X

Renault 21: Что платишь, то имеешь

В модельном ряду Renault середины 80 – 90-х годов «двадцать первый» оказался не самым удачным. Да и на отечественном рынке подержанных автомобилей большей популярностью пользуются его родственники-одногодки Renault 19 и 25. Вместе с тем, «двадцать первый» привлекает невысокой ценой и наличием полезного электрооборудования. Стоит ли овчинка выделки? Попытаемся разобраться.

В модельном ряду Renault середины 80 – 90-х годов «двадцать первый» оказался не самым удачным. Да и на отечественном рынке подержанных автомобилей большей популярностью пользуются его родственники-одногодки Renault 19 и 25. Вместе с тем, «двадцать первый» привлекает невысокой ценой и наличием полезного электрооборудования. Стоит ли овчинка выделки? Попытаемся разобраться.

В модельном ряду Renault середины 80 – 90-х годов «двадцать первый» оказался не самым удачным. Да и на отечественном рынке подержанных автомобилей большей популярностью пользуются его родственники-одногодки Renault 19 и 25. Вместе с тем, «двадцать первый» привлекает невысокой ценой и наличием полезного электрооборудования. Стоит ли овчинка выделки? Попытаемся разобраться.

Откровенно говоря, у французов с «двадцать первым» были связаны «наполеоновские» планы – завоевать не только Европу, но и Америку. Однако производители потерпели фиаско главным образом из-за невысокого качества Renault 21. У максимально «нафаршированных» версий Medalion, предназначенных для рынка США, часто отказывала электроника (электронный щиток приборов, кнопки электростеклоподъемников, регулировок наружных зеркал заднего вида и т.п.). Поэтому спрос на этого «француза» в Америке оказался невысоким. Европейцев же не слишком впечатлил безликий дизайн машин первых годов выпуска (см. фото), поэтому автомобили продавались в основном на родине. Многие из них использовались французскими таксистами – ведь таких важных качеств, как просторный салон и относительно невысокая стоимость, у Renault 21 не отнять.

Универсальнее не найдешь

«Двадцать первый» представлен тремя модификациями: 5-дверным хэтчбеком, 4-дверным седаном и 5-дверным универсалом Nevada. Колесная база универсала больше на 150 мм, благодаря чему внутри он намного просторнее седана и хэтчбека. Но главное преимущество Nevada в том, что у этой машины одно из самых больших багажных отделений, причем не только среди одноклассников (675 – 1920 л). Судите сами – у VW Passat В3 с кузовом того же типа этот показатель составляет 465 – 1500 л, у Ford Sierra – 400 – 1470 л. Не конкурент Nevada в этой «дисциплине» даже автомобиль классом выше – Audi 100, максимальный объем багажника которого – всего 1800 л!

Существуют и 7-местные версии Nevada Familiale с двумя дополнительными сиденьями, установленными в багажнике, – прообраз современного компактвэна для многодетной семьи.

Дорестайлинговые версии не отличаются стойкостью к коррозии. Слабые места – пороги и арки крыльев. С 1990 года машины начали оцинковывать (за исключением крышки багажника универсала), и проблема «рыжей» болезни была решена. Желательно также проверять работоспособность задних фонарей – в них нередко окисляются штекерные разъемы.

«Сборную солянку» заказывали?

Если провести аналогию, то Renault 21 можно сравнить с АЗЛК-2141. Они схожи по дизайну – те же угловато-рубленые формы прослеживаются как в оформлении внешности, так и салона. И потребители одни и те же – отечественные автолюбители с достатком ниже среднего, привыкшие чинить машину самостоятельно. Для ремонта в ход нередко идут детали с отечественных автомобилей (ступичные подшипники, сайлент-блоки, карбюраторы и т. п.). Поэтому, покупая подержанный Renault 21, можно получить «сборную солянку», собранную из «подручных» запчастей.

Поскольку эксплуатация многих «двадцать первых» была связана с перевозками различных грузов, причем не только в багажнике, то экземпляры с аккуратным и ухоженным салоном встретишь нечасто. К тому же на машинах первых годов выпуска можно увидеть покоробившееся на солнце «торпедо». Салазки и фиксаторы передних кресел со временем разбалтываются, из-за чего при резком разгоне – торможении сиденье двигается взад-вперед. Создают проблемы и стеклоподъемники. Из-за износа направляющих стекла закрываются туго, что нередко приводит к соскакиванию или обрыву троса подъемника.

