X

Toyota Corolla, Nissan Almera, Renault Megane, Citroёn Xsara: Наперекор имиджу

Козырем моделей гольф-класса всегда была практичность. Однако каждый производитель, стремясь к индивидуальности, пытается преподнести ее по-своему. Сегодня мы сравним известных своим шармом «французов» и славящихся надежностью «японцев».

Козырем моделей гольф-класса всегда была практичность. Однако каждый производитель, стремясь к индивидуальности, пытается преподнести ее по-своему. Сегодня мы сравним известных своим шармом «французов» и славящихся надежностью «японцев».

Козырем моделей гольф-класса всегда была практичность. Однако каждый производитель, стремясь к индивидуальности, пытается преподнести ее по-своему. Сегодня мы сравним известных своим шармом «французов» и славящихся надежностью «японцев».

В наш обзор мы включили две японские модели – Toyota Corolla (Е11) и Nissan Almera (N15) и две французские – Renault Megane и Citroёn Xsara. Для покупки любой из них нужно располагать суммой от $6 тыс. до $15 тыс. Если же сравнить машины одних годов выпуска, то выяснится, что наиболее доступная – Xsara, а самые дорогие – Corolla и Almera. Ну а Megane, соответственно, занимает промежуточное положение.

Megane представлен наибольшим количеством модификаций – 5-дверным хэтчбеком, 4-дверным седаном, 5-дверным универсалом, купе, кабриолетом и компактвэном! Чуть меньше выбор у Corolla – 5-дверный хэтчбек и лифтбек, седан и универсал, а вот у Almera и Xsara количество модификаций одинаково, их три: у первой 3- и 5-дверные хэтчбеки и седан, у второй – 5-дверный хэтчбек, купе и универсал.

Сегодня мы рассмотрим классические для гольф-класса версии – с 3- и 5-дверным кузовом хэтчбек. Кстати, любопытно: несмотря на то, что в Украину официально завозились 5-дверные версии Corolla, их у нас заметно меньше, чем «3-дверок», которые наводнили наш рынок благодаря стараниям отечественных перегонщиков. Аналогичная ситуация сложилась и с Nissan Almera – 3-дверную версию автомобиля найти легче, чем 5-дверную.

Обратите внимание на важное достоинство Megane и Corolla – они превосходят конкурентов по уровню пассивной безопасности. Так, по результатам краш-тестов по методике EuroNCAP в 1998 году «француз» стал лучшим в своем классе, а «японка» заняла второе место.

Почти все участники обзора – переднеприводные автомобили, оснащенные бензиновыми силовыми агрегатами и 5-ступенчатыми механическими КП. Правда, Corolla имеет в своем арсенале еще и полноприводные версии, однако они у нас практически не встречаются. Вместе с тем именно у Corolla, по утверждению работников фирменной СТО, вполне вероятно встретить 4-ступенчатую автоматическую коробку передач.

Toyota Corolla Е11

Благодаря оцинковке кузовные панели Corolla не корродируют. Из-за окисления штекерных разъемов проводки иногда отказывают электростеклоподъемники. Отделочные материалы салона – качественные, но на большинстве машин они светло-серого и бежевого цветов, которые быстро пачкаются и в ходе эксплуатации требуют регулярной чистки. Колесная база Corolla – наименьшая среди «одноклассников», поэтому ее салон самый тесный. Даже у людей среднего роста, усевшихся на галерке, колени будут находиться практически вплотную к спинкам передних сидений.

Благодаря наличию четырех клапанов на цилиндр и фирменной системы изменения фаз газораспределения VVT-i все агрегаты Corolla отличаются высокой литровой мощностью. По утверждению мотористов, каких-либо серьезных проблем с агрегатами в процессе эксплуатации отмечено не было. Разве что к пробегу в 200 тыс. км могут дать течь сальники коленвала. Оригинальный ремень ГРМ служит очень долго – до 100 тыс. км. Обратите внимание, что при его замене во всех двигателях необходимо отрегулировать тепловые зазоры клапанов.

В механических КП были отмечены выходы из строя подшипников первичного и вторичного валов. Как заявили сервисмены, главная причина – несвоевременная замена масла, которое необходимо менять каждые 50 тыс. км. Сцепление с гидроприводом и автоматические КП, как правило, проблем не доставляют.

