Land Rover Freelander, Mitsubishi Pajero Pinin, Suzuki Grand Vitara, Toyota RAV-4: Вывести на чистую воду
Обзор «паркетных» внедорожников.
Именитая «родословная» автомобилей сегодняшнего обзора, а также их внешность внушают уверенность в их вседорожных возможностях. Так ли это на самом деле и какой из них все-таки лучше? |
Для приобретения этих машин нужно располагать суммой от $14 до 29,5 тыс. Большинство автомобилей выпускались практически в одно время. Выбивается из общего ряда только RAV-4, второе поколение которого появилось немного позже остальных конкурентов. Среди машин-одногодок Toyota самая дорогая – в среднем она стоит на $1 тыс. больше, чем «аристократ» Land Rover Freelander. Цена «англичанина» выше, чем Suzuki Grand Vitara, на $700–1000. Наиболее доступный – Mitsubishi Pajero Pinin. Все машины представлены в нескольких модификациях: Freelander и Grand Vitara – 3- и 5-дверными универсалами и кабриолетом, а Pajero Pinin и RAV-4 – 3- и 5-дверными универсалами. В Украине самые распространенные версии с пятью дверями, их мы и сравним.
К коррозионной стойкости этих моделей замечаний нет. Претензии можно предъявить лишь к кузову Pinin – у активных драйверов «сходились» чашки опор передних стоек, из-за чего нарушались углы установки передних колес. Но «ходовики» могут скорректировать дефект.
Внедорожный «диагноз»
Визуально определить настоящий внедорожник очень легко – достаточно заглянуть под днище. Поставить «диагноз» позволяет наличие рамы и неразрезных мостов, так как многие современные внедорожники уже обзавелись интегрированной рамой и независимыми подвесками. Grand Vitara и Pajero Pinin оснащены прочной рамой, способной выдерживать повышенные нагрузки при движении за пределами асфальтовых дорог, и неразрезным задним мостом. А вот Freelander и RAV-4 – модели с несущими кузовами и независимыми подвесками.
В салонах Grand Vitara и Pajero Pinin, кроме привычного рычага КП, есть еще один – управления «раздаткой», задействующий полный привод. Трансмиссия Grand Vitara проще – Part Time 4WD без межосевого дифференциала. Поэтому использовать режим 4х4 допускается только на бездорожье, скользкой или мокрой дороге. В противном случае выйдет из строя дорогостоящая трансмиссия. Для преодоления серьезного бездорожья в «раздатке» предусмотрен пониженный ряд передач, а в качестве опции встречается и самоблокирующийся дифференциал заднего моста.
Характерное отличие Freelander – по-домашнему уютная обивка салона. Отделочные материалы качественны и даже со временем не создают посторонних шумов. | Салон Freelander самый просторный – в нем с комфортом разместятся пять человек. Сзади хватает места как для ног, так и по ширине и высоте. |
Замечания к эргономике Pajero Pinin – его руль не имеет регулировок, а педальный узел сгруппирован очень плотно. | По габаритам Pajero Pinin уступает своим конкурентам. Его салон получился наименее вместительным, и трем пассажирам на заднем сиденье будет тесновато. |
У Grand Vitara сиденья разнесены близко к дверям. Если они закрыты, отрегулировать угол наклона спинки или высоту подушки кресла не удастся. | Замечание к Grand Vitara: маленький запас места от подушки заднего дивана до спинок передних кресел – как и у менее крупного Pajero Pinin. |
Качество шумоизоляции салона RAV-4 недостаточно хорошее (на высоких оборотах звук двигателя проникает в салон). На неровностях часто «ворчит» полочка багажного отделения. | Наибольший запас места на галерке в RAV-4 – он единственный из всех участников обзора снабжен сдвигающимися на салазках назад/вперед на 15 см задними сиденьями. |
Pajero Pinin бывает с двумя типами трансмиссий, обе оснащены межосевым «дифом», позволяющим постоянно ездить на полном приводе. Super Select 4 (SS4) – уменьшенная копия трансмиссии Pajero с четырьмя режимами работы: от движения на заднем приводе до езды с жестко заблокированным приводом 4х4 и понижающей передачей. Многие экземпляры оснащены задним дифференциалом повышенного трения Torsen. Более простая Full Time (FT4) имеет только постоянный полный привод и межосевой дифференциал, блокируемый вискомуфтой.