Часто попадаются машины с нерабочим электровентилятором «печки». При этом нужно проверить нагрузочный резистор переключения интенсивности обдува (он мог выгореть) или штекерный разъем вентилятора.

Вдоль и поперек

По словам работников фирменной СТО, чаще всего у нас встречаются машины, оборудованные бензиновыми моторами F3N объемом 1,7 л, которые, кстати, устанавливались и на Renault 19. Эти двигатели размещены в моторном отсеке поперечно, тогда как все остальные установлены продольно. Ощущаете сходство с компоновкой моторного отсека АЗЛК-2141?

Учитывая почтенный возраст «двадцать первых», многие их «силовые» предельно изношены. Поэтому, если предыдущий хозяин не делал капремонт, эта дорогостоящая процедура может лечь на ваши плечи. Исходя из этого, смело торгуйтесь с продавцом за скидку до $500.

Моторный отсек Renault 21 хорошо бы дополнительно оборудовать защитой, так как из-за попадания воды и грязи часто выходит из строя коммутатор системы зажигания. Сырость также приводит к коррозии пружинки уголька крышки прерывателя-распределителя зажигания. Еще одна проблема – при подтекании заднего сальника распредвала масло попадает на электрические контакты крышки трамблера. В результате двигатель неожиданно отказывается заводиться или же работает неустойчиво.

Желание предыдущих хозяев сэкономить на топливе приводило к тому, что из-за некачественного бензина с частичками воды зимой в сильные морозы изнашивались жиклеры карбюратора. Эта неисправность увеличивала порцию топлива. Повышение «аппетита» сопровождалось неравномерной работой мотора. Причиной преждевременного выхода из строя топливного насоса и форсунок также было плохое топливо.

Повышенного внимания требует и система охлаждения. Старые резиновые патрубки могут неожиданно треснуть, что приведет к утечке жидкости и перегреву двигателя. Во избежание проблем патрубки желательно заменить.

Смотрите в оба

Большинство «двадцать первых», эксплуатируемых в Украине, оснащены 5-ступенчатой механической КПП. Более дорогие версии с 4-ступенчатым «автоматом» к нам завозились крайне редко.

В принципе, «механика» надежна, хотя все же бывали случаи ее ремонта. Причиной становился «зловредный» сальник кулисы переключения передач, пропускающий масло. При этом первой «умирала» шестерня пятой передачи. Установку нового сальника желательно приурочить к замене сцепления, так как для этого нужно снимать КПП. Правда, можно попытаться установить сальник и без демонтажа коробки передач, однако это спасет от течи ненадолго. Как объяснили работники сервиса, качественно посадить сальник на место не удастся – он разрезной.

Справедливости ради нужно упомянуть, что существуют полноприводные версии Renault 21 Quadra, однако что-либо рассказать об особенностях их эксплуатации специалисты не смогли – эти автомобили редкость не только у нас, но и во Франции.

Скрипит потертое «седло»

Подвеска «двадцать первого» в меру энергоемкая. Передняя – McPherson, задняя – торсионная. Конструктивно торсион Renault 21 отличается от аналогичной детали, установленной в Peugeot 405, поэтому у «двадцать первого» нет таких проблем, как у «четыреста пятого», то есть ему не грозит повышенный износ подшипников, из-за чего задние колеса становятся враскос. Подшипники торсионов Renault 21 установлены посередине балки, поэтому служат они очень долго, а об их износе можно узнать лишь по неприятному скрипу в балке при преодолении неровностей.

В принципе, ходовая выносливая, а чаще всего (через 15 – 30 тыс. км) при езде по нашим дорогам придется менять втулки стабилизатора поперечной устойчивости. Не отличаются особой долговечностью и ступичные подшипники – в среднем служат около 40 тыс. км. Вместе с тем, сайлент-блоки передних рычагов могут выходить до 150 тыс. км, шаровые опоры – до 80 тыс. км. Причем, что очень удобно, все эти детали меняются отдельно от рычагов. Большой ресурс и у сайлент-блоков торсионной балки – до 200 – 250 тыс. км.

