Автомобили компании Citroёn в Украине не пользуются особым спросом. Причина – сложившийся имидж производителя машин с дорогой в эксплуатации гидропневматической подвеской. Однако не все модели Citroёn оснащены этой сложной системой. Например, Xsara.
| | Автомобили компании Citroёn в Украине не пользуются особым спросом. Причина – сложившийся имидж производителя машин с дорогой в эксплуатации гидропневматической подвеской. Однако не все модели Citroёn оснащены этой сложной системой. Например, Xsara. |
На самом деле «гидропневматикой» оборудуются только машины Citroёn D- и E-класса, а остальные – достаточно надежной передней типа McPherson и задней торсионной. То есть конструктивно их подвеска такая же, как и на остальных «французах» – Peugeot и Renault. На рынке подержанных машин Xsara стоит на $1-2 тыс. дешевле своих конкурентов. Так, может, есть смысл воспользоваться этим и выгодно приобрести довольно «свежий» автомобиль?
Чем моложе, тем сложнее
Xsara представлена тремя модификациями – чаще всего встречающимся 5-дверным хэтчбеком, 5-дверным универсалом Break и 2-дверным купе, которое в Украине большая редкость.
Спустя три года с начала производства модель подверглась модернизации (см. фото), в ходе которой изменили не только внешность и салон, но и электрику. Она стала намного совершеннее – управление электроникой автомобиля возложили на центральный блок коммутации (ЦБК), а привычную электропроводку заменили современной мультиплексной шиной. ЦБК программируемый, благодаря чему можно, например, «научить» магнитолу изменять громкость звучания в зависимости от скорости автомобиля или же задать любой режим работы внутрисалонного освещения. Вместе с тем, ЦБК не приемлет вмешательства неквалифицированных электриков.
Большинство Xsara, эксплуатируемых в Украине, поставлялось официальным импортером, поэтому машины, как правило, обслуживались на фирменном сервисе, что служит залогом качества выполненных работ. Не стоит переживать и по поводу подверженности «рыжей» болезни – кузов машины оцинкован и компания давала на него 10-летнюю гарантию от сквозной коррозии.
Встречает уютом
Салон Xsara не удивит какими-либо дизайнерскими изысками. Вместе с тем, разместившись в нем, ощущаешь почти домашний уют. Отчасти этому способствуют довольно мягкие сиденья, спрофилированные без выраженной боковой поддержки, что, впрочем, может не понравиться любителям активной езды.
Удобно устроиться за рулем помогают регулировки высоты и глубины рулевой колонки. Замечание может вызвать разве что отсутствие регулировки высоты водительского кресла в базовой комплектации. Обзорность ограничена только при движении задним ходом – мешает чересчур высокая нижняя кромка стекла, из-за которой не виден крайний габарит машины.
В оборудование базовой версии входят: иммобилайзер, центральный замок, передние электростеклоподъемники, гидроусилитель руля, электроприводы регулировок наружных зеркал и магнитола. Кстати, удобство пользования последней повышают кнопки управления, продублированные на рулевом колесе.
Сердца, бьющиеся в унисон
Стоит упомянуть, что Peugeot и Citroёn – родственные компании, объединенные в концерн PSA, поэтому у моделей этих производителей много общего: двигатели, трансмиссии, некоторые детали подвесок, интерьера и т. п. В частности, Xsara оснащалась такими же моторами, как и Peugeot 306. Более длительно выпускавшейся Xsara достались и новые турбодизели HDi с системой непосредственного впрыска топлива Common Rail объемом 1,4 л (70 л. с.), 2,0 л (90 л. с.), 2,0 л (109 л. с.), которым впоследствии оснастили Peugeot 307. Правда, в Украине Xsara с такими двигателями практически не встречаются, как, впрочем, и с более простыми турбодизелями. А жаль, ведь моторы PSA, работающие на солярке, считаются надежными и, по утверждению специалистов, могут «выходить» около 500 тыс. км.
Чаще попадаются машины с бензиновыми двигателями под капотом, причем самые мощные 2,0-литровые тоже редкость, поскольку предназначены для «заряженных» купе (версии VTI).
Если 8-клапанный двигатель автомобиля слишком шумно работает на холостых оборотах, то, скорее всего, пришло время регулировать тепловые зазоры клапанов (работа на специализированном сервисе стоит порядка $15). А вот в 16-клапанных моторах делать этого не нужно – в них применены гидрокомпенсаторы. По опыту работников сервиса, контролировать зазоры рекомендуется каждые 70 – 80 тыс. км при замене ремня ГРМ и роликов. Ремнем приводится в действие и водяной насос, поэтому при проведении процедуры стоит проверить состояние «помпы». В среднем она «выхаживает» 2 – 3 срока службы ремня ГРМ.
