X

ГАЗ 3110: Государственный автомобиль

Секрет долголетия «Волги» прост: каждая следующая модернизация делает ее все лучше – благо, столь архаичную конструкцию можно совершенствовать бесконечно. В пятой редакции славный автомобиль значительно отличается от предшественников. Причем – в лучшую сторону.

Секрет долголетия «Волги» прост: каждая следующая модернизация делает ее все лучше – благо, столь архаичную конструкцию можно совершенствовать бесконечно. В пятой редакции славный автомобиль значительно отличается от предшественников. Причем – в лучшую сторону.

Секрет долголетия «Волги» прост: каждая следующая модернизация делает ее все лучше – благо, столь архаичную конструкцию можно совершенствовать бесконечно. В пятой редакции славный автомобиль значительно отличается от предшественников. Причем – в лучшую сторону.

Спрос на нижегородскую легковушку в конце 1990-х сохранялся и даже рос, поэтому Горьковский автозавод серьезно отнесся к очередному этапу модернизации ГАЗ-24 «Волга» образца 1968 года.

Внешне машину «освежили»: новые капот, крыша, корма, облицовка передка с фарами. Багажник стал более удобным, поскольку его проем вырезали до самого бампера. Качество отделки полностью нового салона стало лучшим из того, что встречалось на отечественных машинах.

Двигатели остались прежними, но были модернизированы ради большей надежности и долговечности. По большому счету, моторов было два: 2,5-литровый 8-клапанный и 2,3-литровый 16-клапанный, но каждый имел несколько версий.

Простейшим был «древний» карбюраторный ЗМЗ-402 (2,5 л, 8 V), выпускавшийся в двух модификациях – под бензин АИ-93 и А-76 (ЗМЗ-4021). Отличались они высотой головки блока и мощностью (100 и 90 л. с.). Более современным считается «16-клапанник» с двумя распредвалами в головке блока цилиндров. С карбюраторной системой питания он потреблял бензин А-76 (ЗМЗ-4061, 100 л. с.) или А-92 (ЗМЗ-4063, 110 л. с.). Мотор ЗМЗ-4062 (бензин А-92, 150 л. с.), имея систему распределенного впрыска топлива, обеспечивал тяжелой машине достойную динамику. Акцент на виде топлива не случаен – как и все «Волги», «десятка» не страдает отсутствием аппетита, потребляя до 15 литров на 100 км.

Владельцы «Волг» шутят, что комплектаций ГАЗ-3110 было только две: с шоферским инструментом и без. На самом деле, существовала одна особая версия: ГАЗ-3110-101 с гидроусилителем руля. В качестве опции предлагались литые диски, подогрев форсунок омывателя стекла и сидений, велюровая обивка, широкие бамперы. Кроме того, на вторичном рынке встречаются машины с люком, центральным замком, электростеклоподъемниками.

Многие ГАЗ-3110 родились в Украине – были собраны крупноузловым способом в Кременчуге. По мнению специалистов, качеством российские и украинские машины не отличаются.

За что ее любят

«Волга» была любима во все времена и всеми народами СССР, прежде всего, за ее кузов – просторный и прочный. На модели 3110 завод внедрил новый способ фосфатирования кузовных деталей, перешел на новый двухкомпонентный катафорезный грунт. В результате повысились защитные свойства лакокрасочного покрытия и сохранность металла в скрытых полостях кузова. Поэтому коррозионная стойкость этой модели значительно выше, чем у «Волг»-предшественниц.

Салон не мал, но для своего Е-класса он тесноват – из-за короткой базы, больших передних сидений и их высокого расположения. Большой багажник можно было бы считать удобным благодаря объему, ровному полу и его малой высоте от земли, если бы не запаска. Уже 36 лет конструкторы не могут найти ей подходящего места; у 3110-й она по-прежнему подвешена под задней полкой.

Беспокойные сердца

Времена меняются, и 150 тыс. км до капремонта двигателя – уже не та цифра, которая впечатляет владельца автомобиля Е-класса. Чтобы подтянуть все моторы к современным стандартам надежности и долговечности, на «Волгах» этого поколения завод применил очередную серию усовершенствований. Новый материал башмака натяжителя позволил продлить ресурс обеих цепей привода ГРМ, которые до модернизации изнашивались уже к 40–60 тыс. км.

Повышенная чистота обработки поверхностей продлила жизнь трущихся пар, новый способ хонингования цилиндров снизил расход масла на угар. Однако система смазки все равно теряет масло через неплотности соединений, в частности – кран маслорадиатора. Поэтому многие водители упраздняют или кран, или полностью радиатор, что в обычных условиях эксплуатации оказалось приемлемым.

