Рынок «паркетников» в Украине сегодня отличается разнообразием. Причем найти легкий внедорожник можно и среди подержанных автомобилей. Вот поэтому мы и решили сравнить четыре самые популярные модели SUV.
 |
 |
Рынок «паркетников» в Украине сегодня отличается разнообразием. Причем найти легкий внедорожник можно и среди подержанных автомобилей. Вот поэтому мы и решили сравнить четыре самые популярные модели SUV. |
В среде отечественных автолюбителей можно услышать шутливую поговорку, что внедорожник – это транспортное средство, которое застрянет там, куда легковой автомобиль никогда не доедет. Исходя из этого, продолжим: «паркетник» – транспортное средство, которое заедет намного дальше, чем легковая машина, но застрянет где-то на полпути к настоящему внедорожнику.
Своим прозвищем эти машины обязаны владельцам полноценных внедорожников – на таких автомобилях, дескать, можно ездить только по «паркету», то есть по дорогам с твердым покрытием. Отчасти это справедливо – для ралли-рейдов по раскисшей целине или преодоления водных преград эти машины действительно не годятся, но они и не создавались для этих целей. Они должны быть максимально удобными для повседневного передвижения в городе и способными доставить своих хозяев за пределы асфальтовых дорог на уик-энд. А чтобы и на природе владельцы чувствовали себя комфортно, у этих автомобилей высокий дорожный просвет и полный привод – постоянный или подключаемый.
Родоначальницей класса «паркетных» внедорожников принято считать компанию Suzuki. Это она в начале 90-х годов первой представила маленький и ставший очень популярным «джипик» Jimny/Samurai, а затем и Vitara. Быстро смекнув, что найдена новая ниша, корейцы выпустили на рынок свой SUV – KIA Sportage. Через некоторое время, поняв, что новый сегмент рынка успешно развивается и приносит прибыль, «застолбила» в нем место и Toyota, явившая миру RAV-4. А позже пополнил ряды «паркетников» еще один «японец» – Honda CR-V. Именно об этих пионерах сегмента рынка SUV мы и расскажем.
Данные модели появились в разные годы, и считать их прямыми конкурентами не вполне справедливо. Разница в ценах на них приличная – от $4,7 до 19,5 тыс. Вместе с тем, люди с различным уровнем доходов при покупке «паркетника» смогут подобрать себе наиболее подходящий вариант. Выбор становится более широким благодаря разнообразию модификаций участников нашего обзора. Так, Vitara и Sportage выпускались с 3- и 5-дверным кузовом универсал и кабриолет, а RAV-4 представлены 3- и 5-дверным универсалом. Исключение – Honda CR-V, которая производилась только с 5-дверным кузовом универсал.
Не стоит думать, что все эти автомобили имеют чистую «родословную». Для уменьшения себестоимости моделей, которые пользовались большой популярностью, выпуск некоторых SUV наладили не только в родных странах. Vitara может быть испанской, американской, индонезийской, Sportage – немецкой и российской, а CR-V – канадской сборки.
Toyota RAV-4
При покупке RAV-4, особенно первых годов выпуска, нужно проверить, как закрывается задняя (пятая) дверь. Если плохо, то, скорее всего, износились ее петли, так как дверь имеет большой «вылет», к тому же на ней размещена тяжелая полноразмерная «запаска».
RAV-4 не следует покупать в качестве основного автомобиля в семье. Не подходит он и высоким людям – салон автомобиля узкий и низкий. Зато багажник вместительный – его объем составляет 400 – 650 л.
Для автомобилей предусмотрено всего два бензиновых двигателя, моторесурс которых при своевременном обслуживании – свыше 350 тыс. км. «Роковая» встреча клапанов с поршнями при обрыве ремня ГРМ исключена конструктивно, хотя это не повод забыть о его замене. Одновременно нужно проверить состояние «помпы» – она приводится ремнем ГРМ. Каждые 100 тыс. км нужно регулировать тепловые зазоры клапанов (работа – $45).
