X

Land Rover Freelander, Mitsubishi Pajero Pinin, Suzuki Grand Vitara, Toyota RAV-4: Вывести на чистую воду

Обзор «паркетных» внедорожников.

Обзор «паркетных» внедорожников.

Именитая «родословная» автомобилей сегодняшнего обзора, а также их внешность внушают уверенность в их вседорожных возможностях. Так ли это на самом деле и какой из них все-таки лучше?

Для приобретения этих машин нужно располагать суммой от $14 до 29,5 тыс. Большинство автомобилей выпускались практически в одно время. Выбивается из общего ряда только RAV-4, второе поколение которого появилось немного позже остальных конкурентов. Среди машин-одногодок Toyota самая дорогая – в среднем она стоит на $1 тыс. больше, чем «аристократ» Land Rover Freelander. Цена «англичанина» выше, чем Suzuki Grand Vitara, на $700–1000. Наиболее доступный – Mitsubishi Pajero Pinin. Все машины представлены в нескольких модификациях: Freelander и Grand Vitara – 3- и 5-дверными универсалами и кабриолетом, а Pajero Pinin и RAV-4 – 3- и 5-дверными универсалами. В Украине самые распространенные версии с пятью дверями, их мы и сравним.

К коррозионной стойкости этих моделей замечаний нет. Претензии можно предъявить лишь к кузову Pinin – у активных драйверов «сходились» чашки опор передних стоек, из-за чего нарушались углы установки передних колес. Но «ходовики» могут скорректировать дефект.

Внедорожный «диагноз»

Визуально определить настоящий внедорожник очень легко – достаточно заглянуть под днище. Поставить «диагноз» позволяет наличие рамы и неразрезных мостов, так как многие современные внедорожники уже обзавелись интегрированной рамой и независимыми подвесками. Grand Vitara и Pajero Pinin оснащены прочной рамой, способной выдерживать повышенные нагрузки при движении за пределами асфальтовых дорог, и неразрезным задним мостом. А вот Freelander и RAV-4 – модели с несущими кузовами и независимыми подвесками.

В салонах Grand Vitara и Pajero Pinin, кроме привычного рычага КП, есть еще один – управления «раздаткой», задействующий полный привод. Трансмиссия Grand Vitara проще – Part Time 4WD без межосевого дифференциала. Поэтому использовать режим 4х4 допускается только на бездорожье, скользкой или мокрой дороге. В противном случае выйдет из строя дорогостоящая трансмиссия. Для преодоления серьезного бездорожья в «раздатке» предусмотрен пониженный ряд передач, а в качестве опции встречается и самоблокирующийся дифференциал заднего моста.

Характерное отличие Freelander – по-домашнему уютная обивка салона. Отделочные материалы качественны и даже со временем не создают посторонних шумов.
Салон Freelander самый просторный – в нем с комфортом разместятся пять человек. Сзади хватает места как для ног, так и по ширине и высоте.
Замечания к эргономике Pajero Pinin – его руль не имеет регулировок, а педальный узел сгруппирован очень плотно.
По габаритам Pajero Pinin уступает своим конкурентам. Его салон получился наименее вместительным, и трем пассажирам на заднем сиденье будет тесновато.
У Grand Vitara сиденья разнесены близко к дверям. Если они закрыты, отрегулировать угол наклона спинки или высоту подушки кресла не удастся.
Замечание к Grand Vitara: маленький запас места от подушки заднего дивана до спинок передних кресел – как и у менее крупного Pajero Pinin.

Качество шумоизоляции салона RAV-4 недостаточно хорошее (на высоких оборотах звук двигателя проникает в салон). На неровностях часто «ворчит» полочка багажного отделения.

Наибольший запас места на галерке в RAV-4 – он единственный из всех участников обзора снабжен сдвигающимися на салазках назад/вперед на 15 см задними сиденьями.

