Citroёn С4 VTS, Honda Civic TypeR, Seat Leon FR, VW Golf IV GTI: Генераторы адреналина
Эти «горячие хэтчи» при динамичной езде могут спровоцировать настоящий ураган эмоций. Впрочем, бывалые «спортсмены» способны дарить не только радость…
Эти «горячие хэтчи» при динамичной езде могут спровоцировать настоящий ураган эмоций. Впрочем, бывалые «спортсмены» способны дарить не только радость…
В нашем обзоре – «горячие» хэтчбеки гольф-класса Citroёn С4 VTS, Honda Civic TypeR, Seat Leon FR и VW Golf IV GTI. Два последних созданы концерном Volkswagen и используют общую техническую начинку, но «оболочка» у них полностью оригинальная. Наиболее распространены в Украине С4 VTS и Leon FR (до 2003 года носил название Top Sport), а чтобы подыскать «японца» и «немца», придется постараться. Для покупки данных автомобилей потребуется от $9,5 тыс. (за самый старый Golf GTI) до $21 тыс. (за самый «свежий» С4 VTS).
Важно знать…
С4 VTS и Civic TypeR выпускались только в 3-дверном исполнении, а Leon FR – в более практичном 5-дверном. Выбор кузовов предлагает только Golf GTI – этот хэтчбек мог быть как 3-, так и 5-дверным.
Поскольку «горячие хэтчи», как правило, покупают приверженцы быстрой езды, состояние подержанных экземпляров напрямую зависит от активности их владельцев за рулем и заботе о своих «болидах».
Наделенные спортивным темпераментом, эти хэтчбеки могли побывать в дорожных передрягах, поэтому при покупке любого их них важно провести квалифицированную диагностику кузова. Наличие ржавчины – первый признак аварийного прошлого, ведь все авто отличаются неплохой стойкостью к коррозии.
С4 VTS – самая «свежая» модель с наиболее современным оснащением (поворотная ксеноновая оптика, панорамная крыша и пр.). Впрочем, это оборудование могло создать проблемы. Есть претензии к состоянию некоторых кузовных деталей у Leon FR и Golf GTI (см. «Ресурс и ремонт»).
При этом обе модели концерна VW наиболее практичны – они отличаются самыми просторными салонами, наиболее вместительными багажниками и самой большой грузоподъемностью. Единственный недочет Leon FR – погрузочный проем его багажника самый узкий, а наиболее широкий – у С4 VTS. Civic TypeR порадует особенностью, которой нет у конкурентов – пол в салоне полностью ровный, что способствует удобной посадке задних пассажиров, хотя втроем там теснее всего. Претензии к обзорности есть у всех, за исключением «японца».
В оформлении салонов всех авто отражен их спортивный темперамент (см. фото); обшивка валиков боковой поддержки может быть изрядно изношенной (чаще – на водительском кресле). У самых старых 3-дверок Civic TypeR и Golf GTI могут быть изношены петли дверей (чаще водительской) – их двери больше по размеру и тяжелее, чем в 5-дверных версиях.
Самый быстрый
У каждой из «заряженных» моделей под капотом только один силовой агрегат. Исключение – Golf GTI, для которого была предусмотрена довольно широкая линейка мощных двигателей; есть даже дизельный мотор (см. табл.). Впрочем, наиболее распространены версии с агрегатом 1,8 T (таким же, как на Leon FR).
Если взять за основу заводские показатели новых авто, то самая быстрая модель – Civic TypeR (ускоряется до «сотни» за 6,6 с), а самая медленная – С4 VTS (8,3 с). Спринтерские возможности «родственников» практически одинаковы – 7,7 с до 100 км/ч у Leon FR и 7,9 с у 180-сильного Golf GTI (играет роль большая масса VW и разные передаточные числа КП). Впрочем, если автомобиль был доработан предыдущим владельцем, его динамические показатели могут быть лучше. Проще всего сделать недорогой тюнинг турбированных агрегатов VW – путем чиповки ЭБУ двигателя (реально добавить до 20 «лошадок» и около 80 Нм). В свою очередь, стоковые версии всех участников обзора с возрастом могут потерять былую прыть: учитывая активность их предыдущих владельцев, агрегаты и узлы данных машин изнашиваются быстрее, чем у «гражданских» моделей. Так что при покупке подержанного «спортсмена» необходима его квалифицированная диагностика.
Что касается характерных проблем двигателей, то меньше всего их выявлено у С4 VTS и Civic TypeR, а у агрегатов VW их больше (см. «Ресурс и ремонт»).
