X

Mitsubishi Carisma: Харизма повседневности

Как многое из того, что приходит с Востока, Mitsubishi Carisma способна озадачить: собрана почему-то в Голландии, втиснута маркетологами между двух классов, при степенной внешности может проявить спортивный характер… Не в этой ли многогранности и заключается та самая харизма, ставшая причиной популярности модели?

Как многое из того, что приходит с Востока, Mitsubishi Carisma способна озадачить: собрана почему-то в Голландии, втиснута маркетологами между двух классов, при степенной внешности может проявить спортивный характер… Не в этой ли многогранности и заключается та самая харизма, ставшая причиной популярности модели?

Как многое из того, что приходит с Востока, Mitsubishi Carisma способна озадачить: собрана почему-то в Голландии, втиснута маркетологами между двух классов, при степенной внешности может проявить спортивный характер… Не в этой ли многогранности и заключается та самая харизма, ставшая причиной популярности модели?

Ни до, ни после Carisma в модельной линейке Mitsubishi не было ничего подобного: появившись как модель нижнего D-класса (или верхнего С-класса) для европейского рынка, через десять лет она была снята с производства без прямого преемника. Carisma была одним из лидеров продаж марки – притом что на заводе NedCar в Нидерландах на той же платформе выпускались еще Volvo S40 и Mitsubishi Space Star. Европейское происхождение объясняет тот факт, что не все комплектующие модели были японскими; впрочем, на качестве машины это не отразилось.

Подкрепление имиджа

В Украину почти все автомобили попали через официальных дилеров, которые обеспечивали им качественный сервис в течение всего гарантийного периода. Эти машины (начиная с 1998 г. в.), в отличие от версий для других стран, завезенных индивидуально, имеют увеличенный до 170 мм (+20 мм) клиренс и пластиковую защиту моторного отсека.

Первыми владельцами большинства Carisma были жители больших городов, которые использовали их в качестве семейных автомобилей. Чаще на рынке можно встретить версии с двигателями 1,6 л и 5-ступенчатой «механикой». Реже попадается знаменитый «джидай» – двигатель 1,8 GDI с непосредственным впрыском бензина, известный сочетанием мощностных характеристик и экономичности (125 л. с., 174 Нм, расход 5,2–8,6 на 100 км). Еще меньше на наших дорогах 1,8-литровых моторов с обычным распределенным впрыском и 1,9-литровых турбодизелей Common Rail – официально они к нам не поставлялись. Carisma с 1,3-литровым двигателем могли попасть на наш рынок из России. Самая большая редкость – Carisma GT Evolution с турбированным 2,0-литровым «движком» и спортивной подвеской. Автоматические КП встречаются нечасто – как адаптивная Invecs II (изменяющая момент переключения в зависимости от стиля езды), так и ее обновленная (с 2002 г.) версия Invecs II Sport Mode с «ручным» режимом.

 

Рестайлинг в 1999 году кардинально изменил оформление передней и задней части машины. Легкая модернизация в 2002-м принесла Carisma слегка затонированные стекла фар и убрала с них хромированную окантовку.

Даже в «базе» модель оснащалась гидроусилителем руля, ABS, электростеклоподъемниками и подушкой безопасности. Часто встречаются машины с люком, электрозеркалами, регулировкой наклона руля и высоты подлокотника, поясничной поддержкой в кресле водителя. Самые дорогие версии укомплектованы климат-контролем, подогревом сидений и кожаным салоном.

Коррозии места нет

Оба кузова, с которыми Mitsubishi продвигала свою Carisma в Европе, соответствовали D-классу: не только седан, но и 5-дверный лифтбек выглядели весьма солидно. От коррозии металл защищает оцинковка, и даже на колесных арках, где у Carisma часто сходит краска, ржавчину вряд ли удастся увидеть.

