла каждые 60 тыс. км.

Грузи не грузи

Пришел черед рассказать о самом интересном – фирменной гидропневматической подвеске Xantia. Этот узел одновременно и преимущество, и основная причина невысокой популярности машины, что, кстати, повлияло на ее цену. К примеру, одноклассник и родственник по концерну Peugeot 406 одного года выпуска с Xantia стоит в среднем на $2 тыс. дороже.

Благодаря подвеске Xantia отличается настолько высокой плавностью хода, что при езде создается обманчивое впечатление европейского качества наших дорог. Более того, в общую систему «гидропневматики» включены также гидроусилитель руля и тормозная система.

Независимо от загрузки автомобиля «гидропневматика» позволяет поддерживать заданный дорожный просвет, а также изменять его. Всего подвеска имеет четыре положения:

парковочное, когда машина практически ложится на дорогу (клиренс – 90 мм);
транспортное, предназначенное для повседневной езды (160 мм);
высокое – для проселочных дорог (190 мм);
внедорожное – для преодоления препятствий и замены колес – машина поднимается, а затем опускается на какую-либо подставку (235 мм).

Гидропневматическая подвеска спортивных версий Activa работает в двух режимах: комфортном, для нормальной езды, и спортивном для активного драйва, а также оснащена системой SC CAR (Systeme Citroёn de Controle Actif du Roulis), ограничивающей крены кузова в повороте. Более того, задняя ось у Xantia Activa пассивно подруливающая, что обеспечивает хорошую устойчивость и управляемость.

В подвеске «француженки» применены гидропневматические демпфирующие элементы, выполняющие функцию традиционных амортизаторов и пружин. Они состоят из стоек, заполненных специальным маслом LHM (за специфический цвет у нас его называют «зеленкой»), и гидроаккумуляторов давления – металлических шаров зеленого цвета, расположенных поверх стоек. Внутри они разделены пополам эластичной мембраной, которую снизу подпирает «зеленка» (гидросреда), а сверху – азот (пневмосреда). При наезде колесом на препятствие масло в гидроаккумуляторе давит на мембрану, сжимая газ, который, собственно, и выполняет функции упругого элемента. «Гидропневматика» работает намного мягче обычных стоек.

При покупке машины специалисты рекомендуют проверить, все ли положения отрабатывает подвеска, а также прислушаться к звукам в моторном отсеке при работе двигателя на холостом ходу. Если каждые 40 секунд слышны характерные щелчки, значит, система исправна. Это регулятор давления «сбрасывает» излишек давления. Если щелчки раздаются чаще – регулятор вот-вот выйдет из строя или же пробита центральная сфера гидроаккумулятора давления. Во избежание лишних проблем лучше продиагностировать «гидропневматику» на специализированной СТО.

Магнит продлит жизнь

Залог долговечности подвески – своевременная (1 раз в полгода) замена «зеленки» и чистка фильтров. Специалисты рекомендуют поместить в расширительный бачок «гидропневматики» магнит – при циркуляции масла в системе он будет «вылавливать» продукты износа деталей системы. Это значительно продлевает срок службы подвески. На подержанной машине не стоит также пользоваться промывкой для очистки системы «гидропневматики» – это приводит к засорению каналов гидрокорректоров высоты и выводит их из строя. При утечке «зеленки» нельзя заливать в систему веретенку или тормозную жидкость. В крайнем случае специалисты рекомендуют долить обычное моторное масло, но потом все придется менять и промывать.

Уже упоминалось, что тормоза, гидроусилитель руля и подвеска работают в «связке», поэтому поломка какого-либо одного узла выводит из строя все. А детали недешевы. К примеру, новая сфера гидроаккумулятора давления стоит $50, дозатор-компенсатор давления тормозной системы – $250, гидронасос – $600.

Поаккуратнее с «ручником»

Весьма своеобразен в Xantia стояночный тормоз – он, в отличие от большинства других автомобилей, блокирует не задние, а передние колеса! Так что лихо пройти поворот, затянув ручник, не удастся. При замене передних колодок нужно обязательно смазать механизм привода ручника, поскольку под защитный резиновый чехол попадает влага и со временем он ржавеет.

Обычные детали подвески служат долго. Так, около 80 тыс. км «выхаживает» наиболее нагруженный задний сайлент-блок переднего рычага (работа – $30, запчасть – $35). Через примерно 70 тыс. км нужно менять подшипники задних рычагов (работа – $35, запчасти – $50).Через 30 – 50 тыс. км придется менять стойки стабилизатора поперечной устойчивости (работа – $10, запчасть – $20).

Для эстетов

Покупку Citroёn Xantia можно порекомендовать тем, кто ради высокого комфорта езды готов делать солидные капиталовложения в частое обслуживание и ремонт «гидропневматики».

Советуем выбирать более «свежие» экземпляры, у которых детали подвески прослужат дольше. Подобрать нужную машину поможет еженедельный каталог «Автобазар», а вот узнать среднюю стоимость Xantia можно из диаграммы.