Полноприводная трансмиссия и КПП (механическая и автоматическая) надежные. А вот независимую подвеску необходимо обслуживать каждые 40 тыс. км. При этом придется заменить втулки стабилизатора поперечной устойчивости и обязательно смазать эксцентриковые втулки регулировки развала задних колес. Если эти детали заржавеют, их придется срезать «болгаркой» и менять в сборе с тягой (одна работа обойдется в $100).
В рулевом управлении со временем разбивается втулка рулевого вала (запчасть – $5, работа – $25), а также может дать течь сальник червячного механизма (работа – $100, так как при этом нужно демонтировать рулевой механизм).
История |
1994 Toyota RAV-4 представлена 3-дверным универсалом 1995 Дебютирует 5-дверная модификация 1998 Рестайлинг. Представлен кабриолет 2000 Стартует второе поколение Toyota RAV-4
|
|
 |
 |
 |
 |
Надежные двигатели и трансмиссия |
 |
Постоянный полный привод |
 |
Хорошие устойчивость и управляемость |
 |
Вместительный багажник |
|
 |
Высокая стоимость автомобиля и запчастей |
 |
Дорогостоящее обслуживание |
 |
Маленький салон |
 |
Износ петель пятой двери и втулки рулевого вала |
|
 |
Цены на новые неоригинальные запчасти, $* |
Торм. колодки передн./задн. |
41/52 |
Воздушный фильтр |
12 |
Топливный фильтр |
25 |
Масляный фильтр |
5 |
Аморт. передн./задн. |
100/55 |
Сцепление (комплект) |
226 |
Цепь/натяж.ролик ГРМ |
33/53 |
*Цены могут отличаться в зависимости от модели, года выпуска и объема двигателя |
|
 |
Toyota RAV-4 |
Общие данные** |
Тип кузова |
универсал |
Дверей/мест |
5/5 |
Габариты Д/Ш/В, мм |
4115/1695/1660 |
База, мм |
2410 |
Дорожный просвет, мм |
200 |
Масса снаряженная, кг |
1220 |
Объем багажника, л |
400 – 650 |
Объем бака, л |
58 |
Трансмиссия |
Тип привода |
полный |
КПП |
5-ст. механ. или 4-ст. автом. |
Ходовая часть |
Тормоза передн./задн. |
диск. вент/бараб. |
Подвеска передн./задн. |
незав./незав. |
Шины |
215/70 R16 |
Двигатели |
Бенз. 4-цилиндр.: |
2,0 л (128 л. с.) 16V, 2,0 л (165 л. с.) 16V |
Стоимость |
от $8,5 до 18,5 тыс. * |
* Цена автомобиля зависит от года выпуска, состояния и комплектации ** Приведены данные наиболее популярной модификации с 5-дверным кузовом универсал |
|
Suzuki Vitara
Кузов Vitara установлен на мощной раме. Запасное колесо навешено на заднюю дверь. Со временем ее петли изнашиваются, и дверь плохо закрывается.
Салон узковатый – комфортно в нем будет только 4-м пассажирам, а багажник маленький.
Для Vitara предусмотрено самое большое количество двигателей – 6 (3 бензиновых и 3 дизельных). Но дизельные версии в Украине редкость. При своевременном обслуживании моторесурс силовых агрегатов составляет 300 – 400 тыс. км. Через каждые 90 тыс. км рекомендуется сменить ремень ГРМ и натяжной ролик. Одновременно желательно установить новый задний сальник коленвала, который к такому пробегу, как правило, пропускает масло.
Крестовины карданных валов «выхаживают» в среднем около 70 тыс. км, причем такой ресурс характерен только для оригинальных деталей (запчасть – $60, работа – $15). Подключение передней оси может осуществляться из салона – с помощью рычага «раздатки» или снаружи вручную – включением передних ступиц. По словам специалистов, более надежна конструкция с механическим включением передних ступиц. «Механика» и «автомат» не создают каких-либо характерных проблем.
Передняя независимая подвеска служит около 70 – 80 тыс. км, а задняя вообще «неубиваемая». Отмечены случаи выхода из строя редуктора рулевого механизма, на восстановление которого потребуется около $600.