Добротно отделанный салон удобный, почти не скрипит и, как правило, хорошо оснащен. Из оборудования владельцу могут досаждать только стеклоподъемники, позаимствованные у Renault 19, – они нередко издают писк, а на дорестайлинговых экземплярах ломаются кнопки управления ими. Обзорность неплохая; при движении задним ходом ориентироваться помогает верхняя кромка крышки багажника.

Сердце на выбор

Самый распространенный 1,6-литровый мотор – наиболее неприхотливый в эксплуатации. 1,8-литровый GDI более требователен к чистоте топлива: механические включения портят топливный насос высокого давления, развивающий до 50 атм. Бензиновые фильтры обоих моторов нужно менять каждые 60 тыс. км. У двигателей с обыкновенным впрыском, выпущенных после 2001 г., это делается только вместе с топливным насосом (1190 грн.), однако на фирменных СТО могут переоборудовать топливную систему под обычный фильтр, заменяющийся отдельно (537 грн.).

Повышенный масляный аппетит 1,6-литрового мотора специалисты умеют «лечить», дорабатывая систему вентиляции картера. Гидрокомпенсаторы моторов 1,8 GDI могут застучать уже к 80 тыс. км, требуя демонтажа и безотлагательной очистки. ГРМ обоих двигателей оснащены ремнем, который дилеры рекомендуют менять каждые 80 тыс. км вместе с сальниками распредвала и коленвала.

Свечи моторов GDI с иридиевыми электродами хоть и дорогие ($35 каждая), но служат до 100 тыс. км. На машинах с такими моторами первых лет выпуска иногда отказывал блок управления двигателем; решали проблему заменой микросхемы. У двигателей Mitsubishi выпуска 2000–2002 гг. (не только Carisma) случался пробой свечного наконечника, проявлявшийся в виде перебоев в работе при 1800–2200 об/мин. Временно снять вопрос можно, удалив из-под наконечника резиновый колпачок.

Ресурс агрегатов 1,6 и 1,8 л – не менее 300 тыс. км, и большинство из них еще не дожили до капремонта. Однако к 150–200 тыс. км требуют замены сальники клапанов. О долговечности других моторов судить трудно из-за ограниченного опыта их эксплуатации. Кстати, турбодизели поставлялись компанией Renault, а бензиновые моторы были японскими.

Гидравлические помощники

Гидромеханическая японская АКП при условии своевременной замены фильтра и масла (через 40 тыс. км) надежна, как и 5-ступенчатая «механика» 1,8-литровых моторов. А вот механическая коробка (производства Renault), агрегатируемая с моторами 1,6 л, имеет плохую репутацию: она склонна к утечкам масла через вал переключения, поломкам стопорного кольца шестерни V-передачи и разболтанности кулисы уже к 40–60 тыс. км. Масло в ней нужно менять через 40 тыс. км.

Гидроусилитель руля с зависящей от скорости производительностью беспроблемный, но его эффективность при парковке многим кажется недостаточной. Рулевая рейка порой нервирует пассажиров скрипом, исходящим от сальника рулевого вала; новый стоит 20 грн. Относительно часто – каждые 40 тыс. км – приходится менять рулевые тяги.

Баланс характеристик

Подвеска Carisma отличается сбалансированностью характеристик: она безболезненно и почти бесшумно глотает большие и малые неровности отечественных дорог, обеспечивая хорошую управляемость на высокой скорости. Такое поведение обеспечивают передний и задний стабилизаторы поперечной устойчивости, MacPherson (с подрамником) спереди и подруливающая «многорычажка» сзади. После рестайлинга в 1999 году конструкторы расширили переднюю колею (+20 мм) и изменили настройки подвески для улучшения курсовой устойчивости и комфорта.