Желательно заливать топливо в бак только на проверенных заправках. Дело в том, что бензиновые моторы очень восприимчивы к качеству горючего, и первым страдает катализатор, а затем выходит из строя лямбда-зонд (неоригинальная деталь – около $100).
Специалисты не рекомендуют мыть двигатели Xsara – при этом легко залить водой и вывести из строя катушку зажигания (запчасть стоит около $200).
Поработаем вручную
Приверженцам автоматических КПП лучше обратить внимание на другую машину, поскольку большинство Xsara оснащено 5-ступенчатой механической КПП. По отзывам владельцев, этот агрегат радует высокой четкостью включения передач. К тому же, «механика» достаточно надежна и практически не требует обслуживания – масло рассчитано на весь срок эксплуатации автомобиля. Разве что при утечках необходимо долить смазку до требуемого уровня. Характерное место, откуда со временем (приблизительно через 100 тыс. км пробега) может течь масло, – сальник кулисы переключения передач. На ремонт потребуется $46 (работа и запчасти).
При покупке автомобиля желательно проверить пыльники ШРУСов – эксплуатация машины с порванным пыльником приводит к выходу из строя «гранаты», которая у Xsara меняется в сборе с полуосью. А это удовольствие не из дешевых – даже отреставрированная во Франции в заводских условиях деталь стоит порядка $130.
Покорительница виражей
Итак, чтобы развеять последние сомнения недоверчивых автолюбителей, еще раз подчеркнем – Xsara оснащены передней подвеской McPherson и задней – торсионной (точно такой же, как и на Peugeot 306). По сравнению с конкурентами подвеска «француженки» отличается завидной энергоемкостью и позволяет с комфортом двигаться по неровной дороге. Более того, благодаря применению мягких сайлент-блоков торсионной балки задняя подвеска обладает эффектом подруливания. Проходить на Xsara крутые виражи одно удовольствие – задние колеса немного доворачиваются в сторону поворота, помогая проходить его более уверенно. При обслуживании подвески, особенно задней, следует использовать только фирменные запчасти – при установке неоригинальных сайлент-блоков торсионная балка теряет эффект подруливания.
Через 30 – 40 тыс. км езды по нашим дорогам придется менять стойки переднего стабилизатора (за одну сторону работа – $8, запчасти – $26), а вот сайлент-блоки рычагов могут «выходить» около 50 – 60 тыс. км (за одну сторону работа – $31, запчасти – $24 за задний и $10 за передний). Кстати, замена задних сайлент-блоков передних рычагов требует квалифицированного подхода – при неправильной установке «резинки» не прослужат и 5 тыс. км.
Очень важно своевременно обслуживать и заднюю подвеску – каждые 80 тыс. км игольчатые подшипники торсионов нуждаются в замене (работа – $55, комплект запчастей – $46). Если ездить на «убитых» подшипниках, можно вывести из строя всю балку.
Рулевое реечного типа на всех Xsara отличается хорошей обратной связью, и управлять машиной одно удовольствие. На всех версиях оно оснащено гидроусилителем. Это надежный узел – даже наконечники рулевых тяг выхаживают 50 – 60 тыс. км. Для долговечной работы усилителя нужно каждые 60 тыс. км менять рабочую жидкость.
Нет особых замечаний и к тормозной системе – служит она безотказно. На большинстве версий установлены передние дисковые вентилируемые механизмы и задние барабанные. Задние дисковые тормоза устанавливались только на мощные 16-клапанные версии. Нередко встречается и система ABS.
Стоит познакомиться поближе
Citroёn Xsara – автомобиль для тех, кто хочет подружиться с настоящей «француженкой» – обольстительной и зажигательной. Те, кто познакомится с ней поближе, вряд ли захотят прекратить общение. К тому же «мадмуазель» не слишком требовательна – стоимость машины ниже, чем многих ее конкурентов, и не капризна – неисправности возникают довольно редко.