Pajero Pinin бывает с двумя типами трансмиссий, обе оснащены межосевым «дифом», позволяющим постоянно ездить на полном приводе. Super Select 4 (SS4) – уменьшенная копия трансмиссии Pajero с четырьмя режимами работы: от движения на заднем приводе до езды с жестко заблокированным приводом 4х4 и понижающей передачей. Многие экземпляры оснащены задним дифференциалом повышенного трения Torsen. Более простая Full Time (FT4) имеет только постоянный полный привод и межосевой дифференциал, блокируемый вискомуфтой.

У Freelander – постоянный привод на переднюю ось, а задние колеса подключаются с помощью вискомуфты при пробуксовке передка. Роль межколесных блокировок выполняет электроника, подтормаживающая буксующие колеса.

У RAV-4 полный привод – постоянный. Его трансмиссия снабжена межосевым дифференциалом, блокируемым электронно управляемой муфтой. В нормальных условиях движения крутящий момент распределяется по осям 50:50, а при проскальзывании одной из них тяга уходит на колеса с лучшим коэффициентом сцепления. Пониженного ряда передач и межколесных блокировок в «рафчике» нет. Задний самоблокирующийся «диф» – опция.

В боевых условиях

Как показывает опыт, лучшей проходимостью отличаются Grand Vitara и Pajero Pinin – благодаря высокой энерговооруженности они способны преодолеть серьезное бездорожье и проехать там, куда Freelander и RAV-4 лучше не соваться. Электронные помощники Land Rover пасуют перед простой и эффективной «механикой» Grand Vitara и Pajero Pinin. Многие драйверы сетуют на недостаточный запас тяги у Freelander, хотя большие хода подвесок этой модели очень пригодятся для штурма препятствий. А вот RAV-4 – типичный «паркетник». Хода подвесок небольшие, и диагональное вывешивание колес происходит рано. Полный привод его больше сориентирован для уверенного движения по скользким или мокрым дорогам.

Проверьте слабые места

Большинство этих моделей в Украине оснащены бензиновыми моторами. Самый распространенный двигатель Freelander – 1,8 л; Pajero Pinin – 1,8 л MPi и 2,0 л GDI (непосредственный впрыск); Grand Vitara – 2,0 и 2,5 л, а RAV-4 – 2,0 л.

Активные драйверы считают, что мотор Freelander объемом 1,8 л слабоват для этой машины, особенно не хватает ему крутящего момента на бездорожье. Мотористам не раз приходилось делать капремонт двигателей (чаще 1,8-литровых) по причине перегрева. Слабое место всех моторов Pajero Pinin – гидрокомпенсаторы ГРМ. При условии применения хорошего масла их ресурс – 150 тыс. км.

В 2,0- и 2,5-литровых агрегатах Grand Vitara после пробега в 100–150 тыс. км наблюдались случаи поломок гидронатяжителей и растяжение цепи ГРМ. На двигателе 2,0 л может подтекать охлаждающая жидкость из-под водопомпы, а в 2,5-литровом моторе теряет герметичность задний сальник коленвала (если масло у верхней метки щупа). В большинстве агрегатов Grand Vitara применяются гидрокомпенсаторы. Исключение составляет лишь мотор объемом 1,6 л, в котором зазоры клапанов нужно регулировать каждые 60 тыс. км.

Агрегаты RAV-4 отличаются наивысшей литровой мощностью. Все бензиновые двигатели чувствительны к качеству топлива, что отражается на динамике и работе на холостом ходу. Плохое топливо также быстро «убивает» дорогостоящие (1 шт. – около 130 грн.) свечи с платиновыми наконечниками электродов (применение обычных свечей не предусмотрено). При пробеге в 60 тыс. км иногда обрывался ремень привода навесного оборудования. В моторах RAV-4 гидрокомпенсаторов нет, но регулировать клапаны приходится редко – каждые 100 тыс. км.

RAV-4 – самый функциональный. Максимальный объем его багажника наибольший – 1365 л, а задние сиденья легко убираются из салона, чего нет больше ни у одного из участников обзора. Аутсайдер по размеру грузового отсека – Grand Vitara – всего 275/828 л.

Электронные сюрпризы!