Подержанный «двадцать первый» лучше всего приобретать с рулевым управлением без усилителя. Единственная его проблема – со временем разбиваются втулки рулевой рейки (запчасти и ремонт – около $15). А вот версии с гидроусилителем могут доставить серьезную головную боль – на машинах с пробегом свыше 250 тыс. км нередко подтекают сальники рулевой рейки. Причем узел неразборный, так что отремонтировать его не удастся. Единственный выход – заменить новым (запчасть – $800) или механическим «бэушным» ($100 – 150).

Следует проверить и тормозную систему. Так, на машинах с пробегом за 200 тыс. км заканчивается ресурс главного тормозного цилиндра, из-за чего заметно снижается эффективность тормозной системы. Замена манжет не решает проблему – со временем цилиндр опять начинает перепускать тормозную жидкость. На версиях с объемом двигателя 2,0 и 2,2 л устанавливалась ABS. Она не работает в основном по двум причинам. Первая: из-за обрыва провода датчика ABS (как правило, это случается при неквалифицированной замене ступицы или амортизаторных стоек). Если провод вырван из корпуса датчика ABS, то в этом случае придется заменить деталь (около $100). Вторая причина: сгоревший предохранитель, установленный возле блока ABS.

Неужто вам покой не по карману?

Низкая стоимость Renault 21 (см. таблицу) объясняется в первую очередь тем, что многие хозяева просто «укатали» их до полусмерти. Пытаясь свести к минимуму затраты на ремонт, часто использовали детали от «эсэнговских» машин, что в целом негативно сказывалось на надежности. Сегодня нелегко найти «двадцать первый» в хорошем состоянии. Если вы все же решились на приобретение Renault 21, то имеет смысл покупать автомобиль только последних годов выпуска.

 Личный опыт  

Сергей, 43 года
Эксплуатирует машину 1,5 года, Renault 21 1,7 л (74 л.с.), пробег – 276 тыс. км, возраст – 15 лет

Откровенно говоря, эта иномарка привлекла меня невысокой стоимостью. Теперь же я понял, что низкой цена просто так не бывает. После первой же зимней эксплуатации на кузове машины появились рыжие пятна коррозии. Попытался зачистить их на арках крыльев и в результате обнаружил, что эти участки кузова напрочь сгнили.

Салон тоже не радует качеством – уже давно поломался водительский электростеклоподъемник, а сейчас вышел из строя электровентилятор «печки». Последняя проблема поактуальней – ведь зима на носу! Из достоинств машины отмечу просторный салон и вместительный багажник.

Подвеска разбилась на наших дорогах. Мастера сказали, что нужно заменить передние амортизаторы и ступичные подшипники. 1,7-литровый двигатель явно слабоват для «двадцать первого», к тому же он начал потреблять много масла.

Проблемы с машиной мне уже надоели, поэтому продаю ее. После чего планирую купить вазовскую «девятку».

 Личный опыт  

Дмитрий, 37 лет
Эксплуатирует машину 1 год, Renault 21 2,2 л (74 л.с.), пробег – 217 тыс. км, возраст – 10 лет

Машина мне очень нравится. Внутри достаточно просторно, а на задних сиденьях помещаются даже трое крупных мужчин. В машине есть электростеклоподъемники, гидроусилитель руля и ABS. Кузов оцинкован, и даже в тех местах, где сбита краска, ржавчина не появилась.

Двигатель вполне приемистый, а на трассе потребляет всего около 9 л бензина. Хороша и подвеска – она неплохо отрабатывает неровности. Приходилось ездить на VW Passat, Audi 80 – их ходовая пожестче.

За время эксплуатации заменил сайлент-блоки передних рычагов, правый передний ступичный подшипник и коммутатор. На специализированной СТО мне посоветовали поставить защиту моторного отсека, поскольку из-за попадания влаги и грязи навесное электрооборудование на «двадцать первой» часто выходит из строя. Других проблем с машиной не возникало.

В ближайшее время продавать ее не думаю.

