X

Citroёn Xsara Picasso, Mitsubishi Space Star, Opel Zafira, Renault Megane Scenic: Багаж или компания?

Эти компактвены – противостояние разных концепций. У одного большой багажник, но некуда деть кресла, демонтированные для перевозки грузов. Другой – семиместный, но большую поклажу в нем не перевезешь, третий и четвертый соревнуются в уровне комфорта для пассажиров. К какому же «берегу» пристать?

Эти компактвены – противостояние разных концепций. У одного большой багажник, но некуда деть кресла, демонтированные для перевозки грузов. Другой – семиместный, но большую поклажу в нем не перевезешь, третий и четвертый соревнуются в уровне комфорта для пассажиров. К какому же «берегу» пристать?

Эти компактвены – противостояние разных концепций. У одного большой багажник, но некуда деть кресла, демонтированные для перевозки грузов. Другой – семиместный, но большую поклажу в нем не перевезешь, третий и четвертый соревнуются в уровне комфорта для пассажиров. К какому же «берегу» пристать?

В сегодняшнем обзоре представлены четыре наиболее популярных на украинском рынке подержанных компактвена: два «француза» – Citroёn Xsara Picasso и Renault Megane Scenic, «японец» Mitsubishi Space Star и «немец» Opel Zafira. Потенциальным покупателям этих автомобилей необходимо от $9 тыс. (столько стоит Megane Scenic 1996 г. в.) до $22 тыс. (такую сумму просят за Xsara Picasso 2007 г. в.). Разброс цен обусловлен тем, что Xsara Picasso выпускается и сегодня (хотя официальный импортер в Украину их не завозит), Zafira перешла в разряд подержанных авто всего 2 года назад, а Space Star и Megane Scenic пребывают в этом статусе четыре года. Но при сопоставлении стоимости машин одинаковых годов выпуска выясняется, что дороже всех на нашем рынке оценивается Zafira, чуть дешевле – Megane Scenic, а цена Xsara Picasso и Space Star практически одинаковая.

Основоположником данного сегмента рынка является Megane Scenic. Именно инженеры Renault впервые явили автомиру компактный минивен, построенный на платформе модели популярного С-класса. Правда, у Megane Scenic есть важный конструкторский недочет: его колесная база такая же, как и у «донора» – Megane, поэтому для комфортной посадки пассажиров на «галерке» создателям пришлось пожертвовать размером багажника. А вот конструкторы из Citroёn и Opel учли это и построили Xsara Picasso и Zafira на увеличенной платформе моделей С-класса (Xsara и Astra соответственно). Более того, чтобы отобрать у конкурентов потенциальных потребителей, создатели из Opel представили свое виденье концепции компактвена – их модель стала первой в классе, которая могла разместить на борту не пятерых, а семерых человек! Пошли своим путем и японцы – Space Star, наоборот, выпущен на укороченной платформе модели Carisma и, соответственно, является наиболее компактным участником нашего обзора. Но почему бы и нет – такую машину удобнее эксплуатировать в городе, а компактвены, собственно говоря, и сориентированы на городских автомобилистов.

Таким образом, каждая из моделей, представленных в нашей статье, отличается индивидуальными достоинствами, которые привлекают тех или иных покупателей. Какими же трансформациями салона наделены сравниваемые нами автомобили, в каком из них их варианты наиболее разнообразны, а изменять внутреннее пространство легче и удобнее? Какой же из этих подержанных компактвенов зарекомендовал себя в процессе эксплуатации наиболее надежным и беспроблемным?

Citroёn Xsara Picasso

Кузова Xsara Picasso оцинкованы и не имеют проблем с рыжей болезнью. Разве что со временем ржавеет крепежный болт «запаски», подвешенной снаружи под полом багажника. Багажное отделение – наибольшее среди сегодняшних участников обзора.

Салон «француза» также самый просторный – сзади при необходимости смогут разместиться даже четверо пассажиров. При боковых маневрах видимость перекрывает вынесенная вперед передняя стойка. На машинах, выпущенных до 2003 года, возможны проблемы с блоком управления подрулевыми переключателями – сбоит выключатель поворотов. После пробега в 150 тыс. км нередко выходит из строя подшипник компрессора кондиционера.