Обе подвески до серьезного ремонта служат не менее 100 тыс. км, однако этот показатель портят стойки обоих стабилизаторов (служат 40–60 тыс. км) и их втулки (60 тыс. км плюс сложности с заменой из-за труднодоступности). Оригинальные передние рычаги поступают в запчасти в сборе с сайлент-блоками и шаровыми опорами (с заменой – порядка $200), но найти эти детали по отдельности «в неоригинале» тоже не проблема. Все четыре амортизатора при аккуратной эксплуатации живут не менее 100 тыс. км. На некоторых машинах преждевременно изнашивается опорный подшипник передних стоек, который нужно менять.

Безотказная повседневность

Mitsubishi Carisma – семейный автомобиль для повседневной эксплуатации. Модель представляет собой интересное сочетание европейского характера и японского качества, гарантирующее владельцу беспроблемные будни. В этом и есть ее изюминка или – если хотите – харизма.

 Родня

Carisma не имеет ни предшественников, ни последователей. Однако в ближайших родственниках у нее значился одноплатформенник Volvo S40, который выпускался в голландском городе Борн на том же заводе NedCar, принадлежавшем одновременно Mitsubishi, Volvo и нидерландскому государству. У моделей была одинаковая ходовая часть, которая без потерь сохранила свою комфортность и энергоемкость на Volvo. Линейка двигателей S40, состоящая из десяти четырехцилиндровых моторов, по нескольким позициям пересекалась с линейкой силовых агрегатов Carisma. Общими были и механические КП производства Renault. Volvo S40 позиционировался как престижный автомобиль с высоким уровнем оснащения и безопасности, хотя нельзя сказать, что японский «брат» сильно отстал от «шведа» в этом вопросе. Однако продажи S40 были невелики – скорее всего, по причине высокой цены.

Mitsubishi Space Star, выпускавшийся на том же заводе NedCar, построен с использованием ходовой части Carisma, но с укороченной на 50 мм базой. Фирма определила эту модель как универсал повышенной вместимости. И в самом деле, возможности трансформации салона до стандартов минивэна не дотягивают, хотя в целом он просторный и удобный. Несмотря на более тяжелый и высокий кузов, автомобиль неплохо управляется, сохраняя комфорт. Машина располагает гаммой двигателей, некоторые из которых устанавливались и на модель-донор: от скромного 1,3-литрового (82 л. с.) до непревзойденного 1,8 GDI (122 л. с.), не считая все тех же французских дизелей. Благодаря такому комплексу качеств в 2001–2003 гг. Space Star был самой востребованной моделью марки в Европе и лидером в классе MPV в Украине.

 История

01.1995 Впервые показана модель Mitsubishi Carisma с кузовом хэтчбек; базовый двигатель – 1,6 л 16 V (90 л. с.)
08.1997 Представлена версия с кузовом седан. В гамме двигателей появился агрегат с прямым впрыском топлива и послойным смесеобразованием – 1,8 GDI (122/125 л. с.)
04.1999 Переход к рестайлинговой модели. Изменены стилистика кузова, интерьер, тормоза, настройки подвески и двигателя
03.2001 Начало официальных поставок машин с двигателем 1,8 GDI в Украину
08.2002 Впервые показана вторая рестайлинговая версия. Машина получила новый вариант АКП Invecs II Sport Mode

 Личный опыт  

Сергей, 45 лет
Эксплуатирует машину 1 год. Mitsubishi Carisma 1,6 л, бензин. (103 л. с.), пробег – 74 тыс. км, возраст – 4 года

На седан Carisma я пересел с уже немолодого Opel Kadett, поэтому разница была заметной. Машина досталась мне в хорошем состоянии: 45 тыс. км за 3 года не так уж и много – в багажнике даже сетка для мелкой поклажи сохранилась. Хоть марка и японская, но машина сделана в Голландии, и к сюрпризам нужно быть готовым. Донимал стук из-под заднего дивана. После длительных «прослушек» причину таки удалось обнаружить – ослабло крепление бензобака. А еще зимой постоянно отваливались резиновые колпачки на концевых выключателях дверей – пришлось их приклеить. После 40 тыс. км поменял стойки стабилизаторов. В целом впечатления от машины самые приятные. При своих средних, по меркам класса, размерах Carisma выглядит достаточно солидно и динамично. Правда, мотор 1,6 л для активного драйва слабоват, зато он работает очень тихо и практически без вибраций. На скорости Carisma отлично держит дорогу, а управляется вообще здорово – я только теперь понял, что значит получать удовольствие от вождения.