На ранних инжекторных версиях выносной бензонасос нередко перегревается из-за засорения фильтра топливоприемника, установленного отдельно от насоса – в баке. Модернизированный насос, «переехав» в бак, стал надежнее, но по-прежнему не любит, когда в баке остается менее 5 л топлива. Карбюратор К-151 у моторов 402-го семейства не такой экономичный, как устанавливаемый владельцами «восьмерочный» «Солекс», зато более надежный.

Правильный набор шестерен

Данная модель оснащалась 5-ступенчатой (реже – 4-ступенчатой) механической КП и новым карданным валом – с промежуточной опорой. Благодаря последнему обстоятельству исчезли вибрации и часть шумов в салоне. Задний мост с цельным, неразрезным картером («чайковским») и расширенной колеей может прослужить столько же, сколько и двигатель.

Ресурс коробки передач близок к ресурсу двигателя, а двухконусные синхронизаторы и вилки переключения со съемными вкладышами сделали ее более надежной. Шум пятой передачи некоторые владельцы устраняют, заливая через отверстие рычага переключения дополнительную порцию масла.

Диафрагменная пружина сцепления теряет упругость при малейшем перегреве, и возникающий из-за этого перекос диска приводит к неполному выключению муфты. Решение вопроса – не допускать длительной пробуксовки дисков или заменить «корзину» на импортную.

Шар – не шкворень

Один из главных козырей любой «Волги» – плавность хода, обеспечиваемая ее мягкой и энергоемкой подвеской. Кроме того, передний мост модели 3110 постарались приспособить к скоростной езде, слегка изменив геометрию подвески (как это было сделано в 1981 г. на представительской модели 3102). В 2003 году задняя подвеска получила стабилизатор поперечной устойчивости, что посодействовало лучшей устойчивости в поворотах.

В том же 2003-м ГАЗ-3110 стал первой легковой машиной марки, наконец лишившейся архаичной шкворневой подвески и получившей шаровые опоры. Тогда же вместо пресловутых резьбовых втулок в «передке» появились сайлент-блоки, так что уже не требуется его шприцевать через 5– 10 тыс. км или после каждого ливня. Все новые детали служат не менее 50– 60 тыс. км, амортизаторы – в среднем 50 тыс. км, втулки стабилизаторов требуют внимания не чаще чем каждые 40–50 тыс. км. Еще одна «революция» – ГАЗ-3110 первая нижегородская легковушка, к которой не подойдут колеса от довоенных Ford (ГАЗ строили по документации компании Ford Motor corp.): способ крепления колеса изменен со шпилечного на болтовой.

Кто потеет от натуги?

Руль «Волги» традиционно тяжелый, водители замечают это в первую очередь при парковке. Однако многие ГАЗ-3110 оснащены гидроусилителем, с которым руль становится легким, острым, но малоинформативным. Исполнительный механизм устройства порой допускает «потение» маслом или его внутренние утечки. Такая неисправность коварна – во-первых, руль внезапно тяжелеет во время движения, во-вторых, узел неремонтопригодный, и его можно только заменить.

Нестабильное качество комплектующих часто определяет недостаточную надежность «Волги» в целом. Покупка запчастей порой превращается в лотерею – угадать кондиционное изделие удается далеко не с первого раза. Утешает, однако, что на конвейере ответственные системы комплектуются качественными импортными деталями.

Подводит владельцев и гидропривод тормозов, у главного цилиндра которого случаются внутренние и наружные утечки. Тормозная система получила передние дисковые механизмы, которые обеспечивают эффективное замедление и точное дозирование усилия.

Незыблемые приоритеты

«Государственный автомобиль», – довелось услышать как-то про «Волгу» от старого шофера-профессионала, знавшего еще «эмки» и «полуторки». То есть он игнорирует такие мелочи жизни, как экономия бензина, фирменный сервис, ровные дороги.

Приблизившись к современным стандартам, ГАЗ-3110 сохранил право на статус государственного. И все также он остается автомобилем для тех, кто хочет получить большое авто за малые деньги. В первую очередь это машина не столько семейная, сколько «казенная». Причины – в той же «государственности»: с одной стороны, неумеренный аппетит и потребность во внимании механиков, с другой – выносливость и неприхотливость во всем.

 История

1997 Начато серийное производство ГАЗ-3110 с кузовами седан и универсал (ГАЗ-310221)
2000 Большинство автомобилей начали комплектовать массивными пластиковыми бамперами, окрашенными в цвет кузова.
2001 Крупноузловая сборка ГАЗ-3110 налажена в Кременчуге
2002 Серийные «Волги» на заводском конвейере окрашиваются в цвет металлик
2003 На сборочном конвейере закончено внедрение бесшкворневой передней подвески и заднего стабилизатора поперечной устойчивости
2004 «Десятку» на конвейере сменяет рестайлинговая модификация – ГАЗ-31105

 До и после….

