X

Ford Focus: Факир был трезв…

Нашумевший в конце 90-х прошлого века фордовский новый стиль «New edge» (новая грань) наиболее ярко проявился в модели Focus. Даже спустя восемь лет с момента появления машины ее дизайн все так же свеж и современен. Насколько же «свежо» чувствуют себя ее узлы и агрегаты?

Нашумевший в конце 90-х прошлого века фордовский новый стиль «New edge» (новая грань) наиболее ярко проявился в модели Focus. Даже спустя восемь лет с момента появления машины ее дизайн все так же свеж и современен. Насколько же «свежо» чувствуют себя ее узлы и агрегаты?

Нашумевший в конце 90-х прошлого века фордовский новый стиль «New edge» (новая грань) наиболее ярко проявился в модели Focus. Даже спустя восемь лет с момента появления машины ее дизайн все так же свеж и современен. Насколько же «свежо» чувствуют себя ее узлы и агрегаты?

Focus выпускался с четырьмя кузовами: 3- и 5-дверный хэтчбеки, седан и универсал. В Украине найти любую из модификаций не составит труда, но по традиции наиболее популярны у нас седаны. Кстати, именно последний обеспечил официальным дилерам львиную долю продаж. Кузов оцинкован, поэтому следы ржавчины найти почти невозможно, но она все же встречается на седанах первых годов выпуска. Слабое место – крышка багажника, а именно участок под задней декоративной планкой. Болты крепления последней со временем ржавеют, а затем коррозия переходит на крышку багажника. Если в сервисной книжке есть печати, подтверждающие прохождение планового ТО, на фирменном сервисе «болезнь» на автомобиле любого возраста вылечат бесплатно – ведь гарантия на кузов составляет 12 лет.

Вариантов масса

Ford Focus, колесящие по отечественным дорогам, отличаются разнообразной комплектацией. Наиболее богато оснащена модификация Ghia. Она включает климат-контроль, велюровый салон, СD-магнитолу, гидроусилитель руля, электрорегулировку и подогрев зеркал и др. Роскошными по праву считаются и американские версии Focus, которые, помимо множества опций, могут похвастать и кожаным салоном.

За рулем удобно устроится практически каждый – для этого есть регулировка высоты и глубины руля, а водительское сиденье оснащено микролифтом. К необычной панели приборов, созданной под общий стиль машины, привыкаешь быстро, а множество кармашков и ниш для мелкой поклажи не может не радовать. К обзорности в автомобиле претензий нет.

Европейский выбор

Европейский Focus оснащался семью моторами, но в Украине наиболее популярен бензиновый 2,0-литровый силовой агрегат мощностью 131 л. с. Часто встречаются и моторы 1,6 и 1,8 л. Семейство бензиновых двигателей включает новое на то время поколение силовых агрегатов серии Zetec, кроме американского 8-клапанного. Такие моторы высокооборотисты, поэтому их смело можно «крутить». Интересной особенностью данных агрегатов является умение блока управления двигателем подстроиться под стиль вождения: если осматриваемая машина особой резвостью не отличается, причиной может быть не износ мотора, а то, что до отсечки его давно не «крутили». Конечно, двигатель подстроится под нового водителя, но чтобы это произошло быстрее, нужно обнулить память блока управления. Сделать это можно как на сервисе, так и самостоятельно, просто сняв клемму с аккумулятора, но в последнем случае из памяти компьютера сотрутся все коды неисправностей, если таковые имелись (именно поэтому специалисты данный способ не рекомендуют). После обнуления памяти мотор подстроится через 14 км. Следует отметить, что на высоких оборотах моторы любят «подъедать» масло, но данная особенность неисправностью не является. Как отметили работники фирменного сервиса, все двигатели отличаются высокой надежностью и большим моторесурсом, но при условии использования качественных масел (фирменные Ford 5W-30 и 5W-40 разработаны специально для моторов Zetec).

Замену ремня ГРМ следует проводить с интервалом 90 тыс. км. На моторах объемом 1,8 л первых годов выпуска модели обводной ролик ремня не выдерживал даже этого срока, что приводило к обрыву ремня, вследствие чего гнулись клапаны. Позже проблему устранили, установив модернизированный ролик. Водяной насос в зависимости от объема двигателя приводится как ремнем ГРМ, так и отдельным ручейковым ремнем. В первом случае при наличии подтеков охлаждающей жидкости или люфта вала помпы последнюю необходимо заменить вместе с ремнем ГРМ, но, как правило, раньше 200 тыс. этого не наблюдается.