История |
1989 Представлена 3-дверная версия Suzuki Vitara 1991 Начат выпуск 5-дверной модификации Vitara Long 1996 В стандарте – две передних airbag 1997 Выпуск Suzuki Vitara прекращен. Дебютирует наследник – Grand Vitara
|
|
 |
 |
 |
 |
Невысокая стоимость |
 |
Рамный кузов |
 |
Долговечная задняя подвеска |
 |
Хорошая проходимость |
|
 |
Узкий салон |
 |
Небольшой багажник |
 |
Износ петель задней двери |
 |
Возможна поломка редуктора рулевого мех-ма |
|
 |
Цены на новые неоригинальные запчасти, $* |
Торм. кол. передн./задн. |
40/98 |
Воздушный фильтр |
12 |
Топливный фильтр |
16 |
Масляный фильтр |
6 |
Аморт. передн./задн. |
60/50 |
Сцепление (комплект) |
228 |
Цепь/натяж.ролик ГРМ |
30/40 |
*Цены могут отличаться в зависимости от модели, года выпуска и объема двигателя |
|
 |
Suzuki Vitara |
Общие данные** |
Тип кузова |
универсал |
Дверей/мест |
5/5 |
Габариты Д/Ш/В, мм |
4125/1695/1700 |
База, мм |
2480 |
Дорожный просвет, мм |
200 |
Масса снаряж./полн., кг |
1360/1945 |
Объем багажника, л |
119 – 596 |
Объем бака, л |
70 |
Трансмиссия |
Тип привода |
задний – подкл. полный |
КПП |
5-ст. механ. или 4-ст. автом. |
Ходовая часть |
Тормоза передние/задние |
диск./бараб. |
Подвеска передн./задн. |
незав./завис. |
Шины |
215/65 R15 |
Двигатели |
Бензиновые |
4-цилиндровые: |
1,6 л (80 л. с.), 1,6 л (97 л. с.) 16V |
6-цилиндровые: |
2,0 л (136 л. с.) |
Дизельные 4-цилиндровые: |
1,9 л (68 л. с.), 2,0 л (71 л. с.) Turbo, 2,0 л (87 л. с.) Turbo |
Стоимость |
от $4,7 до 12 тыс. * |
* Цена автомобиля зависит от года выпуска, состояния и комплектации ** Приведены данные наиболее популярной модификации с 5-дверным кузовом универсал |
|
Kia Sportage

Sportage стоит дешевле конкурентов, у него рамная конструкция кузова и богатая комплектация. В стандарт входят: центральный замок, гидроусилитель руля, кондиционер, электростеклоподъемники и электрорегулировки наружных зеркал.
Все силовые агрегаты, которые выпускаются по лицензии Mazda, славятся по-японски высокой надежностью и выхаживают до капремонта не менее 300 тыс. км. Благодаря выточкам в днищах поршней не слишком заботливые владельцы ограждены от неприятностей, связанных с ремонтом силового агрегата при обрыве ремня ГРМ. А вот дизели таким преимуществом не располагают. Рекомендуемая периодичность замены ремня ГРМ на всех двигателях – каждые 60 тыс. км. В моторах с большим пробегом может прогореть прокладка выпускного коллектора (запчасть – $5, работа – $7). Отмечены также выходы из строя датчика холостого хода (запчасть – $80).
Вакуумные муфты (устанавливались после 1998 года), позволяющие включать передний мост на скорости до 80 км/ч, ненадежны. Нередко нарушается герметичность сальника этого узла, что приводит к его поломке. Поэтому лучше выбирать модификации со ступичными (блокируется вручную) муфтами или с «раздаткой» с ручным включением переднего моста. В «механике» долговечностью не отличается сальник кулисы рычага переключения передач (запчасть стоит $5, работа, требующая снятия КПП, – $100).
Передняя независимая подвеска служит долго. Ее особенность – верхняя шаровая опора меняется вместе с рычагом (запчасть – $60). Слабое место задней подвески – пружины, которые часто ломаются. При экстремальном вождении быстро выходят из строя втулки маятника рулевого механизма (запчасть – $20, работа – $28).