Бензиновые агрегаты Xsara Picasso очень восприимчивы к составу топлива – использование некачественного горючего ведет к неустойчивой работе двигателя, преждевременному выходу из строя катализатора и лямбда-зонда. Кроме того, начиная с 2003 года, во всех автомобилях отсутствует сменный фильтр тонкой очистки топлива, и даже единственная сомнительная заправка может стать источником серьезных проблем. Мотористы отметили, что двигатели Xsara Picasso лучше не мыть – при этом легко залить водой катушку зажигания и вывести ее из строя. ГРМ всех 8-клапанных двигателей со временем требует регулировки тепловых зазоров клапанов.
Механическая КП надежна. Разве что при больших пробегах (свыше 100 тыс. км) могут потерять герметичность сальник кулисы переключения передач и сальники полуосей. А вот «автомат» менее надежен – отмечены выходы из строя перепускных клапанов блока управления АКП.

Подвеска отличается неплохой плавностью хода, хотя долго не служит – 30–40 тыс. км «ходят» стойки стабилизатора поперечной устойчивости, 50–60 – шаровые опоры и сайлент-блоки рычагов. Усиленный задний сайлент-блок переднего рычага способен продержаться до 100 тыс км. В задней торсионной подвеске каждые 80 тыс. км нужно менять игольчатые подшипники.

Со временем в рулевой рейке теряет герметичность датчик давления масла. С тормозами в процессе эксплуатации, как правило, проблем не возникает.

 История

09. 98 Представлена новая модель – компактвен Citroёn Xsara Picasso
01. 03 Начата установка 2,0-литрового бензинового двигателя (136 л. с.) в паре с 4-ступенчатой АКП
03. 04 2,0-литровый 90-сильный турбодизель заменен 1,6-литровым 110-сильным
08. 05 Компактвен оснащен бензиновым 1,6-литровым 16-клапанным мотором (110 л. с.). Появилась менее мощная версия 1,6-литрового турбодизеля – 90 л. с.
09.07 Выпуск Xsara Picasso продолжается

Mitsubishi Space Star

Кузова Space Star оцинкованы, и ржавчина редкость даже на задних колесных арках, где нередко сбивается краска, если владельцы устанавливают шины несоответствующей размерности.

За счет сдвижной конструкции задних сидений на «галерке» удобно разместятся даже высокие пассажиры, но при этом «походный», как, впрочем, и максимальный размер багажника наименьший среди сегодняшних участников обзора. При активном использовании продавливается поверхность переднего подлокотника. Проем задней двери в районе ног небольшой, из-за чего протирается обшивка средней стойки и углы подушки заднего сиденья. Шумоизоляция задних колесных арок слабенькая. Нередко доставляют проблемы и стеклоподъемники.

Мотор объемом 1,3 л не любит повышенных нагрузок – были отмечены поломки компрессионных колец. Случались пробои свечных наконечников. Не отличается долговечностью трамблер, выполненный вместе с катушкой зажигания. ЭБУ агрегата 1,6 л чувствителен к качеству топлива – при образовании нагара он старается отключать неисправную свечу, из-за чего во время движения машина дергается. Иногда эти моторы отличаются повышенным масляным «аппетитом». 1,8-литровый GDI требователен к чистоте топлива: механические включения выводят из строя топливный насос высокого давления. На машинах первых лет выпуска отказывал блок управления системой GDI. Гидрокомпенсаторы моторов 1,8 л могут застучать уже к 80 тыс. км. Особенность топливной аппаратуры всех бензиновых двигателей, выпущенных после 2001 года, – топливный фильтр выполнен одним узлом вместе с насосом. После 150–200 тыс. км агрегаты объемом 1,6 и 1,8 л требуют замены сальников клапанов.