Если вас заинтересовал данный автомобиль, то подыскать нужный экземпляр можно, воспользовавшись еженедельным каталогом «Автобазар».
| Личный опыт | | Виталий, 40 лет Эксплуатирует машину 2 года, Citroёn Xsara 1,4 л (75 л. с.), пробег – 100 тыс. км, возраст – 6 лет Откровенно говоря, покупать Xsara не собирался. Просто подыскивал себе на авторынке современный и относительно недорогой автомобиль. «Француженка» заинтересовала очень привлекательной стоимостью, да и продавец объяснил, что у нее не гидропневматическая подвеска, а обычная, как у Peugeot. О своем выборе ни разу не пожалел. Серьезных неприятностей машина не доставила. Пришлось подрегулировать клапаны в двигателе, заменить стойки переднего стабилизатора и подшипники торсионной балки. Все остальное исправно. Машина радует небольшим расходом топлива – около 7 л на 100 км. У нее удобный салон, вместительный багажник и мягкая подвеска. Стоимость фирменных запчастей не очень высока. Продавать свою Xsara в ближайшее время не собираюсь. |
|
|
| Личный опыт | | Андрей, 35 лет Эксплуатирует машину полгода, Citroёn Xsara 1,6 л 16V (110 л. с.), пробег – 78 тыс. км, возраст – 4 года Купил машину недавно, поэтому каких-либо неприятностей с ней пока не случалось. Отмечу динамичный двигатель – со светофора многих оставляю позади себя, а также хорошую устойчивость – повороты прохожу на высоких скоростях, поэтому порой сам удивляюсь, не «многорычажка» ли установлена сзади. Салон достаточно просторный – нередко вожу в машине своих друзей, и сзади троим вполне комфортно. Да и багажник вместительный. В этом году ездил в Крым, и все необходимые для четырех человек вещи поместились в грузовом отсеке. Из недостатков отмечу мягковатые передние сиденья без ярко выраженной боковой поддержки, плохую обзорность при движении задним ходом и небольшой клиренс – уже сильно поцарапал передний бампер, оставив на нем следы парковок возле бордюров и заездов на них. |
|
|
| |
| Привлекательная стоимость | | Коррозионная стойкость | | Уютный салон | | Вместительное багажное отделение | | Высокая устойчивость и хорошая управляемость | | Энергоемкая подвеска |
| | Ограниченная обзорность при движении задним ходом у хэтчбеков | | Силовые агрегаты требовательны к качеству топлива |
|
История |
07.97 Новая модель Citroёn Xsara представлена двумя версиями: 5-дверным хэтчбеком и купе 04.98 Гамма модификаций дополнена 5-дверным универсалом Break 09.00 Модернизация 08.01 Начало установки 2,0-литровых турбодизелей HDi с системой непосредственного впрыска топлива 01.03 Представлен турбодизель HDi объемом 1,4 л (70 л. с.) 08.04 На смену Xsara приходит новая модель – Citroёn С4 |
|
|
До и после… |
Предшественник Xsara – Citroёn ZX был представлен 3- и 5-дверным хэтчбеком и 5-дверным универсалом. В Украине ZX не получил широкого распространения – опять-таки из-за настороженного отношения отечественных автолюбителей к моделям Citroёn. Хотя ZX достаточно надежный и неприхотливый автомобиль, оснащенный обычной подвеской. Линейка двигателей включала четыре бензиновых мотора объемом от 1,4 л (75 л. с.) до 2,0 л 16V (152 л. с.) и два дизельных – 1,9 л (68 л. с.) и 1,9 л Turbo (90 л. с.). Наследник Xsara – Citroёn С4 представлен в этом году на Парижском автосалоне. Пока гамма модификаций состоит из 3- и 5-дверных хэтчбеков. Интересно, что спереди эти автомобили идентичны, а вот задняя часть существенно отличается. «Трехдверка» выглядит более динамично. Из необычных особенностей Citroёn С4 следует отметить щиток приборов, расположенный в центре «торпедо» (в духе моделей С2 и С3), цифровой тахометр с изменяемой в зависимости от числа оборотов подсветкой, который размещен прямо перед водителем (отдельно от щитка приборов). Машина может оснащаться устройством, которое следит за соблюдением рядности движения. Оно фиксирует положение колес относительно полосы разметки: включает вибросигнал, интегрированный в сиденье водителя, и сообщает о нарушении рядности. Кроме того, C4 оборудуется программируемым ограничителем скорости и системой контроля давления в шинах. В Украине потребители смогут купить Citroёn С4 весной следующего года. |