История |
1993 В Корее начат выпуск Kia Sportage 1994 Налажено производство автомобиля в Германии 1995 Внедорожник агрегатируют турбодизелем объемом 2,0 л (83 л. с.) 1998 Рестайлинг: новые бамперы, установка расширителей колесных арок и повторителей указателей поворотов. Серийно устанавливается ABS. В Калининграде (Россия) начат выпуск Sportage. 2002 На смену Kia Sportage приходит новая модель – Sorento
|
|
 |
 |
 |
 |
Невысокая стоимость автомобиля |
 |
Рамный кузов |
 |
Богатая базовая комплектация |
 |
Приличная проходимость |
|
 |
Ненадежные вакуумные муфты подключения передней оси |
 |
Недолговечность задних пружин |
 |
Возможный выход из строя датчика холостого хода |
 |
Течь сальника кулисы рычага переключения передач |
|
 |
Цены на новые неоригинальные запчасти, $* |
Передн. тормозные колодки |
42 |
Задние тормозные колодки |
47 |
Воздушный фильтр |
11 |
Топливный фильтр |
14 |
Масляный фильтр |
8 |
Амортизатор передний |
72 |
Амортизатор задний |
53 |
Сцепление, комплект |
146 |
Ремень ГРМ |
45 |
Ролик ГРМ |
28 |
*Цены могут немного отличаться в зависимости от модели, года выпуска и объема двигателя |
|
 |
Kia Sportage |
Общие данные** |
Тип кузова |
универсал |
Дверей/мест |
5/5 |
Габариты Д/Ш/В, мм |
4245/1730/1695 |
База, мм |
2650 |
Дорожный просвет, мм |
200 |
Масса снаряж./полн., кг |
1440/1930 |
Объем багажника, л |
347 – 640 |
Объем бака, л |
60 |
Ходовая часть |
Тормоза передние/задние |
диск./бараб. |
Подвеска передн./задн. |
незав./завис. |
Шины |
205/75 R15 |
Трансмиссия |
Тип привода |
задний – подключ. полный |
КПП |
5-ст. механ. или 4-ст. автомат. |
Двигатели |
Бензиновые 4-цилиндровые: |
2,0 л (95 л. с.), 2,0 л (128 л. с.) 16V |
Дизельные 4-цилиндровые: |
2,0 л (83 л. с.)Turbo, 2,2 л (68 л. с.) |
Стоимость |
от $5,0 до 15 тыс. * |
*Цена автомобиля зависит от года выпуска, состояния и комплектации ** Приведены данные наиболее популярной модификации с 5-дверным кузовом универсал |
|
Honda CR-V
Этот «паркетник» – самый «молодой» участник нашего обзора, что вкупе с высоким японским качеством служит залогом беспроблемной эксплуатации. Honda CR-V очень практичный автомобиль, который порадует своих владельцев просторным и комфортабельным салоном с множеством карманов и ниш для мелочевки, а также вместительным багажником, напольная ниша которого при необходимости становится раскладным столиком (его очень удобо использовать на отдыхе за городом). Увеличивает функциональность этого паркетника и двухстворчатая пятая дверь. Каждая ее половинка открывается отдельно – верхняя (заднее стекло) и нижняя (металлическая дверь).
Все CR-V оснащались бензиновым 2,0-литровым агрегатом. Сначала он развивал мощность 135 л. с., а затем его форсировали до 147 л. с. Каких-либо «сюрпризов» в процессе эксплуатации этот двигатель не преподносит. При надлежащем обслуживании он способен прослужить свыше 400 тыс. км. Но не стоит забывать о замене ремня ГРМ и натяжного ролика (эту процедуру рекомендуется выполнять каждые 100 тыс. км).
Надежны и КПП (как механические, так и автоматические), а вот к трансмиссии есть замечания. Самое серьезное – к пробегу в 200 тыс. км у некоторых автомобилей были зафиксированы случаи выхода из строя передней крестовины карданного вала (запчасть стоит $2100, так как поставляется только в сборе с карданом). Более доступная альтернатива – заказать карданный вал в отечественном спеццентре.