Почти все участники обзора – переднеприводные модели. Хотя отметим, что в Украину была завезена небольшая партия модификаций Leon Top Sport (до 2003 г.) с полным приводом. Он аналогичен фольксвагеновскому 4Motion с электронно управляемой муфтой Haldex, подключающей задние колеса при пробуксовке передних. Правда, найти такую версию непросто.
Как и подобает «спортсменам», все авто оснащены механическими КП. Самые беспроблемные агрегаты – у С4 VTS, а с «механикой» остальных моделей могут быть проблемы (см. «Ресурс и ремонт»).
Жестко, но уверенно!
Активная езда на этих «горячих хэтчах» доставляет истинное удовольствие. Довольно жесткая подвеска вместе с низкопрофильной резиной обеспечивает всем машинам отличную устойчивость, а активному драйву способствуют острое рулевое и эффективные тормоза. Впрочем, в виражах более уверенно ведет себя Civic TypeR – обе его подвески независимые, причем задняя – многорычажная, тогда как у остальных применяется более простая балка скручивания.
В ходе тюнинга доработкам могли быть подвергнуты и подвески: установлены заниженные пружины, спортивные амортизаторы или регулируемые по высоте стойки, более крепкие полиуретановые сайлент-блоки и «резинки» стабилизатора и др. Подобные усовершенствования способствуют еще лучшей устойчивости автомобиля, но при этом ходовая становится очень жесткой. Сказать что-либо по поводу срока службы такой подвески сложно, но штатные ходовые всех участников обзора имеют приблизительно одинаковый ресурс. Так, сайлент-блоки передних рычагов могут прослужить около 100 тыс. км (у моделей концерна VW – 80 тыс. км), шаровые опоры и «резинки» задней подвески – до 150 тыс. км. Чаще придется менять «расходники» стабилизаторов – около 40 тыс. км служат втулки у Civic TypeR, Leon FR, Golf GTI и стойки у С4 VTS.
Рулевое всех машин имеет недостатки, но самые безобидные они у Civic TypeR. Отлично служат и тормозные системы, и только на старых авто концерна VW возможен выход из строя включателя («жабки») задних стоп-сигналов.
Citroёn С4 VTS. Рейтинг «Автоцентра» 3
Ресурс и ремонт
Кузов и салон | |
Наиболее доступная рыночная цена. Самые оригинальные внешность и интерьер. Современное оснащение, которого нет у конкурентов. Широкий погрузочный проем багажника. | Ломается жгут проводки между крышей и крышкой багажника. Возможен выход из строя подогрева передних сидений, привода дверных замков, может треснуть панорамная стеклянная крыша (версии 2005 г.). Окисление разъемов подключения датчиков положения кузова (отказывает поворотная ксеноновая оптика). Боковую видимость перекрывают передние стойки, а задний обзор – широкие задние стойки. Наименьший запас места над головой на галерке. Износ обшивки валиков боковой поддержки (чаще – на водительском кресле). |
Силовой агрегат и трансмиссия | |
У двигателей нет серьезных проблем. «Механика» – самая надежная. | Течь прокладки датчика температуры охлаждающей жидкости, чувствительность к качеству топлива. Выход из строя подшипника муфты включения кондиционера (после 150 тыс. км). |
Подвеска, рулевое, тормоза | |
Неплохой ресурс подвески. Беспроблемные тормоза. | При больших пробегах возможен отказ электроусилителя руля. Недолговечные рулевые тяги (30–40 тыс. км). |
Резюме
Третье место у Citroёn С4 VTS – 388 баллов. Эта модель как нельзя лучше подойдет любителям оригинальных вещей – по дизайну «француз» ярче остальных. К важным достоинствам следует отнести богатое современное оснащение и самую доступную стоимость. Однако по динамическим возможностям он отстает от остальных, и тем, кто любит «погорячее», рекомендуем обратить внимание на другой «хэтч».
Honda Civic TypeR. Рейтинг «Автоцентра» 4
Ресурс и ремонт
Кузов и салон | |
Отличительная особенность салона, способствующая более удобной посадке, – полностью ровный пол. | Наименее просторный салон. На машинах 2005 года может оборваться трос дистанционного открытия лючка бензобака. Износ обшивки валиков боковой поддержки (чаще – на водительском сиденье). Износ петель водительской двери (3-дв. версии). |
Силовой агрегат и трансмиссия | |
Двигатель – самый беспроблемный и обеспечивает наилучшую динамику среди стоковых версий. | Моторы дороже в содержании из-за необходимости частой регулировки тепловых зазоров клапанов (каждые 45 тыс. км). При больших пробегах – выход из строя опорных подшипников валов (МКП). Скрип при выжиме педали сцепления (экз. 2001-2002 гг.). |
Подвеска, рулевое, тормоза | |
Наилучшая устойчивость при прохождении виражей и резком маневрировании за счет задней «многорычажки». Высокая долговечность подвески. Надежные тормоза. | Замена ряда рычагов вместе с сайлент-блоками. При активной рулежке (например, при слаломе) перегревается и выключается электроусилитель руля. «Расходники» рулевого служат меньше, чем у моделей VW. |
Резюме
Аутсайдером стала Honda Civic TypeR – в ее активе всего 372 балла. Главным образом на это повлияла самая высокая стоимость содержания и наихудшая практичность: у этой модели наименьшие клиренс, салон и багажник. При этом TypeR очень хороший «спортсмен» – его двигатели обеспечивают самую высокую динамику, а полностью независимая подвеска – наилучшую устойчивость.