|
|
| Цены на подержанные Citroёn Xsara, $ |
Минимальная | 6000 | Средняя | 10500 | Максимальная | 15000 |
|
| Citroёn Xsara |
Общие данные | Тип кузова | хэтчбек, купе, универсал | Дверей/мест | 5/5, 2/5, 5/5 | Габариты Д/Ш/В, мм | 4170/1700/1400 (хэтчбек, купе), 4370/1700/1420 | База, мм | 2540 | Масса снаряженная/полная, кг | 1110/1650, 1115/1665, 1160/1680 | Объем багажника, л | 440/1190 (хэтчбек, купе), 515/1510 | Объем бака, л | 54 | Трансмиссия | Тип привода | передний | КПП | 5-ст. механ. или 4-ст. автом. | Ходовая часть | Тормоза передние/задние | диск./бараб. или диск./диск. | Подвеска передняя/задняя | незав./торс. | Шины | 175/65 R14, 185/65 R14, 195/55 R15 | Двигатели | Бензиновые 4-цилиндровые распр. впр.: | 1,4 л (75 л. с.), 1,6 л (88 л. с.), 1,6 л 16V (110 л. с.), 1,8 л (90 л. с.), 1,8 л (101 л. с.), 1,8 л 16V (110 л. с.), 2,0 л 16V (136 л. с.), 2,0 л 16V (163 л. с.) | Дизельные 4-цилиндровые: | 1,4 л (70 л. с.), 1,9 л (68 л. с.), 1,9 л Turbo (90 л. с.), 2,0 л Turbo (90 л. с.), 2,0 л Turbo (110 л. с.) |
|
| Цены на новые неориг. запчасти, $* |
Передние тормозные колодки | 44 | Задние тормозные колодки | 26 | Воздушный фильтр | 10 | Топливный фильтр | 17 | Масляный фильтр | 6 | Подшипник передн./задн. ступицы | 40/46 | Амортизатор передн./задн. | 70/93 | Шаровая опора | 20 | Сцепление, комплект | 223 | Помпа | 48 | Радиатор | 277 | Рулевая рейка | 740 | Генератор | 277 | Стартер | 314 | Распредвал | 167 | Ремень ГРМ | 23 | Натяжной ролик ГРМ | 40 | *Цены могут немного отличаться в зависимости от модификации, года выпуска и объема двигателя |
|
Альтернатива
Renault Megane 1995 – 2002 г. в.
«Француз» в свое время выбил почву из-под ног конкурентов – такого количества модификаций одной модели не имел в своем распоряжении ни один из производителей (см. табл). Немаловажное достоинство Megane – высокая пассивная безопасность: в 1998 году он был признан самым безопасным автомобилем в своем классе.
| Renault Megane 1995 – 2002 г. в. |
Тип кузова | 5-дв. хэтчбек, 4-дв. седан, 5-дв. универсал, купе, кабриолет, компактвэн | Двигатели 4-цил. | 7 бензин.: от 1,4 л (75 л. с.) до 2,0 л 16V (150 л. с.) и 3 дизельных: от 1,9 л (64 л. с.) до 1,9 л Turbo (102 л. с.) | Стоимость автомобилей в Украине | от $6 до $12,5 тыс. |
|
VW Golf IV/Bora 1997 – 2004 г. в.
Семейство VW Golf IV/Bora заслуженно пользуется популярностью как на Западе, так и в Украине. Машина привлекает своей практичностью, удобным салоном, энергоемкой подвеской и хорошей управляемостью. Забавная особенность семейства – модификацию с 5-дверным кузовом универсал имеют как Golf, так и Bora.
| VW Golf IV/Bora 1997 – 2004 г. в. |
Тип кузова | 3- и 5-дв. хэтчбек, 4-дв. седан, 5-дв. универсал, кабриолет | Двигатели 4-, 5- и 6-цил. | 9 бензин.: от 1,4 л (75 л. с.) до 2,8 л 24V (204 л. с.) и 2 дизельн.: 1,9 л (68 л. с.), 1,9 л Turbo (150 л. с.) | Стоимость автомобилей в Украине | от $9,5 до $18 тыс. |
|
Toyota Corolla 1997 – 2001 г. в.
В рейтинге надежности немецкой компании TU..V Toyota Corolla входит в десятку лучших. К достоинствам можно отнести экономичные двигатели, высокое качество исполнения и хорошую устойчивость. Из недостатков отметим высокую стоимость обслуживания, тесноватую «галерку» и небольшой объем багажного отделения.
| Toyota Corolla 1997 – 2001 г. в. |
Тип кузова | 3-дв. хэтчбек, 5-дв. лифтбэк, 4-дв. седан, 5-дв. универсал | Двигатели 4-цил.: | 3 бензин.: от 1,3 л 16V (86 л. с.) до 1,8 л 18V (110 л. с.) и 1 дизельный: 2,0 л (72 л. с.) | Стоимость автомобилей в Украине | от $9,5 до $18 тыс. |
|
Юлий Максимчук
Фото Юрия Нестерова
Редакция благодарит СТО СП МАС и автомагазин «Евроавто+» СП «В.М.С.» за помощь в подготовке материала