Независимая подвеска Honda CR-V долговечна, однако следует обратить внимание, что ее обслуживание обходится недешево. К примеру, задние сайлент-блоки в оригинале поставляются только в сборе с продольными рычагами (запчасть стоит около $300). Хотя неоригинальный сайлент-блок можно купить отдельно всего за $45. Наконечники рулевых тяг способны «выходить» до 80 тыс. км.
История |
1996 Дебют первого «паркетного» внедорожника в семействе Honda. Новый CR-V комплектуется 2,0-литровым бензиновым мотором мощностью 135 л. с. На автомобиль устанавливается только АКПП 1997 У покупателей появилась возможность приобрести CR-V с механической коробкой передач 1998 Мощность 2,0-литрового силового агрегата увеличена до 147 л. с. 2000 Модель подверглась рестайлингу: установлены новые бамперы и решетка радиатора. В салоне появились новые сиденья с более развитой боковой поддержкой 2002 Представлено второе поколение Honda CR-V
|
|
 |
 |
 |
 |
Надежность большинства узлов и агрегатов |
 |
Просторный и комфортабельный салон |
 |
Вместительный багажник |
 |
Хорошие устойчивость и управляемость |
 |
Большой дорожный просвет |
|
 |
Высокая стоимость машины |
 |
Дорогие запчасти и обслуживание |
 |
Возможный выход из строя крестовины карданного вала |
 |
Посредственная проходимость |
|
 |
Цены на новые неоригинальные запчасти, $* |
Передние тормозные колодки |
50 |
Задние тормозные колодки |
75 |
Воздушный фильтр |
19 |
Топливный фильтр |
27 |
Масляный фильтр |
5 |
Амортизатор передний |
90 |
Амортизатор задний |
90 |
Сцепление, комплект |
235 |
Ремень ГРМ |
45 |
Ролик ГРМ |
45 |
*Цены могут отличаться в зависимости от модели, года выпуска и объема двигателя |
|
 |
Honda CR-V |
Общие данные** |
Тип кузова |
универсал |
Дверей/мест |
5/5 |
Габариты Д/Ш/В, мм |
4520/1750/1705 |
База, мм |
2620 |
Дорожный просвет, мм |
210 |
Масса снаряж./полн., кг |
1480/1900 |
Объем багажника, л |
375 – 670 |
Объем бака, л |
58 |
Трансмиссия |
Тип привода |
пер. – подкл. полный*** |
КПП |
5-ступ. механ. или 4-ст. автомат. |
Ходовая часть |
Тормоза передние/задние |
диск. вент./бараб. |
Подвеска передняя/задняя |
незав./незав. |
Шины |
205/70 R15 |
Двигатели |
Бензиновые |
2,0 (135 л. с.) |
4-цилиндровые: |
2,0 (147 л. с.) |
Стоимость |
от $13 до 19,5 тыс. * |
*Цена автомобиля зависит от года выпуска, состояния и комплектации ** Данные для модификации с 5-дверным кузовом универсал *** Автоматически, вискомуфтой |
|
Итоги: паркетник паркетнику – рознь

Итак, сравним потребительские качества участников нашего обзора. Самая удобная и практичная машина – Honda CR-V. В ее салоне легко и удобно разместятся пять человек. При этом они не будут испытывать недостатка в свободном месте над головой и от коленей до спинок передних кресел. Самый маленький салон у Toyota RAV-4 – в нем нормально будут чувствовать себя только четыре человека невысокого роста. Правда, эта машина меньше всех остальных – ее высота всего 1660 мм, ширина – 1695 мм и колесная база – 2410 мм. Ненамного удобнее в Suzuki Vitara – ширина такая же, как и у RAV-4, хотя колесная база и длина больше. Внутри Kia Sportage поместятся пять человек, но им будет менее удобно, чем в CR-V.
