
Ford Focus: Факир был трезв...
Нашумевший в конце 90-х прошлого века фордовский новый стиль «New edge» (новая грань) наиболее ярко проявился в модели Focus. Даже спустя восемь лет с момента появления машины ее дизайн все так же свеж и современен. Насколько же «свежо» чувствуют себя ее узлы и агрегаты?
![]() |
![]() |
Нашумевший в конце 90-х прошлого века фордовский новый стиль «New edge» (новая грань) наиболее ярко проявился в модели Focus. Даже спустя восемь лет с момента появления машины ее дизайн все так же свеж и современен. Насколько же «свежо» чувствуют себя ее узлы и агрегаты? |
Focus выпускался с четырьмя кузовами: 3- и 5-дверный хэтчбеки, седан и универсал. В Украине найти любую из модификаций не составит труда, но по традиции наиболее популярны у нас седаны. Кстати, именно последний обеспечил официальным дилерам львиную долю продаж. Кузов оцинкован, поэтому следы ржавчины найти почти невозможно, но она все же встречается на седанах первых годов выпуска. Слабое место – крышка багажника, а именно участок под задней декоративной планкой. Болты крепления последней со временем ржавеют, а затем коррозия переходит на крышку багажника. Если в сервисной книжке есть печати, подтверждающие прохождение планового ТО, на фирменном сервисе «болезнь» на автомобиле любого возраста вылечат бесплатно – ведь гарантия на кузов составляет 12 лет.
Вариантов масса
Ford Focus, колесящие по отечественным дорогам, отличаются разнообразной комплектацией. Наиболее богато оснащена модификация Ghia. Она включает климат-контроль, велюровый салон, СD-магнитолу, гидроусилитель руля, электрорегулировку и подогрев зеркал и др. Роскошными по праву считаются и американские версии Focus, которые, помимо множества опций, могут похвастать и кожаным салоном.
За рулем удобно устроится практически каждый – для этого есть регулировка высоты и глубины руля, а водительское сиденье оснащено микролифтом. К необычной панели приборов, созданной под общий стиль машины, привыкаешь быстро, а множество кармашков и ниш для мелкой поклажи не может не радовать. К обзорности в автомобиле претензий нет.
Европейский выбор
Европейский Focus оснащался семью моторами, но в Украине наиболее популярен бензиновый 2,0-литровый силовой агрегат мощностью 131 л. с. Часто встречаются и моторы 1,6 и 1,8 л. Семейство бензиновых двигателей включает новое на то время поколение силовых агрегатов серии Zetec, кроме американского 8-клапанного. Такие моторы высокооборотисты, поэтому их смело можно «крутить». Интересной особенностью данных агрегатов является умение блока управления двигателем подстроиться под стиль вождения: если осматриваемая машина особой резвостью не отличается, причиной может быть не износ мотора, а то, что до отсечки его давно не «крутили». Конечно, двигатель подстроится под нового водителя, но чтобы это произошло быстрее, нужно обнулить память блока управления. Сделать это можно как на сервисе, так и самостоятельно, просто сняв клемму с аккумулятора, но в последнем случае из памяти компьютера сотрутся все коды неисправностей, если таковые имелись (именно поэтому специалисты данный способ не рекомендуют). После обнуления памяти мотор подстроится через 14 км. Следует отметить, что на высоких оборотах моторы любят «подъедать» масло, но данная особенность неисправностью не является. Как отметили работники фирменного сервиса, все двигатели отличаются высокой надежностью и большим моторесурсом, но при условии использования качественных масел (фирменные Ford 5W-30 и 5W-40 разработаны специально для моторов Zetec).
Замену ремня ГРМ следует проводить с интервалом 90 тыс. км. На моторах объемом 1,8 л первых годов выпуска модели обводной ролик ремня не выдерживал даже этого срока, что приводило к обрыву ремня, вследствие чего гнулись клапаны. Позже проблему устранили, установив модернизированный ролик. Водяной насос в зависимости от объема двигателя приводится как ремнем ГРМ, так и отдельным ручейковым ремнем. В первом случае при наличии подтеков охлаждающей жидкости или люфта вала помпы последнюю необходимо заменить вместе с ремнем ГРМ, но, как правило, раньше 200 тыс. этого не наблюдается.
При покупке машины следует проверить бензонасос: засорившаяся приемная сетка заставляет его работать под повышенной нагрузкой, что быстро выводит насос из строя. Сигналом к тому, что сетку нужно прочистить, становится ухудшение динамических характеристик машины.
Выбирая американский Focus, лучше остановиться на 16-клапанном моторе, а вот 2,0-литровый 8-клапанный лучше обойти стороной. В последнем даже простая замена ремня ГРМ оборачивается проблемой, причина которой – отсутствие запчастей.