Трансмиссии участников обзора небезупречны. Больше всего неприятностей может доставить Freelander. Шарниры карданного вала служат 80–100 тыс. км, а подшипники подвесной опоры – около 80 тыс. км. Радует, что кардан разборный и указанные детали можно заменить отдельно. Если узел вовремя не перебрать, из-за дисбаланса может оказаться разбитой вискомуфта. Недолговечны цилиндры гидропривода сцепления и ведомый диск. В ЭБУ систем ETC и HDC, повышающих внедорожные возможности машин, бывают сбои, что нарушает работу полного привода. Тогда «мозг» системы приходится «обнулять» на фирменном оборудовании.

Может подвести и блок управления «автоматом» RAV-4, что проявляется в нарушении режимов работы переключения передач. Проблема решается перепрошивкой «мозгов» ли их заменой. Слабое место АКП и МКП – потеря герметичности сальника левой полуоси.

При эксплуатации полноприводного Grand Vitara на твердых покрытиях возникают проблемы с «раздаткой» и фланцами полуосей переднего моста, что сопровождается повышенной шумностью работы в режиме движения 4х4 и течами масла из-под сальников полуосей. АКП более надежные, а вот «механику» приходилось ремонтировать – выходили из строя подшипники.

Меньше всего претензий к трансмиссии Pajero Pinin. Единственное слабое место – датчики положения рычага «раздатки».

Комфорт на любой вкус

Наиболее жесткой подвеской отличаются Grand Vitara и Pajero Pinin. Ходовая RAV-4 в меру жесткая, но она значительно комфортнее, чем у конкурентов. Правда, при проезде больших неровностей подвеска легко пробивается. Самая энергоемкая ходовая у Freelander.

Чаще всего придется обслуживать ходовую «англичанина» – его втулки стабилизатора поперечной устойчивости едва «доживают» до 25–30 тыс. км. У RAV-4 эти детали «ходят» дольше – до 40 тыс. км, а у Pajero Pinin и Grand Vitara – до 50 тыс. км. Шаровые опоры и сайлент-блоки передних рычагов большинства машин служат около 100 тыс. км. У RAV-4 их ресурс – 150–200 тыс. км.

Задняя подвеска RAV-4 проблемная – если регулярно (каждые 40 тыс. км) не смазывать механизмы регулировки развала/схождения колес, со временем эксцентриковые втулки закисают, из-за чего их приходится менять вместе с сайлент-блоками рычагов. Дольше всего служит задок у Freelander и Grand Vitara – около 200 тыс. км, у Pajero Pinin меньше – 100 тыс. км.

Обслуживание передней подвески Freelander, Grand Vitara и Pajero Pinin дороже, так как меняются шаровые опоры вместе с рычагом. Все остальные «расходники» – отдельно. В RAV-4 с передними рычагами поставляются сайлент-блоки, в задней подвеске – продольный рычаг с «резинками», а подшипники – со ступицей.

Что там гудит?

Рулевое Pajero Pinin наиболее «продвинутое» – только в «японце» ГУР изменяет степень усиления в зависимости от скорости движения. Остальные участники обзора оснащены обычными гидроусилителями. Меньше всего (около 60 тыс. км) служат наконечники рулевых тяг «англичанина». На 20 тыс. больше – рулевые тяги Pajero Pinin. А у Grand Vitara и RAV-4 эти детали еще долговечнее – 100 тыс. км. После 150 тыс. км во Freelander может загудеть насос ГУРа.

Самая надежная тормозная система у Pajero Pinin и Grand Vitara. Характерная проблема тормозов RAV-4 – со временем заклинивает механизм привода стояночного тормоза в задних барабанных механизмах. При покупке Freelander важно убедиться в исправности датчиков ABS. Они дороги (до 2500 грн. за штуку), и от них зависит корректная работа не только ABS, но и электроники полного привода.

Для кого они?

По итогам нашего обзора неожиданно равное количество баллов (по 40) набрали Mitsubishi Pajero Pinin и Toyota RAV-4, у Suzuki Grand Vitara – 39 баллов. Аутсайдер – Land Rover Freelander: всего 37 баллов.