Подвеска зарекомендовала себя очень надежной – даже стойки стабилизаторов поперечной устойчивости способны «выходить» до 100 тыс. км, а сайлент-блоки передних рычагов и втулки задних тяг служат еще дольше – около 150 тыс. км. Вместе с тем обслуживание подвески Corolla дорогое. К рулевому замечаний нет – даже наконечники рулевых тяг в среднем выдерживают около 100 тыс. км.

 История

05.97 Стартует выпуск Toyota Corolla восьмого поколения (индекс кузова Е11)
01.00 Автомобили получили новые силовые агрегаты: бензиновые, оснащенные системой VVT-i, с объемом 1,4 л 16V (97 л. с.) и 1,6 л 16V (110 л. с.), а также дизельные 1,9 л (69 л. с.) и 2,0 л 16V Turbo (90 л. с.), оснащенные системой непосредственного впрыска топлива
03.01 Дебютирует девятая генерация Toyota Corollа (Е12)

Nissan Almera

Обратите внимание: кузовные панели Almera оцинкованы частично и на экземплярах первых годов выпуска задние колесные арки и пороги могут быть ржавыми. На многих версиях отсутствуют боковые молдинги, поэтому их борта более уязвимы к легким повреждениям, которые машины получают при открывании дверей на парковке.

Салон большинства автомобилей этой модели порадует покупателей богатым оснащением. Внутри смогут удобно разместиться пять человек средней комплекции.

Каких-либо серьезных проблем с бензиновыми версиями в процессе эксплуатации не возникает, а из характерных неисправностей сервисмены смогли припомнить лишь течи масла из-под сальника «трамблера». ГРМ всех версий (кроме 2,0-литровых бензиновых и дизельных) приводится в действие долговечной цепью. Со временем, а также при чересчур громкой работе на холостых оборотах силовые агрегаты требуют регулировки тепловых зазоров клапанов. Дизели не совсем удачны – они нередко перегреваются, а после пробега в 120 тыс. км в рубашке охлаждения головки блока цилиндров могут появиться трещины. Вследствие сильных вибраций невысокой долговечностью отличается задняя опора двигателя.

По утверждению специалистов, КП Almera зарекомендовали себя надежными и беспроблемными. Подвеска в меру жесткая и не отличается особой долговечностью. Так, всего около 50 тыс. км служат шаровые опоры, чуть меньше (30–40 тыс. км) держатся «резинки» стабилизаторов поперечной устойчивости. Правда, сайлент-блоки рычагов способны пробежать около 80 тыс. км. В задней подвеске сайлент-блоки продольных тяг служат 50–60 тыс. км.

Со временем в рулевом управлении может выйти из строя втулка рейки, что сопровождается стуком при проезде неровностей. Хотя особо переживать по поводу данной неисправности не стоит: для специалистов замена этой детали не составит труда.

Тормозная система большинства автомобилей оснащена передними дисковыми и задними барабанными механизмами. Как правило, в процессе эксплуатации с тормозами проблем не возникает. Однако при замене передних колодок рекомендуется смазывать направляющие суппортов.

 История

10.95 Дебютирует новая модель Nissan Almera
01.96 Гамму модификаций дополнила спортивная версия GTI, оснащенная бензиновым двигателем объемом 2,0 л 16V (143 л. с.) и дизельная с мотором 2,0 л (75 л. с.)
04.98 Начата установка 2,0-литрового турбодизельного агрегата мощностью 90 л. с.
02.00 Представлено второе поколение Nissan Almera

Citroёn Xsara

От коррозии Xsara надежно защищает оцинковка кузовных панелей. Разве что ржавеет крепеж «запаски», подвешенной снаружи под полом багажника, поэтому его рекомендуется регулярно смазывать, чтобы при необходимости колесом можно было воспользоваться.

Салон очень уютный и вполне просторный. Обзорность ограничена только при движении задним ходом слишком высоким расположением нижней кромки стекла, из-за чего не виден крайний габарит машины.

Линейка двигателей Xsara – наиболее разнообразная. Бензиновые моторы очень восприимчивы к качеству топлива – первым от этого страдает катализатор и лямбда-зонд. Кроме того, специалисты не рекомендуют мыть двигатели: нередко при этом заливается катушка зажигания, что приводит к ее выходу из строя. Все «8-клапанники» каждые 70–80 тыс. км нуждаются в регулировке тепловых зазоров клапанов, а вот в «16-клапанниках» применены гидрокомпенсаторы. Как и в Megane, всей электроникой Xsara управляет центральный блок коммутации, который не терпит неквалифицированного вмешательства.