По объему багажного отделения – 400 л в «походном» состоянии – лидирует RAV-4, а вот самый маленький багажник у Vitara – всего 119 л. Хотя при необходимости багажное отделение всех автомобилей можно увеличить, сложив задние сиденья.
Уверенней всего чувствует себя на дороге RAV-4 – его трансмиссия оснащена постоянным полным приводом, позаимствованным у раллийной Toyota Celica GT-Four. Передняя и задняя подвески – независимые. Все это, «плюс» несущий кузов обеспечивает «паркетнику» завидную устойчивость и управляемость, почти как у легкового автомобиля. А вот выбраться из небольшой внедорожной ловушки RAV-4 поможет блокируемый межосевой дифференциал.
Honda CR-V также имеет несущий кузов и независимые подвески передних и задних колес. Однако чаще она ездит как обычный переднеприводной автомобиль, а задняя ось подключается автоматически с помощью вискомуфты только при проскальзывании передних колес. Каких-либо блокировок дифференциалов ее трансмиссия не имеет, поэтому далеко съезжать с твердых дорог на ней не рекомендуется.
Покупку Toyota RAV-4 и Honda CR-V можно порекомендовать автолюбителям, которые ездят преимущественно в городе, а если покидают его пределы, то не для того, чтобы забираться в лесные чащи, прокладывать тропы в песках, устраивать ралли-рейды или прорываться к дачному участку по раскисшей дороге. К тому же эти «паркетники» стоят дорого (см. табл.), а на их запчасти и обслуживание также потребуется больше денег, чем для остальных участников обзора.
Другое дело Suzuki Vitara и Kia Sportage. Они и стоят дешевле – «японец» по причине более почтенного возраста, а «кореец» ввиду меньшей престижности. Да и обслуживание и запчасти более доступны. В пределах города оба автомобиля ведут себя как обычные «заднеприводники». Дело в том, что они оснащены трансмиссией Part Time 4 WD, не оборудованной межосевым дифференциалом. Как следствие, при включенном полном приводе разница в прохождении пути колес передней и задней оси компенсируется их проскальзыванием. Поэтому включать полный привод на твердом покрытии не рекомендуется – это повышает износ трансмиссии и шин, а также заметно ухудшает управляемость.
Зато вне асфальтовых дорог Vitara и Sportage чувствуют себя намного увереннее, чем Toyota RAV-4 и Honda CR-V. Судите сами, конструкции «японца» и «корейца» такие же, как и классических внедорожников – рамная конструкция кузова, неразрезной задний мост с самоблокирующимся межколесным дифференциалом и «раздатка» с пониженными передачами. Конечно, Vitara и Sportage не сравнятся с настоящими «проходимцами», например, MB G-класса или Nissan Patrol, но на бездорожье дадут «фору» многим «паркетникам».
Suzuki Vitara и Kia Sportage идеально подойдут городским жителям, у которых есть дачный участок вдалеке от асфальтовых дорог, а также тем, кто любит отдыхать, занимаясь охотой или рыбалкой и при этом предпочитает добираться к месту назначения на своем автомобиле.
 |
Внедорожный арсенал |
Передн. подвеска |
Suzuki Vitara |
Kia Sportage |
Toyota RAV-4 |
Honda CR-V |
незав. |
незав. |
незав. |
незав. |
Задн. подвеска |
завис. |
завис. |
незав. |
незав. |
Тип привода |
подкл. полн. |
подкл. полн. |
полн.* |
подкл. полн.** |
Понижен. ряд передач |
+ |
+ |
– |
– |
Дорожный просвет, мм |
200 |
200 |
200 |
210 |
Блокировка дифф. задн. моста |
+ |
+ |
– |
– |
* Принудительная блокировка межосевого дифференциала ** Автоматическое подключение заднего моста с помощью вискомуфты |
|
Юлий Максимчук
Фото Сергея Кузьмича, Юрия Нестерова и Андрея Яцуляка
Редакция благодарит СТО СП «Автосаммит ЛТД», «Днипро Мотор Инвест», «Ника Автосервис», «Japan Avto Servise» и автомагазин «Евроавто+» СП «В.М.С.» за помощь в подготовке материала
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.