X

Обзор б/у Skoda Superb B6: выбираем живой экземпляр

Среди все моделей концерна Volkswagen, традиционно популярных в Украине, Skoda Superb, пожалуй, стоит особняком. Автомобиль, принадлежа к самой народной марке VAG`а, относительно недорог, но является при том самым крупным и солидным среди не-кроссоверов. Такое сочетание качеств привлекает немалое число посетителей украинских авторынков. «Автоцентр» разбирался, чего стоит подержанный «Сьюперб» второго поколения (2008–2015 г.в.) на самом деле.

История модели  Skoda Superb

 Для начала стоит напомнить, что имя Superb следует читать не «супер б», а «сьюпёрб». Потому что именно так звучит английское слово «превосходный», которое имели в виду чешские маркетологи, подбирая когда-то имя для новой модели.

2001–2008 Чешская компания Skoda Auto производит седан Superb. Он стал первым в новой истории марки автомобилем класса D (бизнес-класс).
03.2008 На Женевском автосалоне представлено второе поколение Superb’а с базовым кузовом лифтбек и с трансформируемой дверью багажника, превращавшей машину в седан.
09.2009 Начато производство 5-дверного универсала Combi.
05.2010 Модернизация мотора 1.8 TSI. Турбодизельный агрегат 1,9 л на Superb был заменен на более современный двигатель 1,6 л такой же мощности (105 сил).
06.2013 Рестайлинг модели.
03.2015 Представлена очередная, третья генерация Skoda Superb.

Автомобиль с таким амбициозным именем и вправду неплох. В 2009 году герой нашего материала завоевал почетное звание «Лучший автомобиль года в Украине», подобные титулы модель второго поколения получала в Великобритании, Германии, Австралии. В самой Чехии Skoda Superb в топовой комплектации Laurin & Klement традиционно служит для официальных выездов Президента Чешской республики. Президентский Superb II был с мотором 3,6 л (260 л.с.), полным приводом и бронированным кузовом.

Техническая база второго «Сьюпёрба» аналогична с VW Passat (хотя длина и база Skoda больше) и Audi А4. Все официально проданные Superb’ы этого поколения имеют украинские таблички под капотом: они собирались крупноузловым способом на заводе «Еврокар» в селе Соломоново Закарпатской обл. Кроме того, такие машины завозятся подержанными из Европы, особенно заметное число – в апреле–июне 2022 г., когда действовала так называемая «нулевая растаможка».

Кузов Skoda Superb

«Шкода» умеет удивить, причем в отличие от иных марок, не столько абстрактными материями типа стиля, сколько практичностью. Дверь багажника у Superb II двойная, с собственным именем  Twindoor. Если поднимать лишь одну ее часть, машина будет выглядеть седаном. Поднимая обе объединённые части, пользователь получает большой проем кузов, как у хетчбека.

Superb II с кузовом универсал – а есть и такая версия кузова – встречается в Украине относительно редко. Хотя снова-таки, благодаря открытым на три месяца границам в 2023 г. и усилиям перегонщиков, этих практичных автомобилей в стране стало больше.

Существенное преимущество Superb’а перед многими конкурентами, да и моделями классом выше – простор на заднем сиденье, где можно ехать развалившись, как в представительском лимузине. Еще один весомый для многих владельцев плюс – внушительный объём багажника (565/1670 л у лифтбека и 605/1835 л у универсала) и вполне отвечающая ему грузоподъемность (под 650 кг).

Высока и безопасность Superb’а – по результатам краш-тестов EuroNCAP в 2009 году он завоевал максимальные 5 звезд.

Проблемы кузова «Сьюперба»

Отделка интерьера подчеркивает высокий статус авто, при том что дорогие версии порадуют дополнительными опциями. Если привередничать, можно придраться к обзорности, ее несколько ограничивают заваленные передние стойки кузова, широкие задние стойки, а у лифтбеков еще и высокая корма. Вопросы к качеству тоже есть, хотя кому-то они покажутся пустяковыми: со временем стирается черная краска на кнопках электростеклоподъемников, а от попадания влаги они могут выйти из строя. От неловкой чистки или случайного увлажнения может вздуться обшивка дверной карты, а еще затирается ручка рычага КП.

Чтобы система кондиционирования служила без проблем, необходимо раз в два года менять масло и заправлять качественный хладагент. Те из владельцев, кто этого не делал, уже меняли уплотнения в местах соединений трубопроводов и агрегатов системы.

Как и у всех «Шкод», особых претензий к коррозионной стойкости у этой модели нет. Разве что на машинах с большим пробегом проявляется типичная и для «Октавий» проблема: уплотнители дверей протирают краску и грунт в дверном проеме, и там появляется легкая ржавчина.

Хитрая крышка багажника, как водится, имеет и минусы. Если часто использовать ее по-седанному, то со временем переламываются провода в жгуте, проходящем слева в месте складывания двух половинок. Из-за этого отказывает привод замка крышки и подсветка багажника; кроме того, в замке багажника иногда отказывает встроенный выключатель-концевик, а в подсветке номерного знака ржавеют контакты плафонов.