Уже на конвейере Carisma комплектуется многими деталями европейского производства. Поэтому среди поступающих в запчасти также немало немецких, итальянских, французских деталей подвески, рулевого, трансмиссии. Они более доступны по сравнению с японскими. Однако желающие могут выбрать и «чистую Японию» – это касается деталей двигателя и ходовой.

 Личный опыт  

Андрей, 35 лет
Эксплуатирует машину 4 года. Mitsubishi Carisma 1,8 GDI, бензин. (125 л. с.), пробег – 112 тыс. км, возраст – 4 года

При покупке ориентировался на щедрую комплектацию версии Avance и тщательное исполнение деталей, которое сразу бросалось в глаза, – отделка интерьера, работа механизмов дверей и т. п. Но главное, что я получил, – это прекрасный силовой агрегат, состоящий из двигателя GDI с прямым впрыском и автоматической коробки Sport Mode. «Джидай» просто удивительно сочетает экономичность со спортивной динамикой; особенно он хорош на высоких оборотах. Когда рычаг КП переставляешь в зону ручного переключения, коробка без «напоминаний» начинает работать в режиме «спорт». При этом внешне машина солидна – на такой не стыдно подъехать к самому «крутому» офису. Первое время, правда, часто задевал головой стойку кузова, когда садился за руль, но потом привык наклоняться. Все вопросы обслуживания легко решаются в сервисе, а каких-либо поломок еще не было.


Резюме «Автоцентра»

Надежные агрегаты
Комфортабельный «тихий» салон
Сбалансированные характеристики подвески
Богатая базовая комплектация
Хорошая защита от коррозии
Проблемы с КП 1,6-литровой версии
Неудобство посадки на передние сиденья
Тяжелый при парковке руль
Недолговечность рулевых тяг

 Цены на новые запчасти, грн.
 Ориг.Неориг.
Передн. торм. колодки602178
Задн. торм. колодки (диск./бараб.)467/572168/214
Воздушный фильтр12261
Топливный фильтр53781
Масляный фильтр6825
Подшипник передн./задн. ступицы406/773357/433
Рычаг передний в сборе1322561
Шаровая опора112
Сайлент-блоки переднего рычага130+160
Амортизатор передн./задн.797/595760/612
Сцепление, комплект2227953
Помпа1134423
Радиатор24061428
Генератор38332193
Стартер30171703
Ремень ГРМ535300
Натяжной ролик ГРМ570230

 Mitsubishi Carisma
Общие данные
Тип кузоваcедан, лифтбек
Дверей/мест4/5, 5/5
Габариты Д/Ш/В, мм4475/1710/1405
База, мм2550
Масса снаряженная/полная, кг1180/1685, 1200/1705
Объем багажника, л460, 430/1150
Объем бака, л60
Двигатели
Бенз. 4-цилиндр. распред. впрыск:1,3 л 16 V (82 л. с.), 1,6 л 16 V (90 л. с.),1,6 л 16 V (103 л. с.), 1,8 л 16 V (116 л. с.), 1,8 л 16 V (140 л. с.), 2,0 л 16 V Turbo (280 л. с.)
непосред. впрыск:1,8 л 16 V GDI (122 л. с.), 1,8 л 16 V GDI (125 л. с.)
Дизельные Common rail:1,9 л Turbo (90 л. с.), 1,9 л Turbo (102 л. с.),1,9 л Turbo (115 л. с.)
Трансмиссия
Тип приводапередний
КП5-ст. механ. или 4-ст. адапт. автомат.
Ходовая часть
Тормоза передние/задние диск. вент./бараб., диск. вент./диск.
Подвеска передняя/задняянезав./незав.
Шины175/65 R14, 185/65 R14, 195/60 R14, 195/60 R15
Стоимость в Украине, $от 7,2 тыс. до 16,0 тыс.