Предыдущее поколение «Волги» называлось ГАЗ-31029. Его отличали значительно большая трудоемкость обслуживания, иные экстерьер и интерьер. Комфорт и качество многих узлов было ниже, вместимость – на том же уровне. 16-клапанные моторы, которые устанавливались на некоторых версиях этой модели, были еще достаточно «сырыми», поэтому многие владельцы предпочитали старый карбюраторный 2,5-литровый двигатель. Коробки передач обычно были 4-ступенчатыми, а гидроусилитель на «двадцать девятую» монтировали только сами владельцы.

После «десятки» в 2004 г. на конвейер пришла рестайлинговая модель ГАЗ-31105. Кроме измененного передка, машина получила новые передние сиденья, благодаря чему появилось больше места над головой передних седоков и стало легче садиться за руль.

 Номенклатура

Параллельно с массовой моделью ГАЗ-31105 до сегодняшнего дня продолжается мелкосерийный выпуск седана повышенной комфортности ГАЗ-3102 (с 1981 г.). Машина пережила три модернизации, последняя из которых конструктивно приблизила ее к модели 31105. Интересно, что ради избавления багажника ГАЗ-3102 от запаски конструкторы перенесли бензобак под заднее сиденье. Основные отличия от «десятки» на сегодня – консервативная внешность, более богатое базовое оснащение и имидж номенклатурного автомобиля.

 Личный опыт  

Николай, 42 года
Эксплуатирует машину 4 года. ГАЗ-3110 2,3 л (110 л. с.), пробег – 168 тыс. км, возраст – 4 года

Моя «Волга» работает как служебный автомобиль в государственной организации. Приходится ездить по самым разным дорогам, и плохих она как бы не замечает: ни поломок, ни преждевременного износа ходовой. Пока машина была совсем новой, начальник ездил сам, но после трех лет эксплуатации наняли меня как водителя. Ведь за «Волгой» нужно все время следить – подкручивать что-то, проверять, регулировать. Чтобы не тратиться на СТО, сняли бокс на старой автобазе, где я ее сам и обслуживаю. Подвеску уже перебирал, двигатель пока держится, хоть и дымит понемногу. А поначалу, помню, мучали цепи – то башмак натяжителя искрошили, то сами растянулись на 98-й тысяче. Но заменили башмаки какими-то особыми, фирменными, и проблемы отпали. Пожалуй, когда машину спишут, выкуплю ее для себя.

 Личный опыт  

Василий, 28 лет
Эксплуатирует машину 2 года. ГАЗ-3110 2,3 л (150 л. с.), пробег – 78 тыс. км, возраст – 2 года

Купил «Волгу», потому что она вселяет уверенность, хотя не всегда обоснованно. Досаждают неисправности по мелочам, зато такие размеры и комфорт я встречал только на больших люксовых иномарках, содержание которых на порядок дороже. Увы, не на всех хороших СТО эту машину встречают с радостью: не везде есть приспособления, например, для ремонта «передка». С другой стороны, «Волгу» ремонтируют гаражные умельцы, ведь в ней все понятно и доступно. 16-клапанный двигатель очень хорош, можно «наказывать» у светофоров даже иномарки. А вот гидроусилитель какой-то бесчувственный, лучше бы он на скорости вообще отключался. Заметил еще одну вещь – машина как бы не стареет. Конечно, какие-то части изнашиваются, но они легко меняются, а старение кузова, салона, двигателя пока не заметно, хоть я ее особо не берегу. Одно слово – машина для этой жизни.

 Особый случай

Универсал на базе «Волг» всех модификаций, начиная с ГАЗ-24, имел три ряда сидений и ровный пол, получающийся после складывания двух задних рядов. Однако на базе модели 3110 выпускались как 7-, так и 5-местные универсалы. В отличие от седана, бамперы ГАЗ-310221 – узкие, образца 1997 года. Грузоподъемность машины – 476 кг, объем багажника 465/1510 л, длина перевозимого груза – 2,1 м.

Резюме «Автоцентра»

Комфортабельная ходовая
Относительно невысокая цена
Высокая ремонтопригодность
Возможность самостоятельного обслуживания
Большой расход топлива
Нестабильное качество комплектующих
Низкая долговечность агрегатов
«Запаска», занимающая часть багажника

 Цены на новые запчасти, грн.
СНГЗаруб. 
Торм. колодки передн./задн.45/70
Воздушный фильтр ЗМЗ-402/40616/27–/55
Топливный фильтр ЗМЗ-4065266
Масляный фильтр2018
Подшипник передн./задн. ступицы76+21/33
Амортизатор передн./задн.62/72179/209
Сцепление, комплект, ЗМЗ-406296610
Помпа157
Радиатор445
Рычаг верхн./ниж.141/152
Шкворни (комплект)88
Шаровые опоры верхн./ниж.43/44
Генератор357
Стартер342
Шестерни ГРМ71
Гидрокомпенсатор клапанов3831
Гидронатяжители цепей50
Кольца поршневые142220
Форсунки инжектора108204