Надежное наследство
В наследство Focus получил проверенную временем, доработанную трансмиссию от Escort. У нас машины, оснащенные механикой и «автоматом», встречаются в равной пропорции. Коробки, как и моторы, отличаются образцовой надежностью. Тросовый привод управления механической коробкой передач позволил убрать вибрации с рычага переключения. В случае нечеткого включения передач причину нужно искать в кулисе, в которой может выпасть фиксаторная пружинка. По словам работников сервиса, деталь копеечная, а ее замена много времени не потребует (работа – $13). Масло в «механике» рассчитано на весь срок службы агрегата, но в наших условиях при потемнении его советуют заменить.
В «автомате» замену масла следует проводить с интервалом в 60 тыс. км.
Сцепление при аккуратном вождении прослужит около 200 тыс. км, а выход его из строя может серьезно ударить по карману: даже неоригинальный комплект стоит около $400.
Спортивные нотки
Focus оснащен независимой передней подвеской типа McPherson и задней самоподруливающей многорычажной. Благодаря ей управляемость машины на ровных дорогах заслуживает всяческих похвал, а вот на неровностях, которыми славятся отечественные дороги, «задок» часто переставляет – виной тому мягкие сайлент-блоки задних рычагов, создающие тот самый подруливающий эффект. Еще один немаловажный козырь – высокая надежность, например, сайлент-блоки передней подвески на машинах до 2002 г. в. ходят до 100 тысяч км. Позже на машину стали устанавливать детали новой конструкции, о которых работники сервиса говорят, что они просто вечные. Шаровые опоры отличаются тем же, но в случае их замены на оригинал придется раскошелиться, так как поставляются они вместе с рычагом (запчасть – $160, работа – $27), а вот неоригинал можно приобрести и отдельно. На машинах первых годов выпуска наиболее изнашиваемая деталь – стойки стабилизатора поперечной устойчивости: более 30 тыс. они не выхаживали. Затем деталь модернизировали, благодаря чему срок ее службы увеличился до 60–90 тыс. км.
В задней многорычажной подвеске первыми замены «попросят» все те же стойки стабилизатора, но здесь их ресурс составляет 40–50 тыс. км.
Реечное рулевое управление оснащено усилителем, изменяющим степень усиления в зависимости от скорости движения. Сальник последнего может дать течь, но это опять же касается лишь экземпляров первых годов выпуска. Наконечники рулевых тяг, как и сами тяги, очень живучи и ходят более 100 тыс. км.
В тормозной системе ABS встречается не во всех модификациях. Тормозные диски, как правило, выдерживают две-три замены колодок.
Семейный идеал
Focus наделен всеми качествами идеального семейного автомобиля – он удобный, вместительный, надежный и резвый. При покупке лучше обратить внимание на машины не старше 2002 года, в которых устранено большинство «детских» болезней.
Жаль, что любители «позажигать» обделены выбором «горячих» Focus: версия ST, которая, кстати, выпускалась во всех вариантах кузовов, а также «экстремальная» RS в Украине, к сожалению, не продавались, а вот в Европе таких машин много.
Людям, ценящим комфорт, стоит обратить внимание на американские версии, но лишь с 16-клапанными моторами.
![]() |
|
|
|
![]() |
|
|
Резюме «Автоцентра»
![]() |
![]() |
||||||||||||||
|
|
![]() |
Ford Focus |
|
![]() |
Цены на новые запчасти, $* |
|
![]() |
Альтернатива
VW Golf IV 1997–2003 г. в.
Автомобиль имел большую гамму кузовов – от трех- и пятидверного хэтчбека и универсала до седана, продающегося у нас под именем Bora, а вот седан Jetta своим именем выдает американское происхождение автомобиля. Кроме многообразия кузовов Golf имел и множество моторов, причем в отличие от Focus найти заряженную версию гораздо проще. Единственное, в чем «народный» автомобиль проигрывает, – это надежность ходовой, которая у Golf «хромает».
![]() |
VW Golf IV 1997–2003 г. в. |
|
Opel Astra (G) 1998–2004 г. в.
По количеству модификаций Astra (G) превосходит не только Focus, но и всех конкурентов в классе. Автомобиль радует просторным салоном, невысокой стоимостью обслуживания, долговечной подвеской и широким предложением на вторичном рынке. Из недостатков следует отметить невысокое качество обшивки салона, где некоторые детали со временем начинают скрипеть, и передние ступичные подшипники, срок службы которых около 100 тыс. км.
![]() |
Opel Astra (G) 1998–2004 г. в. |
|
Renault Megane 1995–2002 г. в.
В свое время «француз» сразил конкурентов широким выбором модификаций. Кроме того, в 1998 году Megane был признан самым безопасным автомобилем в своем классе. Несомненные плюсы – приемлемая стоимость на фоне оппонентов и вместительное багажное отделение (у седана). Минусы – двигатели требовательны к качеству топлива и восприимчивы к перегреву, нередко течет масло из-под сальника кулисы переключения передач и датчика давления масла в г/у.
![]() |
Renault Megane 1995–2002 г. в. |
|