Seat Leon FR. Рейтинг «Автоцентра» 1
Ресурс и ремонт
Кузов и салон | |
Широкое распространение. Салон – один из самых просторных, багажник и грузоподъемность – из наибольших. | Отказ дверных концевиков. Поломка подвесной опоры выхлопной системы. Износ обшивки валиков боковой поддержки (чаще – на водительском сиденье). Широкие задние стойки немного ограничивают обзорность. Самый узкий погрузочный проем багажника. |
Силовой агрегат и трансмиссия | |
Турбоагрегаты легко поддаются форсировке с прибавлением приличной мощности и крутящего момента. | Износ электрогидронатяжителя механизма регулировки фаз (к 150 тыс. км). Теряет герметичность прокладка кожуха механизма регулировки фаз. Возможны поломки индивидуальных катушек зажигания, разрушение пластиковой крыльчатки «помпы», датчика температуры охлаждающей жидкости. При агрессивной езде не исключен выход из рабочего положения осей сателлитов дифференциала, которые затем разбивают картер КП. |
Подвеска, рулевое, тормоза | |
Неплохой ресурс подвески. Рулевые тяги долговечнее, чем у конкурентов (служат более 150 тыс. км). | Меньший, чем у «француза» и «японца», ресурс задних сайлент-блоков передних рычагов (80 тыс. км). Возможен отказ «жабки» задних стоп-сигналов и течь сальников рулевой рейки (при больших пробегах). |
Резюме
Лучший «горячий» хэтчбек – Seat Leon FR (395 баллов). Он порадует отличными спринтерскими качествами, уступая лишь Honda Civic TypeR, и вполне приемлемой надежностью, а благодаря своей практичности подходит для повседневной езды в качестве семейного авто.
VW Golf IV GTI. Рейтинг «Автоцентра» 2
Ресурс и ремонт
Кузов и салон | |
Только GTI предлагает выбор кузовов. Салон этой модели – один из наиболее просторных, а багажник – среди самых вместительных. | Высокая стоимость. Отказ дверных концевиков. Течь моторчика омывателя заднего стекла. Поломка подвесной опоры выхлопной системы. Износ обшивки валиков боковой поддержки сидений. Износ петель водительской двери (3-дв.). Задние стойки немного ограничивают видимость. |
Силовой агрегат и трансмиссия | |
Возможность выбора силового агрегата. Турбомоторы легко поддаются форсировке. | Течь прокладки кожуха механизма регулировки фаз, возможны выход из строя индивидуальных катушек зажигания и разрушение пластиковой крыльчатки «помпы», к 150 тыс. км изнашивается электрогидронатяжитель механизма регулировки фаз (мотор 1.8 T). Оси сателлитов дифференциала могут выйти из рабочего положения и разбить картер КП. |
Подвеска, рулевое, тормоза | |
Долговечность подвески. Хороший ресурс рулевых тяг – за 150 тыс. км. | При больших пробегах могут дать течь сальники рейки и отказывает «жабка» стоп-сигнала. Срок службы задних сайлент-блоков передних рычагов меньше, чем у «француза» и «японца» (около 80 тыс. км). |
Резюме
Второе место – у Golf IV GTI (390 баллов). Он уступил Seat Leon FR главным образом лишь из-за более высокой, чем у остальных участников нашего обзора, рыночной стоимости. Кроме того, GTI хороший «спортсмен», который способен радовать приличной динамикой. А еще этот автомобиль с удобным салоном и наиболее вместительным багажником – самый практичный.