 Какой мотор Superb II лучше

Моторная линейка Superb’а типична для VAG’овских машин: если бензиновые – то турбомоторы типа TSI, если дизельные – то неубиваемые насос-форсуночные или «коммон-рейловые» агрегаты TDI. Особняком стоят топовые бензиновые моторы: атмосферный рядно-смещенный 3,6-литровый гигант VR6 на 260 л. с. и 2,0-литровый 200-сильный TSI. Оба достаточно сложны, поскольку имеют так называемое послойное смесеобразование с непосредственным впрыском бензина.

На машинах, завезенных или собранных в Украине, чаще встречаются бензиновые моторы 1.8 TSI и турбодизельные 2.0 TDI. Самым надежным из них оказался солярочный двигатель. Его топливная аппаратура неплохо переваривает наше дизтопливо. Долго служат и турбокомпрессоры. Эти агрегаты часто хвалят за хорошую тяговитость (максимальный крутящий момент в 320 Нм достигается уже с 1750 об/мин), экономичность (расход в городском цикле машины с МКП – около 7 л на сотню) и неплохую динамику – в районе 10 секунд до 100 км/ч.

Увы, бензиновый агрегат 1.8 TSI менее удачен. Основная к нему претензия – он грешит повышенным потреблением масла (при активной езде потребляет 500–800 г на 1000 км). Эксплуатация с недостаточным уровнем смазки приводит к проблемам с гидронатяжителем цепи ГРМ. Цепь проскакивает по шестерне коленвала, провоцируя катастрофическую встречу клапанов с поршнями (чаще это происходит при пуске холодного двигателя). Не особо долговечной оказалась и сама цепь – за ее состоянием на этих моторах нужно следить особо.

Кроме того, в моторе 1.8 TSI чаще, чем это обычно бывает, отказывает топливного насоса высокого давления, из-за чего двигатель неожиданно глохнет или вообще не заводится. Свои проблемы имеет помпа – она теряет герметичность и безбожно шумит при работе. Однако в середине 2010 года производитель модернизировал 1,8-литровый агрегат, устранив все имеющиеся недостатки, в том числе и повышенный масляный аппетит. Важно также своев­ременно менять свечи, непременно используя модели с иридиевыми наконечниками электродов. В принципе, на старых свечах двигатель тоже работает, но в случае их сбоев выходят из строя индивидуальные катушки зажигания.

С возрастом оба бензиновых турбомотора, особенно выпуска до 2013 г., начинают потеть маслом и «доставать» владельца мелкими пакостями типа отказа термостата и сюрпризов со стороны помпы и маслонасоса.

Более надежен и долговечен большой бензиновый двигатель VR6, но со временем и он демонстрирует те же симптомы усталости.

Досадная проблема «Супер Б»

Не связана с высокими технологиями еще одна беда всех моторов Superb`а: пространство между радиаторами системы охлаждения и кондиционера забивается пухом, пылью и засохшими насекомыми. Проход воздуха через теплообменники нарушается, двигатель греется, особенно в пробках и с включенным кондиционером, чаще включается электровентилятор радиаторов. Если не обращать внимания на такие симптомы и вовремя не почистить радиаторы, это приводит к отказу электровентилятора, поскольку он не может работать непрерывно. Этот узел стоит недешево, фирменный обойдётся в районе 12 тыс. грн. Еще хуже, если водитель прозевает отказ «дуйчика» и перегреет мотор – серьёзного ремонта не избежать.

 “Автоматы” DSG – для рисковых

Skoda Superb (2008–2015 г.в.) оснащалась тремя типами коробок передач – 5- или 6-ступенчатой механикой, 6- или 7-ступенчатым роботом DSG и 6-ступенчатым гидромеханическим автоматом. К счастью, большее распространение в Украине получили версии с традиционной МКП, хотя при желании несложно будет найти и комплектацию c роботизированным агрегатом; классическая АКП достаточно редкая на нашем вторичном рынке.

Как и следовало ожидать, более надежной выглядит механическая трансмиссия. Покритиковать можно только дизельные версии – в них уже при 150 тыс. км случается выход из строя двухмассового маховика. Симптомы – щелчки, стуки и так называемое «совение» (от слова сова) при начале движения и работе на холостом ходу.

А вот покупка версии с автоматом-роботом DSG рекомендована скорее людям, склонным к приключениям. Агрегаты с двумя сцеплениями тех поколений не отличаются большим ресурсом – в лучшем случае пробегают 150 – 200 тыс. км, и к сегодняшнему дню большинство из них уже пережило ремонт или замену АКП. Если конкретно, в DSG «Сьюпербов» случаются проблемы с ЭБУ (так называемый мехатроник) – неприятные рывки при переключении передач (обычно при переходе с первой на вторую передачу и включении задней). Причем неприятности могут поджидать вне зависимости от пробега. Иногда проблема решалась путем самоадаптации сцепления через перепрошивку ЭБУ, а если это не поможет, приходилось менять пришедший в негодность блок мехатроника или износившийся пакет сцеплений.