 Расшифровка VIN-номера автомобиля*
VF1B48G0020000001
1-345-678-17

1-3. Идентификатор изготовителя VF1 – Renault, Франция
4. Тип кузова В – 5-дверный хэтчбек, L – 4-дверный седан, K – 5-дверный универсал
5-6. Модель 48 – Renault 21
7. Тип двигателя
8-17. Порядковый номер кузова, включая тип трансмиссии и комплектацию

*По данным компании «Кий Авто»

Невысокая стоимость автомобиля
Просторный салон
Вместительный багажник
Энергоемкая подвеска
Низкая антикоррозионная устойчивость (версии, выпущенные до 1990 года)
Плохое техсостояние многих машин
Недолговечность различных узлов

 История

03.86 Новый модельный ряд Renault 21 представлен 4-дверным седаном
10.86 Дебютирует 5-дверный универсал Nevada
06.87 Запущена в производство самая мощная модификация Turbo с 2,0-литровым 175-сильным бензиновым мотором
02.88 Начат выпуск полноприводных версий. Линейка силовых агрегатов расширилась благодаря появлению бензинового двигателя объемом 2,2 л (110 л.с.)
01.89 Автомобили начали оборудовать 4-ступенчатым «автоматом»
09.89 Модернизация Renault 21. Гамму модификаций дополнил 5-дверный хэтчбек с 2,0-литровым 12-клапанным бензиновым агрегатом мощностью 105 л.с. Начата установка дизельного мотора объемом 1,9 л (65 л.с.)
01.94 На смену Renault 21 приходит новая модель – Laguna. Производство «двадцать первого» перенесено в страны третьего мира
08.98 Выпуск Renault 21 в Турции и Аргентине прекращен

 До и после…

Предшественник «двадцать первого» – Renault 18 выпускался в трех модификациях: 4-дверный седан, 5-дверный универсал и кабриолет. Линейка 4-цилиндровых двигателей состояла из пяти бензиновых двигателей мощностью от 77 л.с. до 123 л.с. и одного дизеля – 64 л.с.

Наследница Renault 21 получила звучное имя – Laguna. В отличие от «двадцать первого» она была представлена 5-дверным хэтчбеком и универсалом; 4-дверный седан был исключен из гаммы модификаций. Бензиновые двигатели можно было выбрать из 4- и 6-цилиндровых агрегатов мощностью от 90 до 190 л.с., а дизельные – из трех 4-цилиндровых моторов – 83 – 113 л.с.

С августа 2000 года выпускается нынешнее, второе поколение Laguna, которая в 2001 году впервые за всю историю европейской программы оценки безопасности новых автомобилей EuroNCAP получила наивысший балл – 5 звезд по испытаниям в краш-тестах.

По данным официального дилера Renault в Украине Laguna стоит от 18990 евро до 32 тыс. евро.

 Цены на новые неоригинальные запчасти, $*
Передние тормозные колодки43
Задние тормозные колодки23
Воздушный фильтр10
Топливный фильтр18
Масляный фильтр5
Подшипник передн./задн. ступицы40/47
Амортизатор передн./задн.68/60
ШРУС28
Шаровая опора26
Сцепление, комплект170
Помпа37
Радиатор226
Генератор337
Стартер358
Распредвал175
Ремень ГРМ12
Натяжительный ролик ГРМ47
*Цены могут немного отличаться в зависимости от модели, года выпуска и объема двигателя

 Renault 21
Общие данные
Тип кузоваседан, хэтчбек, универсал
Дверей/мест4/5, 5/5 (хэтчбек, универсал)
Габариты Д/Ш/В, мм3705/1695/1650 (седан, хэтчбек) и 4115/1695/1660 (универсал)
База, мм2659 (седан, хэтчбек) и 2809
Масса снаряженная, кг1006/1465, 1029/1465, 1119/1620
Объем багажника, л490 (седан, хэтчбек) и 675 – 1920
Объем бака, л66
Трансмиссия
Тип приводапередний или полный
КПП5-ст. механ. или 4-ст. автом.
Ходовая часть
Тормоза передние/задниедиск. вент./ бараб. или диск./диск.
Подвеска передняя/задняянезав./полузав.
Шины175/65 R14, 185/65 R14
Двигатели
Бензиновые 4-цилиндр. карб.:1,7 л (74 л. с.), 1,7 л (90 л. с.)
распр. впрыск:1,7 л (95 л. с.), 2,0 л (105 л. с.) 12V, 2,0 л (120 л. с.), 2,2 л (110 л. с.), 2,0 л (175 л. с.) Turbo
Дизельные 4-цилиндровые:1,9 л (65 л. с.), 2,1 л (70 л. с.), 2,1 л (88 л. с.) Turbo

Юлий Максимчук
Фото Андрея Яцуляка

Редакция благодарит СТО компании «Кий Авто» и автомагазин «Евроавто+» СП «В.М.С.» за помощь в подготовке материала