У Freelander – постоянный привод на переднюю ось, а задние колеса подключаются с помощью вискомуфты при пробуксовке передка. Роль межколесных блокировок выполняет электроника, подтормаживающая буксующие колеса.
У RAV-4 полный привод – постоянный. Его трансмиссия снабжена межосевым дифференциалом, блокируемым электронно управляемой муфтой. В нормальных условиях движения крутящий момент распределяется по осям 50:50, а при проскальзывании одной из них тяга уходит на колеса с лучшим коэффициентом сцепления. Пониженного ряда передач и межколесных блокировок в «рафчике» нет. Задний самоблокирующийся «диф» – опция.
В боевых условиях
Как показывает опыт, лучшей проходимостью отличаются Grand Vitara и Pajero Pinin – благодаря высокой энерговооруженности они способны преодолеть серьезное бездорожье и проехать там, куда Freelander и RAV-4 лучше не соваться. Электронные помощники Land Rover пасуют перед простой и эффективной «механикой» Grand Vitara и Pajero Pinin. Многие драйверы сетуют на недостаточный запас тяги у Freelander, хотя большие хода подвесок этой модели очень пригодятся для штурма препятствий. А вот RAV-4 – типичный «паркетник». Хода подвесок небольшие, и диагональное вывешивание колес происходит рано. Полный привод его больше сориентирован для уверенного движения по скользким или мокрым дорогам.
Проверьте слабые места
Большинство этих моделей в Украине оснащены бензиновыми моторами. Самый распространенный двигатель Freelander – 1,8 л; Pajero Pinin – 1,8 л MPi и 2,0 л GDI (непосредственный впрыск); Grand Vitara – 2,0 и 2,5 л, а RAV-4 – 2,0 л.
Активные драйверы считают, что мотор Freelander объемом 1,8 л слабоват для этой машины, особенно не хватает ему крутящего момента на бездорожье. Мотористам не раз приходилось делать капремонт двигателей (чаще 1,8-литровых) по причине перегрева. Слабое место всех моторов Pajero Pinin – гидрокомпенсаторы ГРМ. При условии применения хорошего масла их ресурс – 150 тыс. км.
В 2,0- и 2,5-литровых агрегатах Grand Vitara после пробега в 100–150 тыс. км наблюдались случаи поломок гидронатяжителей и растяжение цепи ГРМ. На двигателе 2,0 л может подтекать охлаждающая жидкость из-под водопомпы, а в 2,5-литровом моторе теряет герметичность задний сальник коленвала (если масло у верхней метки щупа). В большинстве агрегатов Grand Vitara применяются гидрокомпенсаторы. Исключение составляет лишь мотор объемом 1,6 л, в котором зазоры клапанов нужно регулировать каждые 60 тыс. км.
Агрегаты RAV-4 отличаются наивысшей литровой мощностью. Все бензиновые двигатели чувствительны к качеству топлива, что отражается на динамике и работе на холостом ходу. Плохое топливо также быстро «убивает» дорогостоящие (1 шт. – около 130 грн.) свечи с платиновыми наконечниками электродов (применение обычных свечей не предусмотрено). При пробеге в 60 тыс. км иногда обрывался ремень привода навесного оборудования. В моторах RAV-4 гидрокомпенсаторов нет, но регулировать клапаны приходится редко – каждые 100 тыс. км.
RAV-4 – самый функциональный. Максимальный объем его багажника наибольший – 1365 л, а задние сиденья легко убираются из салона, чего нет больше ни у одного из участников обзора. Аутсайдер по размеру грузового отсека – Grand Vitara – всего 275/828 л. | |
Электронные сюрпризы!
Трансмиссии участников обзора небезупречны. Больше всего неприятностей может доставить Freelander. Шарниры карданного вала служат 80–100 тыс. км, а подшипники подвесной опоры – около 80 тыс. км. Радует, что кардан разборный и указанные детали можно заменить отдельно. Если узел вовремя не перебрать, из-за дисбаланса может оказаться разбитой вискомуфта. Недолговечны цилиндры гидропривода сцепления и ведомый диск. В ЭБУ систем ETC и HDC, повышающих внедорожные возможности машин, бывают сбои, что нарушает работу полного привода. Тогда «мозг» системы приходится «обнулять» на фирменном оборудовании.