При покупке машины следует проверить бензонасос: засорившаяся приемная сетка заставляет его работать под повышенной нагрузкой, что быстро выводит насос из строя. Сигналом к тому, что сетку нужно прочистить, становится ухудшение динамических характеристик машины.

Выбирая американский Focus, лучше остановиться на 16-клапанном моторе, а вот 2,0-литровый 8-клапанный лучше обойти стороной. В последнем даже простая замена ремня ГРМ оборачивается проблемой, причина которой – отсутствие запчастей.

Надежное наследство

В наследство Focus получил проверенную временем, доработанную трансмиссию от Escort. У нас машины, оснащенные механикой и «автоматом», встречаются в равной пропорции. Коробки, как и моторы, отличаются образцовой надежностью. Тросовый привод управления механической коробкой передач позволил убрать вибрации с рычага переключения. В случае нечеткого включения передач причину нужно искать в кулисе, в которой может выпасть фиксаторная пружинка. По словам работников сервиса, деталь копеечная, а ее замена много времени не потребует (работа – $13). Масло в «механике» рассчитано на весь срок службы агрегата, но в наших условиях при потемнении его советуют заменить.

В «автомате» замену масла следует проводить с интервалом в 60 тыс. км.

Сцепление при аккуратном вождении прослужит около 200 тыс. км, а выход его из строя может серьезно ударить по карману: даже неоригинальный комплект стоит около $400.

Спортивные нотки

Focus оснащен независимой передней подвеской типа McPherson и задней самоподруливающей многорычажной. Благодаря ей управляемость машины на ровных дорогах заслуживает всяческих похвал, а вот на неровностях, которыми славятся отечественные дороги, «задок» часто переставляет – виной тому мягкие сайлент-блоки задних рычагов, создающие тот самый подруливающий эффект. Еще один немаловажный козырь – высокая надежность, например, сайлент-блоки передней подвески на машинах до 2002 г. в. ходят до 100 тысяч км. Позже на машину стали устанавливать детали новой конструкции, о которых работники сервиса говорят, что они просто вечные. Шаровые опоры отличаются тем же, но в случае их замены на оригинал придется раскошелиться, так как поставляются они вместе с рычагом (запчасть – $160, работа – $27), а вот неоригинал можно приобрести и отдельно. На машинах первых годов выпуска наиболее изнашиваемая деталь – стойки стабилизатора поперечной устойчивости: более 30 тыс. они не выхаживали. Затем деталь модернизировали, благодаря чему срок ее службы увеличился до 60–90 тыс. км.

В задней многорычажной подвеске первыми замены «попросят» все те же стойки стабилизатора, но здесь их ресурс составляет 40–50 тыс. км.

Реечное рулевое управление оснащено усилителем, изменяющим степень усиления в зависимости от скорости движения. Сальник последнего может дать течь, но это опять же касается лишь экземпляров первых годов выпуска. Наконечники рулевых тяг, как и сами тяги, очень живучи и ходят более 100 тыс. км.

В тормозной системе ABS встречается не во всех модификациях. Тормозные диски, как правило, выдерживают две-три замены колодок.

Семейный идеал

Focus наделен всеми качествами идеального семейного автомобиля – он удобный, вместительный, надежный и резвый. При покупке лучше обратить внимание на машины не старше 2002 года, в которых устранено большинство «детских» болезней.

Жаль, что любители «позажигать» обделены выбором «горячих» Focus: версия ST, которая, кстати, выпускалась во всех вариантах кузовов, а также «экстремальная» RS в Украине, к сожалению, не продавались, а вот в Европе таких машин много.

Людям, ценящим комфорт, стоит обратить внимание на американские версии, но лишь с 16-клапанными моторами.