Альтернатива

Volkswagen Bora (1998–2005 г. в.)

Построенный на платформе Golf IV, автомобиль может гордиться традиционным немецким качеством отделки и агрегатов. Долговечность основных узлов соизмерима с ресурсом японского конкурента. Его салон по вместимости не уступает Carisma, по обзорности машины также мало отличаются. Умеренно жесткая подвеска Volkswagen, не особенно комфортная на ухабах, лучше приспособлена для скоростного движения по трассам. Да и в целом машина кажется резче и активнее, чем солидная и плавная Carisma. Кроме седана Bora, существует универсал Bora Variant; оба кузова «немца» встречаются в полноприводной версии 4motion.

 Volkswagen Bora (1998–2005 г. в.)
Тип кузоваседан, универсал
Двигатели 4- и 6-цил.7 бензин.: от 1,4 л (75 л. с.) до 2,8 л V6 (204 л. с.)
4 турбодизельн.: от 1,9 л (101 л. с.) до 1,9 л (150 л. с.)
Стоимость в Украине, $от 11,0 тыс. до 20,5 тыс.

Renault Megane (1995–2002 г. в.)

Практичный и вполне современный автомобиль, проигрывающий конкурентам прежде всего в престижности. Его основные системы достаточно надежны и долговечны, и даже развитая бортовая электроника не доставляет владельцу проблем. Как и у 1,6-литровых Carisma, механическая КП Renault страдает от износа втулок кулисы и ее сальника. Подвеска не столь вынослива, как у Mitsubishi. Выбор кузовов Megane и не снился прямым конкурентам, причем большинство из них можно найти и в Украине. Одно из самых важных преимуществ Renault – его невысокая цена при достаточно богатой комплектации. Цены на запчасти (даже оригинальные), как правило, также невелики.

 Renault Megane (1995–2002 г. в.)
Тип кузоваседан, универсал, 5-дв. хэтчбек, купе, кабриолет, компактвэн
Двигатели 4-цил.7 бензин.: от 1,4 л (75 л. с.) до 2,0 л 16 V (150 л. с.)
3 дизельн.: 1,9 л ( 64 л. с.), 1,9 л Turbo (98 л. с.) и 1,9 л Turbo (102 л. с.)
Стоимость в Украине, $от 5,9 тыс. до 13,5 тыс.

Nissan Almera (1995–2000 г. в.)

Автомобиль с вместительным салоном и чаще всего с достаточно богатым оснащением. Однако внешне он не такой представительный, как его более «харизматичный» земляк. Подвеска Nissan жестче, чем у Mitsubishi, и не такая долговечная. Зато бензиновые двигатели с цепным приводом ГРМ не вызывают нареканий даже на третьей сотне тысяч километров. Оцинковка защищает не все детали кузова, поэтому на самых старых экземплярах Almera можно обнаружить коррозию. Серьезное обстоятельство: большинство экземпляров на рынке значительно старше Carisma – хотя и намного дешевле.

 Nissan Almera (1995–2000 г. в.)
Тип кузоваседан, 3– и 5-дв. хэтчбек
Двигатели 4-цил.3 бензин.: от 1,4 л (87 л. с.) до 2,0 л (143 л. с.)
2 дизельн.: 2,0 л (75 л. с.) и 2,0 л Turbo (90 л. с.)
Стоимость в Украине, $от 7,0 тыс. до 10,5 тыс.

Игорь Широкун
Фото Владислова Бойко

Редакция благодарит СТО «Нико-Украина» и автомагазин ООО «ЭСО Автотехникс» за помощь в подготовке материала