В целом «механика» зарекомендовала себя достаточно надежной, разве что при пробеге за 100 тыс. км может потерять герметичность сальник кулисы переключения передач.

Дорожный просвет Xsara в 110 мм – наименьший среди героев нашего материала. По сравнению с конкурентами, подвеска отличается завидной энергоемкостью. Чаще всего (спустя 30–40 тыс. км) приходится менять стойки стабилизатора поперечной устойчивости. Сайлент-блоки передних рычагов могут прослужить до 70 тыс. км. Игольчатые подшипники задней торсионной балки нужно менять каждые 80 тыс. км. Если ездить на «убитых» подшипниках, можно вывести из строя всю балку.

Рулевое управление отличается хорошей обратной связью. Наконечники рулевых тяг могут выходить до 50–60 тыс. км.

 История

07.97 Стартует выпуск новой модели Citroёn Xsara
09.00 Модернизация
08.01 Начата установка 2-литровых турбодизелей HDi с системой непосредственного впрыска топлива
01.03 Представлен турбодизель HDi объемом 1,4 л (70 л. с.)
08.04 На смену Xsara приходит новая модель – Citroёn С4

Renault Megane

Кузов Megane оцинкован, но несмотря на это, на машинах первых годов выпуска могут поржаветь задние колесные арки в местах стыков сварных швов.

Салон – самый просторный среди конкурентов, пятеро членов экипажа разместятся в нем удобно. Способствует этому и большая по тем временам колесная база – 2580 мм. Замечание можно предъявить разве что к обзорности, которую немного перекрывает передняя левая стойка.

При эксплуатации Megane нужно внимательно следить за тепловым режимом работы силового агрегата и герметичностью системы охлаждения – из-за перегрева мотористам нередко приходится ремонтировать двигатели. В 1,4-литровом «16-клапаннике» отмечены течи антифриза из-под корпуса термостата. А в 1,4- и 1,6-литровых 8-клапанных моторах – из-под шпилек крепления выпускного коллектора, которые входят в рубашку системы охлаждения. Вследствие применения некачественного бензина быстро выходит из строя катализатор отработавших газов, а в «8-клапанниках» еще и трескается выпускной коллектор. В дизелях со временем приходит в негодность терморегулятор системы холостого хода. Все 8-клапанные агрегаты Megane со временем при чересчур громкой работе нуждаются в регулировке тепловых зазоров клапанов. Всей электроникой автомобиля управляет центральный блок коммутации, который требует только квалифицированного сервиса.

«Механика» надежна, хотя несколько слабых мест у нее есть. Со временем ломаются фторопластиковые втулки тяг переключения передач, а также нередко дает течь сальник кулисы переключения передач. Его замена очень трудоемка, и ее лучше приурочить к замене сцепления.

Подвеска в меру энергоемкая. Наименьший срок служат наружные втулки стабилизатора поперечной устойчивости – 30–40 тыс. км, а вот шаровые опоры и сайлент-блоки передних рычагов могут выходить около 80 тыс. км. Передние амортизаторы служат дольше, нежели задние. Конструктивно торсион Megane отличается от аналогичной детали Xsara. Он не требует регулярной замены подшипников.

Рулевое – достаточно надежный узел, разве что со временем из-под датчика давления масла в системе ГУР может подтекать рабочая жидкость, вследствие чего он выходит из строя. В версиях, оснащенных задними дисковыми тормозами, нет защитных щитков, что приводит к ускоренному износу тормозных колодок и дисков.

 История

09.95 Дебютирует новая модель Renault Megane
09.97 Система ABS входит в серийное оснащение
02.99 Рестайлинг модели
01.01 Начата установка новых двигателей – бензинового объемом 1,8 л 16V (116 л. с.) и дизельного 1,9 л (102 л. с.) с системой непосредственного впрыска топлива
08.02 Смена поколений – стартует выпуск Megane II

Неожиданный лидер

Прежде чем дать ответ на вопрос, какой же из участников сегодняшнего обзора наилучший, взвесим их потребительские качества.