 ГАЗ-3110 «Волга»
Общие данные
Тип кузоваседан, «универсал»
Дверей/мест4/5, 5/5, 5/7
Габариты, Д/Ш/В, мм4870/1800/1422
База, мм2800
Масса снаряженная/полная, кг1400/1790, 1540/2016
Объем багажника, л500, 465/1510
Объем бака, л70
Двигатели
Бензиновые 4-цилиндр.:2,5 л 8V (100 л. с.), 2,5 л 8V (90 л. с.),2,3 л 16V карб. (100 л. с.), 2,3 л 16V карб. (110 л. с.), 2,3 л 16V впрыск. (150 л. с.)
Трансмиссия
Тип приводазадний
КП4-ст. механ. или 5-ст. механ.
Ходовая часть
Тормоза передние/задниедиск./бараб.
Подвеска передняя/задняянезав./зав.
Шины195/65 R15
Стоимость в Украине, $от 3,0 тыс. до 7,1 тыс.

Альтернатива

Opel Omega A 1986–1993 г. в.

Широко распространенная иномарка Е-класса, которую хорошо знают мастера СТО в больших и малых городах. Однако этот автомобиль явно изживает себя, что через пару лет грозит обернуться проблемами при ремонтах. Тем не менее его плюсы – комфорт, надежность и доступность содержания. Еще одно достоинство – широкий выбор и бензиновых (в т. ч. карбюраторных), и дизельных моторов. Кузова Omega А скоро потребуют сварочных работ, а хороший бензин и грамотные автослесари им необходимы постоянно.

 Opel Omega A 1986–1993 г. в.
Тип кузова4-дв. седан, 5-дв. универсал
Габариты, Д/Ш/В, мм4768/1760/1480
База, мм2730
Двигатели бензин. 4-цил.:от 1,8 л (82 л. с.) до 2,3 (125 л. с.)
6-цил.:от 2,6 л (150 л. с.) до 3,0 л (204 л. с.)
дизель 4-цил.2,3 л от 73 л. с. до 100 л.с. (турбо)
Стоимость в Украине, $от 2,6 тыс. до 6,0 тыс.

Hyundai Sonata III 1996–1998 г. в.

Как ни странно, карьера этой иномарки схожа с послужным списком «Волги» – большинство моделей начинало свою жизнь с гаражей украинских госучреждений. Агрегаты надежны и долговечны, но при покупке стоит обратить внимание на состояние кузова, поскольку машины эксплуатировались прежде всего на соленых дорогах больших городов. Ходовая обеспечивает комфорт не меньший, чем ГАЗ-3110, но за это приходится платить частыми ремонтами подвески. Ее долговечность сильно зависит от стиля езды владельца и состояния дорог.

 Hyundai Sonata III 1996–1998 г. в.
Тип кузова4-дв. седан
Габариты, Д/Ш/В, мм4700/1770/1410
База, мм2700
Двигатели бензин. 4-цил.:1,8 л (98 л. с.), 2,0 л 8V (95 л. с.), 2,0 л 8V (105 л. с.),
2,0 л 16V (125 л. с.), 2,0 л 16V (139 л. с.)
6-цил.:3,0 л 12V (141 л. с.)
Стоимость в Украине, $от 5,5 тыс. до 7,4 тыс.

Renault 25 1984–1993 г. в.

Практичность владельцы подержанного 25-го ставят на второе место. Изюминка этого комфортабельного автомобиля – французский шарм и неординарный стиль. Как и Sonata, Renault 25 обычно богато оснащен. Кузов отличается высокой коррозионной стойкостью, большинство моторов, ранее безотказных и долговечных, сегодня пребывает в предельно изношенном состоянии. Подвеска не столь прочна, как «волговская», не прощает перегрузок и прыжков по ямам, но в исправном состоянии обеспечивает высокий комфорт.

 Renault 25 1984–1993 г. в.
Тип кузова5-дв. хэтчбек
Габариты, Д/Ш/В, мм4713/1806/1415
База, мм2718
Двигатели бензин.: 4-цил.от 2,0 л (114 л. с.) до 2,0 л (136 л. с.)
6-цил.:от 2,5 л (180 л. с., турбо) до 2,9 л (150 л. с.)
дизель:от 2,1 л (69 л. с.) до 2,1 л (85 л. с., турбо)
Стоимость в Украине, $от 2,8 тыс. до 4,0 тыс.

Игорь Широкун
Фото Андрея Яцуляка

Редакция благодарит компании «АИС», «РосАвто» и «Эссо Автотехникс» за помощь в подготовке материала