 Личный опыт  

Сергей, 40 лет
Эксплуатирует машину 2 года Citroёn Xantia 1,9 л (90 л.с.) Turbo, пробег – 234 тыс. км, возраст – 11 лет

Купил Xantia по выгодной цене. Посоветовал друг, который работает на СТО, обслуживающей Citroёn. Автомобиль был «лежачим» с неисправностью гидрокорректора высоты ($150). Кроме того, пришлось еще и закачать две сферы гидроаккумуляторов давления – из них вышел азот ($50), и заменить «зеленку» ($50). После такой реанимации автомобиль ожил.

Недавно заменил также дозатор-компенсатор давления в тормозной системе – начали подклинивать суппорты. «Бэушный» обошелся в $100. Других проблем с гидропневматической системой не было.

Я много езжу, поэтому за время эксплуатации удалось высоко оценить комфортабельную подвеску машины, возможность менять клиренс, вместительный багажник и экономичный турбодизельный мотор – средний расход топлива составляет около 6 л на 100 км пути.

Можно не опасаться высоких цен на детали «гидропневматики» – сейчас, кроме новых, можно найти подержанную деталь в хорошем состоянии. Если вовремя обслуживать сложную систему, проблем можно избежать.

 Личный опыт  

Виталий, 37 лет
Эксплуатирует машину 1 год, Citroёn Xantia 1,8 л (110 л. с.) 16V, пробег – 129 тыс. км, возраст – 7 лет

Машина нравится мне хорошим «фаршем», удобным и комфортным салоном, просто замечательной мягкой ходовой – неровностей дороги я не ощущаю (причем это отмечают и мои друзья, эксплуатирующие машины с обычной подвеской). Очень удобно, что можно менять дорожный просвет – на природе я не боюсь оборвать глушитель или пробить поддон картера.

«Страшилки» о «гидропневматике», конечно же, слышал, однако я очень педантичен в отношении своевременности обслуживания, и пока каких-либо проблем с моей машиной не было. Правда, я уже заменил стабилизаторные стойки и подшипники задних рычагов обычной подвески.

Продавать машину не собираюсь.

Невысокая стоимость автомобиля (по сравнению с конкурентами)
Стойкость к коррозии
Высокая плавность хода
Изменяемый дорожный просвет
Жесткий кузов
Недолговечность элементов «гидропневматики»
Высокая стоимость деталей «гидропневматики»
Выход из строя потенциометра дроссельной заслонки
Трещины выпускного коллектора
Коррозия механизма привода «ручника»

 История

11.92 Дебютирует 5-дверный хэтчбек Citroёn Xantia
01.94 Начата установка автоматической коробки передач. Увидела свет модификация Activa
09.95 Представлен универсал Break
01.97 Появился наиболее мощный бензиновый двигатель V6 объемом 2,9 л (190 л. с.)
08.98 Рестайлинг. Модель оснастили новым дизельным мотором с системой непосредственного впрыска топлива HDI объемом 2,0 л
01.00 Выпуск Xantia перенесен в Иран. Модель предназначена только для внутреннего рынка.

 Citroёn Xantia
Общие данные
Тип кузовахэтчбек и универсал
Дверей/мест5/5
Габариты Д/Ш/В, мм4525/1755/1400 и 4710/1755/1420
База, мм2740
Масса снаряженная/полная, кг1265/1770 и 1285/1810
Объем багажника, л435 – 1405 и 510 – 1690
Объем бака, л65
Трансмиссия
Тип приводапередний
КПП5-ст. механ. или 4-ст. автом.
Ходовая часть
Тормоза передние/задниедиск. вент./диск.
Подвеска передняя/задняянезав./незав.
Шины185/65 R15
Двигатели
Бензиновые1,6 л (88 л.с.), 1,8 л (90 л.с.),
4-цилиндровые:1,8 л (110 л.с.) 16V, 2,0 л (132 л.с.) 16V, 2,0 л (147 л.с.) Turbo
6-цилиндровые:2,9 л (190 л.с.) 24V
Дизельные 4-цилиндровые:1,9 л (75 л.с.) Turbo, 1,9 л (90 л.с.) Turbo, 2,0 л (109 л.с.) Turbo

 Цены на новые неоригинальные запчасти, $*
Передние тормозные колодки37
Задние тормозные колодки28
Воздушный фильтр17
Топливный фильтр5 – 20
Масляный фильтр5
Подшипник передней/задней ступицы57/76
Сцепление, комплект111
Помпа38
Радиатор250
Шаровая опора26
Генератор230
Стартер211
Распредвал365
Ремень ГРМ35
*Цены могут немного отличаться в зависимости от модели, года выпуска и объема двигателя

Юлий Максимчук
Фото Юрия Нестерова

Редакция благодарит СТО Citroёn СП МАС и автомагазин «Евроавто+» СП «В.М.С.» за помощь в подготовке материала