Несмотря на то, что кузова всех автомобилей оцинкованы (полностью или частично), на Renault Megane и Nissan Almera могут быть очаги коррозии: у «француза» на задних колесных арках, а у «японца» – еще и на порогах.

Наиболее просторным салоном располагает Megane – именно в нем пятеро членов экипажа смогут разместиться наиболее комфортно. А самый непрактичный салон в Toyota Corolla – из-за небольшой колесной базы расстояние между подушкой заднего дивана и спинками передних кресел здесь наименьшее. Кроме того, у «японца» с 3-дверным кузовом хэтчбек самое маленькое багажное отделение. Наибольший багажник с полностью заполненным салоном – у Citroёn Xsara, правда, по максимальному размеру он немного (на 20 л) уступает грузовому отсеку Megane.

По надежности большинства узлов и агрегатов Corolla заметно опережает своих конкурентов, не зря ведь эта модель входит в пятерку лучших в соответствующих мировых рейтингах. Однако обслуживание этого автомобиля стоит дороже, чем сервис остальных участников обзора, включая и «земляка» Nissan Almera. Взять хотя бы подвеску: сайлент-блоки передних рычагов и задних тяг Corolla поставляются только в сборе (на фирменной СТО передний рычаг стоит около $200, а поперечные тяги – $60–75). Вместе со ступицей продается и задний подшипник (около $100).

Недешево обходится и ремонт подвески Almera, которая к тому же не отличается особой долговечностью. Шаровые опоры и сайлент-блоки в оригинале поставляются вместе с передними рычагами. Правда, в целях экономии можно подыскать заменители, которые продаются отдельно, но служат меньше. А вот при обслуживании задней подвески сэкономить не удастся – отдельно сайлент-блоков к задним тягам нет. Так же, как и в Corolla, в Almera задний подшипник предлагается вместе со ступицей.

На фоне японских моделей «французы» менее разорительны. Что же касается ходовой, то в Renault и Xsara особое внимание следует уделять ШРУСам – эксплуатация машины с порванным пыльником приводит к выходу из строя «гранаты», которая меняется в сборе с полуосью. А это удовольствие не из дешевых: даже отреставрированная во Франции в заводских условиях деталь стоит порядка $130, а новая – свыше $250.

Взвесив потребительские качества автомобилей, первое место мы отдали Citroёn Xsara, который с большим отрывом опередил конкурентов (см. табл.). Советуем присмотреться к этому автомобилю: ввиду невысокой популярности его можно купить дешевле других участников нашего обзора. Благодаря высокой надежности второе место завоевала Toyota Corolla. Но не стоит забывать, что эта «японка» – наименее практична. Третье место досталось Renault Megane, а вот Nissan Almera в аутсайдерах: его надежность и практичность не из лучших, стоимость – высока, а обслуживание – недешево.

Citroёn Xsara

Наиболее доступная рыночная стоимость
Самый большой выбор двигателей
Уютный салон
«Походный» размер багажника – наибольший
Энергоемкая подвеска
Хорошая управляемость
При движении задним ходом ограничена обзорность
Силовые агрегаты требовательны к качеству топлива
Центральный блок коммутации требует квалифицированного сервиса
Возможна течь сальника кулисы переключения передач
Маленький дорожный просвет


Toyota Corolla

Высокая пассивная безопасность
Надежность большинства узлов и агрегатов
Высокая литровая мощность двигателей
Наиболее долговечные подвеска и «рулевое»
Дорогие запчасти и обслуживание
5-дверные версии встречаются значительно реже, чем 3-дверные
У большинства автомобилей маркий салон
Наименее просторная «галерка»
Возможен отказ электростеклоподъемников и проблемы с механической КП
Маленький багажник (3-дверная версия)


Renault Megane

Высокая пассивная безопасность
Самый просторный салон
Максимальный объем багажника – наибольший
Торсионная подвеска менее требовательна, чем у Xsara
Передняя левая стойка перекрывает обзорность
Низкая коррозионная стойкость задних арок
Центральный блок коммутации нуждается в квалифицированном сервисе
Двигатели требовательны к качеству топлива
Течь охлаждающей жидкости и сальника кулисы переключения передач
Повышенный износ задних тормозных колодок и дисков дисковых задних тормозов