Может подвести и блок управления «автоматом» RAV-4, что проявляется в нарушении режимов работы переключения передач. Проблема решается перепрошивкой «мозгов» ли их заменой. Слабое место АКП и МКП – потеря герметичности сальника левой полуоси.
При эксплуатации полноприводного Grand Vitara на твердых покрытиях возникают проблемы с «раздаткой» и фланцами полуосей переднего моста, что сопровождается повышенной шумностью работы в режиме движения 4х4 и течами масла из-под сальников полуосей. АКП более надежные, а вот «механику» приходилось ремонтировать – выходили из строя подшипники.
Меньше всего претензий к трансмиссии Pajero Pinin. Единственное слабое место – датчики положения рычага «раздатки».
Комфорт на любой вкус
Наиболее жесткой подвеской отличаются Grand Vitara и Pajero Pinin. Ходовая RAV-4 в меру жесткая, но она значительно комфортнее, чем у конкурентов. Правда, при проезде больших неровностей подвеска легко пробивается. Самая энергоемкая ходовая у Freelander.
Чаще всего придется обслуживать ходовую «англичанина» – его втулки стабилизатора поперечной устойчивости едва «доживают» до 25–30 тыс. км. У RAV-4 эти детали «ходят» дольше – до 40 тыс. км, а у Pajero Pinin и Grand Vitara – до 50 тыс. км. Шаровые опоры и сайлент-блоки передних рычагов большинства машин служат около 100 тыс. км. У RAV-4 их ресурс – 150–200 тыс. км.
Задняя подвеска RAV-4 проблемная – если регулярно (каждые 40 тыс. км) не смазывать механизмы регулировки развала/схождения колес, со временем эксцентриковые втулки закисают, из-за чего их приходится менять вместе с сайлент-блоками рычагов. Дольше всего служит задок у Freelander и Grand Vitara – около 200 тыс. км, у Pajero Pinin меньше – 100 тыс. км.
Обслуживание передней подвески Freelander, Grand Vitara и Pajero Pinin дороже, так как меняются шаровые опоры вместе с рычагом. Все остальные «расходники» – отдельно. В RAV-4 с передними рычагами поставляются сайлент-блоки, в задней подвеске – продольный рычаг с «резинками», а подшипники – со ступицей.
Что там гудит?
Рулевое Pajero Pinin наиболее «продвинутое» – только в «японце» ГУР изменяет степень усиления в зависимости от скорости движения. Остальные участники обзора оснащены обычными гидроусилителями. Меньше всего (около 60 тыс. км) служат наконечники рулевых тяг «англичанина». На 20 тыс. больше – рулевые тяги Pajero Pinin. А у Grand Vitara и RAV-4 эти детали еще долговечнее – 100 тыс. км. После 150 тыс. км во Freelander может загудеть насос ГУРа.
Самая надежная тормозная система у Pajero Pinin и Grand Vitara. Характерная проблема тормозов RAV-4 – со временем заклинивает механизм привода стояночного тормоза в задних барабанных механизмах. При покупке Freelander важно убедиться в исправности датчиков ABS. Они дороги (до 2500 грн. за штуку), и от них зависит корректная работа не только ABS, но и электроники полного привода.
Для кого они?
По итогам нашего обзора неожиданно равное количество баллов (по 40) набрали Mitsubishi Pajero Pinin и Toyota RAV-4, у Suzuki Grand Vitara – 39 баллов. Аутсайдер – Land Rover Freelander: всего 37 баллов.
Покупать Pajero Pinin и Grand Vitara советуем тем, кому нужен проходимый внедорожник. Toyota RAV-4 – типичный «паркетник», на котором приятно ездить быстро по шоссе, а также можно съехать с асфальта поближе к месту пикника. Freelander – нечто среднее между «паркетником» и внедорожником. Его электронные системы полного привода уступают эффективной механике Pajero Pinin и Grand Vitara.
Land Rover Freelander
Резюме. Рейтинг «Автоцентра» 3
|
|
Mitsubishi Pajero Pinin
Резюме. Рейтинг «Автоцентра» 1
|
|
Suzuki Grand Vitara
Резюме. Рейтинг «Автоцентра» 2
|
|
Toyota RAV-4
Резюме. Рейтинг «Автоцентра» 1
|
|
Цены на новые запчасти, грн*. |
|
Автомобили | Land Rover Freelander | Mitsubishi Pajero Pinin | Suzuki Grand Vitara | Toyota RAV4 |
|