 История

03.98 На автосалоне в Женеве представлен Ford Focus, пришедший на смену Escort.
09.98 Начато серийное производство модели
1998 Focus получил титулы «Автомобиль года в Европе» и «Автомобиль года в США»
01.01 Рестайлинг модели
08.02 Представлена «экстремальная» версия Focus RS
10.04 Стартует выпуск Ford Focus второго поколения

 До и после

Предшественник Focus носил имя Escort и был рядовым представителем «гольф-класса». Ничем особым среди конкурентов он не выделялся и не имел каких-либо серьезных недостатков. Escort был представлен большой гаммой модификаций: 3- и 5-дверными хэтчбеками, 4-дверным седаном, 5-дверным универсалом и кабриолетом. Линейка 4-цилиндровых силовых агрегатов состояла из девяти бензиновых моторов.

Второе поколение Focus появилось в 2004 году. Создатели наследника кардинально не меняли дизайн автомобиля, а лишь идеально отшлифовали его в новом поколении модели, ведь внешность первого пришлась по душе многим. Гамма модификаций по сравнению с предшественником не изменилась. А вот линейка моторов стала другой – теперь предлагаются пять бензиновых двигателей.

Кроме того, украинские покупатели не обделены выбором «заряженных» Focus – официальный дилер поставит любую модификацию модели. Минимальная стоимость Ford Focus в Украине составляет порядка 14540 евро.

 Личный опыт  

Валерий, 35 лет
Эксплуатирует машину 3 года. Ford Focus 1,6 л 16V (101 л. с.), «механика», пробег – 77 тыс. км, возраст – 3 года

Предыдущей моей машиной был тоже Ford, но хотелось приобрести новый автомобиль. За прошедшие три года о своем выборе ни разу не пожалел. Машина очень хорошо слушается руля, на ней отлично чувствуются габариты, да и с надежностью все в порядке. Единичные поломки связаны с электрикой – однажды вышло из строя реле включения стеклоочистителей и окислились контакты панели приборов. Все это устранили по гарантии. Сейчас подумываю продать машину, но и следующей будет именно Ford – скорей всего, новый Mondeo.

 Личный опыт   

Андрей, 34 года
Эксплуатировал машину 1 год. Ford Focus 1,6 л 16V (101 л. с.), «механика», пробег – 140 тыс. км, возраст – 7 лет

Автомобиль мне достался не новый – с пробегом 110 тыс. км. Поэтому сразу пришлось заменить все стойки стабилизатора, передние тормозные диски и промыть инжекторы. В остальном неприятностей он мне не доставлял, да и обслуживалась машина на фирменном сервисе. Хочется отметить отличную управляемость и то чувство дороги, которое дарит Focus. Из недостатков назову слабую шумоизоляцию. А вообще машина больше предназначена для города: хорошая динамика, удобный легко трансформируемый салон, экономичность – это лишь часть его достоинств.


Резюме «Автоцентра»

Большой ресурс узлов и агрегатов
Стильная внешность
Отличные управляемость и курсовая устойчивость
Много ниш для мелкой поклажи
Коррозия крышки багажника седана
Дорогостоящая в ремонте подвеска
Проблемный бензонасос

 Ford Focus
Общие данные
Тип кузовахэтчбек, седан, универсал
Дверей/мест3/5, 4/5, 5/5
Габариты, Д/Ш/В, мм4290/1700/1480, 4380/1700/1480 и 4450/1700/1550
База, мм2615
Масса снаряженная1075/1570, 1100/1630 и 1195/1715
Объем багажника, л350/1205, 490 и 520/1580
Объем бака, л55
Двигатели
Бенз. 4-цилиндр.:1,4 л 16V (75 л. с.), 1,6 л 16V (101 л. с.),1,8 л 16V (116 л. с.), 2,0 л (111 л. с.), 2,0 л 16V (131 л. с.), 2,0 л 16V (172 л. с.), 2,0 л 16V Turbo (215 л. с.), 2,3 л 16V (147 л. с.)
Дизельные:1,8 л Turbo (90/75 л. с.), 1,8 л 16V Turbo (115 л. с.)
Трансмиссия
Тип приводапередний
КП5-ст. и 6-ст. механ. или 4-ст. автомат.
Ходовая часть
Тормоза передние/задниедиск. вент./бараб. диск. вент./диск.
Подвеска передняя/задняянезав./незав.
Шины185/65 R14, 195/60 R15, 215/45 R17, 225/40 R18
Стоимость в Украине, $от 9,4 тыс. до 16,8 тыс.