«Автомат» встречается часто и зарекомендовал себя очень надежным, чего нельзя сказать о «механике». В ней нередко подтекает масло из-под сальника вала кулисы переключения передач, изнашиваются фторопластиковые втулки тяг переключения передач, а также может поломаться стопорное кольцо шестерни 5-й передачи.

Дорожный просвет – самый большой среди участников обзора (170 мм). Подвеска умеренно жесткая и долговечная – может выходить не менее 100 тыс. км. Меньше всего служат стойки обоих стабилизаторов – 40–60 тыс. км. В рулевой рейке при вращении «баранки» может издавать скрип сальник рулевого вала. Тормозная система чересчур эффективная – на сухом асфальте колеса рано блокируются, и срабатывает ABS.

 История

08.98 Дебют компактвена Mitsubishi Space Star, оснащенного бензиновыми моторами 1,3 л и 1,8 л (GDI) и турбодизелем 1,9 л Сommon Rail
10.01 Рестайлинг модели. Новый бензиновый мотор объемом 1,6 л и 1,8 л (MPI)
01.03 В угоду более жестким экологическим требованиям мощность 1,6-литрового мотора «поджали» – он выдает 95 л. с. вместо 101 л. с.
03. 04 Производство Space Star прекращено

Opel Zafira

Коррозионная стойкость «немки» замечаний не вызывает – ее кузова оцинкованы. Правда, как и у Xsara Picasso, со временем ржавеет крепежный болт «запаски», подвешенной снаружи под полом багажника.

Zafira наиболее вместительная – 7-местная (в полу грузового отсека упрятаны 2 дополнительных кресла). Траектория складывания «багажных» сидений не совсем удачна – сначала они едут подголовниками по полу, а затем ложатся на него выпуклыми боковыми краями спинок. Из-за этого обивку можно испачкать о грязный пол.

Основные проблемы с двигателями Zafira в наших условиях эксплуатации возникают из-за низкого качества топлива. По этой причине образуется нагар на свечах и возрастает нагрузка на электронный модуль зажигания, что нередко приводит к его поломке. Хотя его может вывести из строя несвоевременная замена свечей зажигания. При использовании низкооктанового топлива перегревается выпускной коллектор, что приводит к его деформации и появлению трещин, а в 1,6-литровом моторе – еще и к образованию нагара на клапанах. В бензиновых и дизельных двигателях отмечены неисправности клапанов рециркуляции отработавших газов.

После пробега в 100 тыс. км в «механике» могут выйти из строя втулка и палец кулисы переключения передач, теряют герметичность сальники полуосей. А вот в «автомате» японского производства характерные неисправности не выявлены.

Zafira отличается хорошей устойчивостью и управляемостью, а ее электрогидравлический ГУР изменяет степень усиления в зависимости от скорости движения. Подвеска служит около 100 тыс. км, хотя недорогие втулки стабилизатора придется менять каждые 30–40 тыс. км. При больших пробегах (свыше 200 тыс. км) разбивается втулка рулевого механизма, что проявляется стуком при проезде неровностей, а также не исключена течь сальников рейки. Со временем может переломиться электропровод датчика ABS (чаще всего – на левой передней ступице), что приводит к отказу этой системы.

 История

01.99 Начат серийный выпуск Opel Zafira
05.00 Мощность бензинового двигателя объемом 1,8 л 16V повышена до 125 л. с.
01.01 «Заряженная» версия OPC c 2,0-литровым бензиновым мотором мощностью 192 л. с.
09.01 Начат выпуск версии, оснащенной 1,6-литровым мотором, работающим на природном газе
01.02 Новый турбодизельный мотор объемом 2,2 л
01.03 Легкий рестайлинг
03.05 Смена поколений – стартует выпуск второго поколенияOpel Zafira

Renault Megane Scenic

Благодаря оцинковке кузова хорошо защищены от коррозии. Зато электроника способна на сюрпризы: заклинивание вала рычага привода заднего стеклоочистителя, запотевание отражателей «противотуманок» или же появление на них трещин при перепадах температур, а на пострестайлинговых версиях – выгорание разъемов подключения данных фар. Со временем может выйти из строя электродвигатель омывателя передних фар или лобового стекла.