Nissan Almera

Стоимость запчастей и обслуживания ниже, чем у Corolla
Надежные и неприхотливые бензиновые двигатели
Беспроблемные КП
Возможна коррозия задних колесных арок и порогов
Возможна течь масла из-под сальника «трамблера»
Недолговечные дизельные двигатели
Небольшой ресурс подвески
Выход из строя втулки рулевой рейки
Стоимость обслуживания выше, чем у «французов»

 Toyota Corolla Nissan AlmeraRenault MeganeCitroёn Xsara
Общие данные
Тип кузовахэтчбек и лифтбекхэтчбеки
Дверей/мест3/5 и 5/53/5 и 5/55/5 
Габариты, Д/Ш/В, мм4100/1690/1390 и 4270/1690/13904120/1690/13954130/1700/14204170/1700/1400
База, мм2465253525802540
Масса снаряж./полная, кг1040/15801035/15451015/15801110/1650
Объем багажника, л280/н. д и 370/н. д.340/н. д.350/1210 440/1190
Объем бака, л506054
Двигатели
Бензиновые 4-цилиндр.:1,3 л 12V (75 л. с.), 1,3 л 16V (86 л. с.), 1,4 л 16V (97 л. с.), 1,6 л 16V (110 л. с.), 1,8 л 16V (110 л. с.)1,4 л 16V (87 л. с.), 1,6 л 16V (99 л. с.), 2,0 л 16V (143 л. с.)1,4 л (75 л. с.), 1,4 л 16V (95 л. с.), 1,6 л (90 л. с.), 1,6 л 16V (107 л. с.), 1,8 л 16V (116 л. с.), 2,0 л (114 л. с.), 2,0 л 16V (150 л. с.)1,4 л (75 л. с.), 1,6 л (88 л. с.), 1,6 л 16V (110 л. с.), 1,8 л (90 л. с.), 1,8 л (101 л. с.), 1,8 л 16V (110 л. с.), 2,0 л 16V (136 л. с.), 2,0 л 16V (163 л. с.)
Дизельн. 4-цилиндр.:1,9 л (69 л. с.), 2,0 л (72 л. с.), 2,0 л 16V Turbo (90 л. с.)2,0 л (75 л. с.), 2,0 л Turbo (90 л. с.)1,9 л (64 л. с.), 1,9 л Turbo (98 л. с.), 1,9 л Turbo (102 л. с.)1,4 л (70 л. с.), 1,9 л (68 л. с.), 1,9 л Turbo (90 л. с.), 2,0 л Turbo (90 л. с.), 2,0 л Turbo (110 л. с.)
Трансмиссия
Тип приводапередний или полныйпередний
КП5-ст. механ. или 4-ст. автомат.
Ходовая часть
Тормоза передние/задниедиск. вент./бараб. или диск. вент./диск.
Подвеска передняя/задняянезав./ незав.незав./незав. торс.
Шины165/70 R14, 175/65 R14, 185/65 R15175/70 R13, 175/65 R14, 195/55 R15175/70 R13, 185/60 R15, 195/50 R15175/65 R14, 185/65 R14, 195/55 R15

 Наш рейтингОценки участников обзора *
МестоМарка/МодельКузов/багажник (коррозионная стойкость и др.,/функциональность, объем)Салон (качество, обзорность, комфорт, вместимость, практичность)Двигатели/КП (надежность, неприхотливость, возможность выбора, стоимость обслуживания)Подвеска/Рулевое/Тормоза (долговечность, беспроблемность, стоимость обслуживания)Всего баллов
1Citroёn Xsara5/554/43/4/535
2Toyota Corolla4/335/34/5/532
3Renault Megane4/452/43/3/424
4Nissan Almera3/343/52/3/528
* Максимальная оценка в каждой категории – 5 баллов 

 Цены на новые запчасти, $
 Toyota CorollaNissan AlmeraRenault MeganeCitroёn Xsara
Передн./задн. торм. колодки40/2726/2529/3135/26
Воздушный фильтр1715910
Топливный фильтр25101317
Масляный фильтр7566
Амортизатор (передн./задн.)80/12092/9245/6370/93
Сцепление (комплект)200160120150
Ремень/цепь ГРМ20/-20/9229 /-23 /-
Натяжной ролик ГРМ37313535

Юлий Максимчук
Фото Андрея Яцуляка и Владислава Бойко

Редакция благодарит СТО СП «Автосаммит ЛТД», «Japan Avto Service», «Кий Авто», СП МАС за помощь в подготовке материала