 Цены на новые запчасти, $*
 Ориг.Неориг.
Передн. торм. колодки8982
Задн. торм. колодки (диск./бараб.)124/8361/62
Воздушный фильтр1812
Топливный фильтр2715
Масляный фильтр128
Подшипник передн./задн. ступицы76/8165/70
Шаровая опора160125/33**
Амортизатор (передн./задн.)166/168100/91
Сцепление, комплект535380
Помпа18490
Радиатор228260
Ремень ГРМ7529
Натяжной ролик ГРМ11751
* Цены могут немного отличаться в зависимости от производителя и модификации автомобиля. Цены предоставлены компанией «Виннер Автомотив» и Inter Cars Ukraine
** Отдельно от рычага

Альтернатива

VW Golf IV 1997–2003 г. в.

Автомобиль имел большую гамму кузовов – от трех- и пятидверного хэтчбека и универсала до седана, продающегося у нас под именем Bora, а вот седан Jetta своим именем выдает американское происхождение автомобиля. Кроме многообразия кузовов Golf имел и множество моторов, причем в отличие от Focus найти заряженную версию гораздо проще. Единственное, в чем «народный» автомобиль проигрывает, – это надежность ходовой, которая у Golf «хромает».

 VW Golf IV 1997–2003 г. в.
Тип кузова3- и 5-дверный хэтчбек, седан, универсал
Габариты, Д/Ш/В, мм4150/1740/1440 (хэтчбек)
База, мм2510
Двигатели11 бензин.: от 1,4 л (75 л. с.) до 3,2 л 24 V (240 л. с.) и 5 дизельных: от 1,9 л (68 л. с.), до 1,9 Turbo (150 л. с.).
Стоимость в Украине, $от 10 тыс. до 19 тыс.

Opel Astra (G) 1998–2004 г. в.

По количеству модификаций Astra (G) превосходит не только Focus, но и всех конкурентов в классе. Автомобиль радует просторным салоном, невысокой стоимостью обслуживания, долговечной подвеской и широким предложением на вторичном рынке. Из недостатков следует отметить невысокое качество обшивки салона, где некоторые детали со временем начинают скрипеть, и передние ступичные подшипники, срок службы которых около 100 тыс. км.

 Opel Astra (G) 1998–2004 г. в.
Тип кузова3- и 5-дв. хэтчбек, 4-дв. седан, 3- и 5-дв. универсал, купе, кабриолет, компактвен
 
Габариты, Д/Ш/В, мм4110/1710/1420 (хэтчбек)
База, мм2605 (хэтчбек)
Двигатели 4-цил.7 бензин.: от 1,2 л 16V (65 л. с.) до 2,2 л 16V (147 л. с.) и 3 турбодизельн.: от 1,7 л (75 л. с.) до 2,0 л 16V (101 л. с.)
Стоимость в Украине, $от 7,6 тыс. до 15 тыс.

Renault Megane 1995–2002 г. в.

В свое время «француз» сразил конкурентов широким выбором модификаций. Кроме того, в 1998 году Megane был признан самым безопасным автомобилем в своем классе. Несомненные плюсы – приемлемая стоимость на фоне оппонентов и вместительное багажное отделение (у седана). Минусы – двигатели требовательны к качеству топлива и восприимчивы к перегреву, нередко течет масло из-под сальника кулисы переключения передач и датчика давления масла в г/у.

 Renault Megane 1995–2002 г. в.
Тип кузова5-дв. хэтчбек, 4-дв. седан, 5-дв. универсал, купе, кабриолет, компактвен
Габариты, Д/Ш/В, мм4130/1700/1420 (хэтчбек)
База, мм2580 (хэтчбек)
Двигатели 4-цил.7 бензин.: от 1,4 л (75 л. с.) до 2,0 л 16V (150 л. с.) и 3 дизельных: от 1,9 л (64 л. с.) до 1,9 л Turbo (102 л. с.)
Стоимость в Украине, $от 6 тыс. до 12,5 тыс.

Евгений Сокур
Фото Андрея Яцуляка и Ford

Редакция благодарит компанию «Виннер Автомотив» за помощь в подготовке материала