| Citroёn С4 VTS | Honda Civic TypeR | Seat Leon FR | VW Golf IV GTI |
Общие данные | ||||
Тип кузова | хэтчбек | хэтчбек | хэтчбек | хэтчбек |
Дверей/мест | 3/5 | 3/5 | 5/5 | 3/5 и 5/5 |
Габариты, Д/Ш/В, мм | 4275/1769/1458 | 4140/1695/1440 | 4185/1740/1460 | 4150/1735/1440 |
База, мм | 2610 | 2575 | 2515 | 2515 |
Масса снаряженная/полная, кг | 1335/1770 | 1195/1550 | 1245/1775 | 1280/1750 |
Объем багажника, л | 314/1083 | 315/н. д. | 340/665 | 330/1185 |
Объем бака, л | 60 | 50 | 55 | 55 |
Двигатели | ||||
Бензиновые 4-цилиндр.: | 2,0 л 16V (180 л. с.) | 2,0 л 16V (200 л. с.) | 1,8 л 20V Turbo (180 л. с.) | 1,8 л 20V Turbo (150 л. с.), 1,8 л 20V Turbo (180 л. с.) |
5-цилиндр.: | нет | нет | нет | 2,3 л 20 V (150 л. с.), ,3 л 20 V (170 л. с.) |
Дизельный 4-цилиндр.: | нет | нет | нет | 1,9 л Turbo (150 л. с.) |
Трансмиссия | ||||
Тип привода | передний | передний | передн. или полн. | передн. |
КП | 5-ст. мех. | 6-ст. мех. | 6-ст. мех. | 5- и 6-ст. мех. |
Ходовая часть | ||||
Тормоза передние/задние | диск. вент./диск. | диск. вент./диск. | диск. вент./диск. | диск. вент./диск. |
Подвеска передняя/задняя | независ./полузавис. | независ./независ. | независ./полузавис. | независ./полузавис. |
Шины | 205/50 R17 | 205/45 R17 | 225/45 R17 | 205/55 R16, 225/45 R17 |
Категория | Макс. | Оценка авто | |||
Citroёn С4 VTS | Honda Civic TypeR | Seat Leon FR | VW Golf IV GTI | ||
Стоимость | |||||
Запчастей | 40 | 35 | 25 | 35 | 35 |
Автомобиля | 60 | 60 | 55 | 50 | 40 |
Всего | 100 | 95 | 80 | 85 | 75 |
Кузов | |||||
Коррозионная стойкость | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 |
Состояние деталей, наличие запчастей | 20 | 9 | 15 | 13 | 12 |
Всего | 60 | 49 | 55 | 53 | 52 |
Салон | |||||
Качество | 10 | 7 | 7 | 7 | 7 |
Удобство | 10 | 7 | 10 | 7 | 7 |
Просторность | 15 | 10 | 5 | 15 | 15 |
Обзорность | 10 | 4 | 10 | 7 | 7 |
Надежность оборудования | 15 | 10 | 10 | 15 | 15 |
Всего | 60 | 38 | 42 | 51 | 51 |
Багажник | |||||
Объем в «походном» состоянии | 10 | 3 | 4 | 8 | 7 |
Объем со сложенными сиденьями | 10 | 4 | 2 | 6 | 8 |
Практичность/функциональность | 10 | 10 | 8 | 5 | 8 |
Грузоподъемность | 10 | 5 | 2 | 10 | 7 |
Всего | 40 | 22 | 16 | 29 | 30 |
Двигатели | |||||
Возможность выбора | 10 | 3 | 3 | 3 | 6 |
Динамика самых распространенных версий | 10 | 3 | 10 | 8 | 7 |
Надежность | 25 | 20 | 25 | 11 | 11 |
Стоимость обслуживания/экономичность | 15 | 15 | 9 | 15 | 15 |
Всего | 60 | 41 | 47 | 37 | 39 |
КП и трансмиссия | |||||
Возможность выбора | 10 | 0 | 0 | 0 | 3 |
Надежность | 30 | 30 | 21 | 25 | 25 |
Всего | 40 | 30 | 21 | 25 | 28 |
Подвеска | |||||
Долговечность | 25 | 15 | 17 | 15 | 15 |
Стоимость обслуживания | 10 | 10 | 7 | 10 | 10 |
Устойчивость и комфорт | 10 | 5 | 8 | 5 | 5 |
Дорожный просвет | 5 | 5 | 2 | 5 | 5 |
Всего | 50 | 35 | 34 | 35 | 35 |
Рулевое | |||||
Долговечность | 30 | 20 | 23 | 25 | 25 |
Стоимость обслуживания | 10 | 8 | 4 | 8 | 8 |
Эффективность | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Всего | 45 | 33 | 32 | 38 | 38 |
Тормоза | |||||
Долговечность | 35 | 35 | 35 | 32 | 32 |
Эффективность | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
Всего | 45 | 45 | 45 | 42 | 42 |
Общая оценка | 500 | 388 | 372 | 395 | 390 |
Место | 3 | 4 | 1 | 2 |