На машинах первых годов выпуска аккумулятор расположен под передним пассажирским сиденьем, причем батарея – нестандартного размера, что создает проблемы при ее замене. Шумоизоляция салона не на высоте.

В 2,0-литровых 8-клапанных агрегатах долговечностью не отличается только клапан холостого хода. А вот 2,0-литровый «16-клапанник» менее удачен – в нем отмечен повышенный расход масла. Экземпляры, выпущенные в 1998–1999 гг., отличаются затрудненным пуском при температурах от 0 до 5°С. Еще одна особенность этого мотора – неравномерная работа на холостом ходу. В моторе 1,4 л 16V отмечены течи антифриза из-под корпуса термостата. Все 16-клапанные двигатели более чувствительны к качеству топлива – применение некачественного бензина приводит к образованию нагара на клапанах, неплотному их прилеганию и прогоранию. Все «8-клапанники» нуждаются в регулировке тепловых зазоров клапанов.

Из-за нижнего расположения механизм переключения передач в «механике» зимой нередко обледеневает, из-за чего нельзя включить передачи. Кроме того, часто «потеет» маслом сальник кулисы переключения передач, причем его замена очень трудоемка. В «автомате» нет сапуна, а из-за отсутствия вентиляции картера внутри КП образуется конденсат и ухудшается качество масла, поэтому залипают перепускные клапаны.

Дорожный просвет небольшой – 120 мм. Энергоемкая подвеска «держится» около 80 тыс. км, но через 20–30 тыс. км приходится менять втулки стабилизатора поперечной устойчивости.

В рулевом Megane Scenic, как и у Xsara Picasso, бывают течи рабочей жидкости из-под датчика давления масла. Грязезащитных пыльников на задних дисковых механизмах дорестайлинговых версий нет, и их тормозные колодки и диски изнашиваются быстрее.

 История

09.96 На базе Renault Megane выпущена новая модель – компактвен Megane Scenic
09.98 Начата установка новых 16-клапанных двигателей
03.99 Рестайлинг
01.01 Гамма силовых агрегатов дополнена бензиновым мотором объемом 1,8 л 16V (116 л. с.)
01.03 Дебютирует второе поколение Scenic

Кто лучший трансформер?

Итак, сравним потребительские качества компактвенов.

По числу вариантов организации внутреннего пространства всех опережает Citroёn Xsara Picasso: сиденья второго ряда в нем раздельные. Среднее двигается на салазках в продольном направлении, а опустив его спинку, можно получить удобный столик с пластиковым верхом и двумя подстаканниками. Спинка каждого сиденья складывается вперед, а угол ее наклона регулируется. При необходимости кресла второго ряда можно легко убрать из салона, и при этом получится ровная грузовая площадка с наибольшим среди сегодняшних участников обзора размером багажника (1970 л).

У Renault Megane Scenic вариантов трансформации салона меньше. В отличие от Xsara Picasso, среднее сиденье в нем не двигается назад/вперед, а наклон угла спинок раздельных и съемных сидений второго ряда не регулируется.

У Opel Zafira иные возможности. Главное отличие от конкурентов – эта машина 7-местная: в полу багажного отделения упрятаны два дополнительных сиденья. Причем извлечь их очень легко, нужно лишь потянуть кресла на себя за специальную ручку. Кстати, третий ряд назвать «тещиным» местом нельзя – там смогут разместиться даже взрослые пассажиры, хотя удобнее всего будет людям среднего роста. Благодаря сдвижной конструкции сидений второго ряда, которые перемещаются на салазках, можно увеличить пространство для ног пассажиров «галерки». Но, чтобы попасть туда, придется побеспокоить всех пассажиров второго ряда, так как подушка этих сидений цельная. А вот спинки раздельные, и они опускаются вперед, а угол их наклона регулируется. В дорогих версиях вперед отбрасывается даже спинка переднего пассажирского сиденья. Из-за несъемной конструкции сидений второго ряда максимальный объем багажника уступает многим конкурентам (1700 л), наименьший он и при 7-местной трансформации салона – 150 л, зато при 5-местной – наибольший: 600 л!

