X

SAAB 900: Легкомоторная авиация

Динамичных и овеянных ореолом авиационного прошлого автомобилей SAAB в Украине совсем немного. И почти половина из них приходится на модель 900/9-3.

Динамичных и овеянных ореолом авиационного прошлого автомобилей SAAB в Украине совсем немного. И почти половина из них приходится на модель 900/9-3.

Динамичных и овеянных ореолом авиационного прошлого автомобилей SAAB в Украине совсем немного. И почти половина из них приходится на модель 900/9-3.

Часть акций автомобильного подразделения этой шведской самолетостроительной компании (Svenska Aeroplan Aktie Bolaget) принадлежит General Motors, поэтому неудивительно, что свою модель D-класса шведы построили на платформе Opel Vectra A. Однако скандинавы применили свои кузова и силовые агрегаты, а немецкое шасси радикально переделали, стремясь сохранить за автомобилем славу «шоссейного истребителя». Так что абсолютно одинаковых деталей у «родственников» мало. Специалисты, хорошо знающие и Vectra А, и 900/9-3, считают SAAB более долговечным. Однако главное достоинство всех автомобилей «авиационной» марки – престижность и «незатертый» спортивный имидж.

В Украину в основном завозили машины в пятидверном исполнении, но можно встретить и «трехдверку», именуемую производителем «купе». Киевский дилер в свое время продал также несколько кабриолетов. У кузовов 900 и 9-3 (частично оцинкованных) металл не ржавеет, кроме того, они традиционно имеют прочный каркас безопасности. Багажник хэтчбеков трансформируется, водительское место удобное, а на заднем сиденье по меркам класса если и тесновато, то лишь для троих пассажиров. Все автомобили богато укомплектованы: борткомпьютер, гидроусилитель, электроприводы стекол и зеркал, кондиционер, подушки безопасности. Но руль регулируется только по вылету, причем диапазон настройки невелик.

Из всего разнообразия мощных силовых агрегатов украинские владельцы выбирали в основном знаменитые «саабовские» турбомоторы – бензиновые 2,0-литровые. Их мощность может быть разной, в зависимости от давления турбины (0,4–1,0 бар) – 154, 185 или 200 л. с. Долговечность наддувных моторов зависит от стиля езды водителя. Но чтобы оценить заложенный в них запас прочности, скажем, что аналогичный турбомоторам 2,0-литровый «атмосферник» может прослужить до 500 тыс. км. После 200 тыс. км потребуется заменить цепь привода ГРМ вместе со звездочками натяжного устройства, причем некоторые мастера при этом предпочитают демонтировать двигатель с машины. Стоимость подобного ремонта достигает $500–600. В период своей «молодости» автомобили 1998–1999 годов выпуска плохо заводились в мороз. На официально завезенных экземплярах этот недостаток был устранен по гарантии. Единственный в гамме «опелевский» силовой агрегат – 2,5-литровый 170-сильный V6 – считается капризным и сложным, но в нашей стране такие «движки» не встречаются. Как и наддувный мотор объемом 2,3 л мощностью 225 л. с., устанавливаемый на топовую модификацию 9-3 Viggen. Редкость в Украине и SAAB 9-3 Aero с турбодвигателем 2,0 л мощностью 200 л. с. Нет статистики по надежности дизелей (они марки Isuzu) – наши соотечественники не покупали таких машин, слабых и не обеспечивающих желаемой динамики.

Сцепление у сдержанных водителей служит до 150 тыс. км. Автоматические коробки передач долговечны и до сих пор с ними нет проблем. Чрезмерно активные драйверы нередко «убивают» синхронизаторы «механики». Чтобы не сокращать ее жизнь, специалисты не рекомендуют держать руку на рычаге переключения во время движения. Выпускавшийся в середине 90-х SAAB 900 Sensonic с автоматическим сцеплением у нас присутствует лишь в нескольких экземплярах.

Ходовая часть по-спортивному упругая и даже жестковатая, вполне надежна. Сайлент-блоки передней подвески, опорные подшипники передних стоек и все амортизаторы меняются одновременно после пробега 100–150 тыс. км. Шаровые опоры передка и «резинки» полузависимой задней балки (аналогичной «опелевской») служат еще дольше. Оригинальные детали подвески поставляются в сборе с рычагами, но альтернативные снабженцы предлагают их отдельно.

В рулевом управлении, остром и чувствительном, первыми изнашиваются наконечники тяг – при 100–120 тыс. км, затем, к 200 тыс. км, – рейка, которая официально считается неремонтопригодной.

На старых машинах возникают неполадки, обусловленные окислением контактов проводки. Но те, кто ездит на этих оригинальных и динамичных машинах, не считают такие мелочи серьезным недостатком.

Если вы не хотите быть как все, вам приелся раскрученный немецкий и японский эксклюзив, обратите внимание на SAAB. Но сразу готовьтесь к трудностям. Вы долго будете искать подходящий экземпляр, затем – достойную СТО, грамотных механиков, запчасти… Но это всего лишь малая часть того, что составляет исключительность шведского бренда.


Резюме «Автоцентра»

Эксклюзивность и спортивный имидж марки
Долговечные агрегатыВысокие динамические характеристики
Возможные проблемы с запчастями и обслуживанием
Нет регулировки руля по высоте
Узковатая галерка
Ограниченный выбор машин на рынке

 SAAB 900/9­3
Общие данные
Тип кузовахэтчбек, кабриолет
Дверей/мест5/5, 3/5, 2/4
Габариты, Д/Ш/В, мм4640/1710/1440
База, мм2600
Масса снаряженная/полная, кг1295/1860, 1295/1860, 1320/1860
Объем багажника, л495/1315, 495/1315, 295/380
Объем бака, л68
Двигатели
Бензиновые впрыск. 4­цил.:2,0 л 16V (131 л. с.), 2,3 л 16V (150 л. с.), 2,0 л 16V Turbo (154 л. с.), 2,0 л 16V Turbo (185 л. с.), 2,0 л 16V Turbo (200 л. с.), 2,3 л 16V Turbo (225 л. с.)
6­цил.:2,5 л (170 л. с.)
Дизельный 4­цил.:2,2 л 16V Turbo (116 л. с.)
Трансмиссия
Тип приводапередний
КП5­ст. мех. или 4­ст. автомат.
Ходовая часть
Тормоза передние/задниедиск. вент./диск., диск. вент./диск. вент.
Подвеска передняя/задняянезав. /полузав.
Шины185/65 R15, 205/50 ZR16, 215/45 R17
Стоимость в Украинеот $8000 до $20000 тыс.
По данным каталога «Автобазар»

Игорь Широкун
Фото Андрея Яцуляка

Редакция благодарит ООО «Автоклуб-С» и СТО «Стар-Авто Лтд» за помощь в подготовке статьи