Более надежен классический гидромеханический автомат Aisin, которым комплектовалась часть машин с 1,8-литровым мотором.

Большинство Superb’ов – переднеприводные автомобили, хотя существуют модификации с трансмиссией 4х4. Впрочем, их покупки можно не бояться – по утверждению механиков, агрегаты полного привода имеют хороший ресурс и долго служат без проблем. Но есть одно условие – вовремя менять масло в муфте Haldex.

Типично «шкодовская» подвеска

Подвеска у Superb’а типичная для всех больших Skoda – в меру сбитая, в меру комфортная на неровностях. Она обеспечивает этому крупному и массивному автомобилю отличную курсовую устойчивость, что хорошо ощущается на загородных магистралях при высоких скоростях. Благодаря выгодному соотношению масс вполне приемлема и плавность хода многих версий – она лучше, чем у сестрички-современницы Octavia А5. Жесткими покажутся только дорогие версии «Сьюперба» с низкопрофильными шинами 17-ти и 18-тидюймовой размерности.

Конструктивно ходовая Superb второго поколения аналогична, к примеру, той же Octavia А5: впереди используется McPherson, сзади многорычажка, на обеих осях есть стабилизатор поперечной устойчивости.

Опыт эксплуатации на отечественных дорогах давно показал, что подвеска Superb’а отличается долговечностью. На новых машинах первые замены начинались на 80 тыс. км, речь о задних сайлент-блоках передних рычагов. Стойки стабилизатора могут продержаться 80–100 тыс. км, а передние сайлент-блоки – до 140 тыс. км. Ресурс шаровых опор передка – под 200 тыс. км.

В задней подвеске к 80 тыс. км могут потребовать замены отбойники задних амортизаторов и стойки стабилизатора, а вот их втулки способны прослужить куда дольше – до 150 тыс. км. К 120–150 тыс. км изнашиваются резинки задних развальных рычагов (оригинальная запчасть в сборе – около 650 грн.). А вот сайлент-блоки всех прочих задних рычагов сегодня еще вполне могут быть родными, поскольку способны выдержать пробег под 200 тыс. км.

Стоит знать, что при обслуживании ходовой нужно быть готовым к осложнениям. Так, стальные болты крепления обоймы задних сайлент-блоков передка быстро прикипают к алюминиевому подрамнику, а при откручивании даже в условиях хорошей мастерской они легко ломаются. Подобная картина наблюдается и с креплением задних развальных рычагов, если при регулировках мастер не смазывал болты и обойму сайлент-блоков.

Реечное рулевое управление Superb’а оснащено электроусилителем, хорошо зарекомендовавшим сея в работе. Наконечники рулевых тяг способны пробежать 100–150 тыс. км, а сами тяги – еще дольше. Нет претензий и к тормозной системе – она эффективна, не имеет слабых мест и обычно работает без проблем. Тем не менее, в том возрасте, в каком пребывают многие из продающихся в Украине Superb, уже стоит уделать внимание суппортам и гидравлике привода; на многих машинах наверняка требуется замена тормозных дисков.

Резюме «АЦ»

Superb – для тех, кому нужно комфортабельное, просторное и вместительное авто. По этим показателям он один из лучших среди конкурентов, хотя и стоит дороже многих из них. Надежность этой машины безупречной не назовешь, но у нее есть достаточно другиз преимуществ. Советуем выбирать версии с турбодизелем или бензиновым мотором 1,8 – 2,0 л, с МКП или классическим гидроавтоматом. И желательно – выпуска после 2011-2013 гг.

Технические характеристики Skoda Superb II (2008 – 2015)

Общие данные
Тип кузова – лифтбек, универсал
Дверей/мест – 5/5, 5/5
Габариты, Д/Ш/В, мм –  4840/1815/1460 і 4840/1815/1510
База, мм – 2760
Масса снаряженная/полная, кг – 1435/2075/640 и 1455/2095/640
Объем багажника, л – 565/1670 і 605/1835
Объем бака, л – 60

Двигатели
Бензиновые 4­-цилиндр.: 1,4 л 16V TSI (125 л.с.), 1,8 л 16V TSI (160 л.с.)
Бензиновый 6-­цилиндр.: 3,6 л VR6 (260 л.с.)
Дизельные 4­-цилиндр.: 1,9 л 8V Turbo (105 л.с.), 2,0 л 16V Turbo (140/170 л.с.)

Трансмиссия
Тип привода – передн., повн.
КП – 5-ст./6-ст. МКПП, 6-ст. АКП, 6-ст./7-ст. DSG

Ходовая часть
Тормоза передние/задние – диск. вент./диск.
Подвеска передняя/задня – незав./незав.
Шины – 205/55 R16, 215/60 R17, 225/45 R17, 225/40 R18

Цена в Украине, $  от 7 000 до 18 000