У Mitsubishi Space Star наименьшее количество вариантов трансформации салона – задние сиденья сдвигаются только вперед/назад на 3 четко фиксированных положения, позволяя в зависимости от ситуации изменять приоритеты – простор для ног либо размер грузового отсека. Цельная подушка двигается вся, а раздельные спинки опускаются вперед и регулируется угол их наклона назад. Из-за того, что задние сиденья несъемные, багажник «японца» наименьший среди участников обзора (370/1370 л).

Соответственно, наивысшие оценки по функциональности салона получили Xsara Picasso и Opel Zafira (см. табл. «Оценки участников обзора»), далее идет Megane Scenic, а Space Star оказался в аутсайдерах.

Теперь поговорим о надежности подержанных компактвенов. В отношении силовых агрегатов, КП и рулевого явных лидеров нет – у всех автомобилей есть недостатки, не позволившие ни одному из них получить наивысшие оценки, зато подвески Space Star и Zafira, а также тормоза Picasso проявили себя отлично.

В итоге наибольшее количество баллов набрала Xsara Picasso (34), практически наступает ей на пятки Zafira (33), а вот Space Star и Megane Scenic разделили между собой третье место (29 баллов). Преимущество француза в функциональности нивелировано более высокой надежностью «японца».

Кому какой?

Xsara Picasso и Megane Scenic – хороший выбор для хозяйственных автомобилистов. Благодаря съемным сиденьям внутри Xsara Picasso и Megane Scenic можно разместить грузы и людей в различном количестве (но не более 5) и конфигурации.

Zafira для тех, кто часто ездит большой компанией. К тому же она понравится активным водителям – благодаря отличной настройке шасси «немец» позволяет передвигаться довольно динамично.

Более компактный по размерам Space Star отлично подходит жителям крупных городов, тем, которые нечасто перевозят грузы и ценят простор в салоне. К тому же именно за «японцем» закрепился имидж модели «унисекс» – в нем органично себя чувствуют как мужчины, так и женщины.

Citroёn Xsara Picasso. Наш рейтинг 1

 Резюме «Автоцентра»
Самый просторный салон
Наиболее разнообразные варианты трансформации салона
Багажник самый большой среди конкурентов
Энергоемкая подвеска
Ржавеет крепежный болт «запаски»
Передние стойки перекрывают видимость
Возможны проблемы с АКП
Силовые агрегаты требовательны к качеству горючего, но фильтра тонкой очисти топлива нет
Течь масла из-под датчика давления масла в ГУР
Недолговечная подвеска

Opel Zafira. Наш рейтинг 2

 Резюме «Автоцентра»
Самая большая пассажировместимость салона
Отличные устойчивость и управляемость
Долговечная подвеска
Высокая рыночная стоимость
Ржавеет крепежный болт «запаски»
Передние стойки перекрывают видимость
При складывании сидений третьего ряда их можно испачкать о грязные коврики
Силовые агрегаты требовательны к качеству топлива
При больших пробегах возможны проблемы с рулевым и МКП


Mitsubishi Space Star.
Наш рейтинг 3

 Резюме «Автоцентра»
Компактные размеры
Сдвижная конструкция задних сидений позволяет менять приоритеты – больше места для ног пассажиров или для багажа
Долговечная подвеска
Высокий клиренс
Скромные варианты трансформации салона
Замечание к эргономике «галерки»
Маленький грузовой отсек
Двигатель 1,3 л не любит повышенных нагрузок
Пробои свечных наконечников, недолговечность катушки зажигания (1,3 л)
Требовательность всех моторов к качеству топлива
Возможны проблемы с механической КП и стеклоподъемниками

Renault Megane Scenic. Наш рейтинг 3

 Резюме «Автоцентра»
Хорошая обзорность
Неплохие возможности трансформации
Энергоемкая подвеска
Возможны проблемы с «противотуманками»
Недолговечный клапан холостого хода (2,0 л/114 л. с.)
Неудачный 2,0-литровый «16-клапанник» и «автомат»
Подклинивает механизм заднего «дворника»
Силовые агрегаты требовательны к качеству топлива
Течь масла из-под сальника кулисы переключения передач и датчика давления масла в ГУР
Повышенный износ задних дисковых тормозов

 Наш рейтинг. Оценки участников обзора*
Место 1233
Марка/Модель Citroёn XsaraOpel ZafiraMitsubishi Space StarRenault Megane
Кузов/Багажник (коррозионная стойкость и др./ функциональность, объем)4/54/45/25/3
Салон (обзорность, комфорт, вместительность, варианты и удобство трансформации)5534
Двигатели/КП (надежность, неприхотливость, возможность выбора, стоимость обслуживания)4/44/43/33/3
Подвеска/Рулевое/Тормоза (долговечность, беспроблемность, стоимость обслуживания)3/4/55/3/45/4/44/4/3
Всего баллов 34332929
* Максимальная оценка в каждой категории – 5 баллов

 Eiaiaayoaaeeoa?aiieiiaoa
Автомобили Citroёn Xsara Picasso Mitsubishi Space Star Opel Zafira Renault Megane Scenic
Общие данные
Тип кузоваминивены
Дверей/мест5/55/75/5 
Габариты, Д/Ш/В, мм4275/1750/16354030/1715/15604315/1740/16304130/1720/1600
База, мм2760250026952580
Масса снаряженная/полная, кг1245/17951230/17301320/19501215/1760
Объем багажника, л550/1970370/1370150/600/1700410/1800
Объем бака, л55/60555860
Двигатели
Бензиновые 4­цилиндр.:1,6 л (88 л. с.), 1,6 л (95 л. с.) 1,6 л 16V (110 л. с.), 1,8 л 16V (116 л. с.), 2,0 л 16V (136 л. с.)1,3 л 16V (82 л. с.), 1,6 л 16V (95/101л. с.) 1,8 л 16V MPI (116 л. с.), 1,8 л 16V GDI (122 л. с.)1,6 л 16V (101 л. с.), 1,8 л 16V (116 л. с.), 1,8 л 16V (125 л. с.), 2,0 л 16V Turbo (192 л. с.), 2,2 л. 16V (147 л. с.)1,4 л ( 75 л. с.), 1,4 л 16V (98 л. с.), 1,6 л (90 л. с.), 1,6 л 16V (107 л. с.), 1,8 л 16V (116 л. с.), 2,0 л (114 л. с.), 2,0 л 16V (139 л. с.)
Дизельные 4­цилиндр.:1,6 л Turbo, Сommon Rail (90 л. с.), 1,6 л Turbo, Сommon Rail (110 л. с.), 2,0 л Turbo, Common Rail (90 л. с.)1,9 л Turbo, Common Rail (102 л. с.)2,0 л Turbo (82 л. с.) 16V, 2,0 л 16V Turbo (101 л. с.), 2,2 л 16V Turbo (125 л. с.)1,9 л (64 л. с.), 1,9 л Turbo (98 л. с.), 1,9 л Turbo, Common Rail (102 л. с.)
Трансмиссия
Тип приводапередний
КП5­ст. механ. или 4­ст. автом.
Ходовая часть
Тормоза передние/задниедиск. вент./бараб. или диск. вент./диск.диск. вент./диск.диск. вент./бараб. или диск. вент./диск.
Подвеска передняя/задняянезав./незав.незав./полузав.незав./ незав.
Шины185/65 R15185/65 R14, 195/55 R15195/65 R15, 205/55 R16, 225/45 R17175/70 R14, 185/65 R15, 195/60 R15

Юлий Максимчук
Фото Андрея Яцуляка и Сергея Кузьмича

Редакция благодарит СТО компаний МАС, «Нико-Украина», «УкрАвтоЗАЗ-Сервис» и «Кий Авто» за помощь в подготовке материала