Покупать Pajero Pinin и Grand Vitara советуем тем, кому нужен проходимый внедорожник. Toyota RAV-4 – типичный «паркетник», на котором приятно ездить быстро по шоссе, а также можно съехать с асфальта поближе к месту пикника. Freelander – нечто среднее между «паркетником» и внедорожником. Его электронные системы полного привода уступают эффективной механике Pajero Pinin и Grand Vitara.

Land Rover Freelander

Резюме. Рейтинг «Автоцентра» 3

Имидж неординарного автомобиля
Наиболее просторный салон
Вместительный багажник
Энергоемкая подвеска
Слабо развитая сеть дилерских СТО
Склонность двигателей к перегреву
Сбои в работе полного привода из-за проблем с ЭБУ и датчиками ABS
Недолговечность гидропривода сцепления, рулевых наконечников, насоса ГУР
Изношенные детали кардана могут привести к поломке вискомуфты

Mitsubishi Pajero Pinin


Резюме. Рейтинг «Автоцентра» 1

Наиболее доступная рыночная стоимость
Рамная конструкция кузова
Высокая энерговооруженность и проходимость
Информативное рулевое
Смещение чашек опор передних стоек
Наименее просторный салон
Недолговечность гидрокомпенсаторов клапанных зазоров
Могут отказать датчики положения рычага «раздатки»
Жесткая подвеска

Suzuki Grand Vitara

Резюме. Рейтинг «Автоцентра» 2

Высокая проходимость
Рамная конструкция кузова
Неприхотливая и долговечная задняя подвеска
Наименьший багажник
Небольшой запас места сзади
Невысокая долговечность гидронатяжителей и цепи ГРМ
Возможны проблемы с МКП
Жесткая «ходовая»

Toyota RAV-4

Резюме. Рейтинг «Автоцентра» 1

Удачная трансформация задних сидений
Наибольший грузовой отсек
Высокая литровая мощность двигателей
Долговечная подвеска
Самая высокая рыночная стоимость
Бензиновые агрегаты чувствительны к качеству топлива
Проблемы с ЭБУ «автоматом»
Со временем теряет герметичность сальник левой полуоси
Закисают втулки регулировки задних колес и механизм стояночного тормоза

 Цены на новые запчасти, грн*.
 
Land Rover Freelander
Mitsubishi Pajero Pinin
Suzuki Grand Vitara
Toyota RAV­4
Передн. торм. колодки
548
295
478
507
Задн. торм. колодки
570 (бараб.)
293 (диск.)
387 (бараб.)
323 (диск.)
Воздушный фильтр
135
67
186
106
Топливный фильтр
172
166
124
243
Масляный фильтр
77
55
62
49
Амортизатор (передн./задн.)
2631/1046
643/610
1102/437
1014/400
Сцепление (комплект)
2532
2253
2222
2110
* Цены предоставлены компанией «Автотехникс»

 Автомобили
Land Rover Freelander
Mitsubishi Pajero Pinin
Suzuki Grand Vitara
Toyota RAV­4
Технические характеристики*
Тип кузова
универсал
универсал
универсал
универсал
Дверей/мест
5/5
5/5
5/5
5/5
Габариты, Д/Ш/В, мм
4445/1805/1710
4035/1695/1740
4195/1780/1740
4245/1785/1670
База, мм
2555
2450
2480
2490
Дорожный просвет, мм
185
200
200
200
Масса снаряженная/полная, кг
1425/2040
1390/1890
1405/1950
1320/1770
Объем багажника, л
540/1320
358/1138
275/828
400/1365
Объем бака, л
64
53
66
58
Двигатели
Бензиновые 4­цилиндр.:
1,8 л 16V (117 л. с.), 1,8 л 16V (120 л. с.)
1,8 л 16V (114 л. с.), 1,8 л 16V (120 л. с.), 1,8 л 16V Turbo (136 л. с.), 2,0 л 16V (129 л. с.)
1,6 л 16V (94 л. с.), 2,0 л 16V (128 л. с.)
1,8 л 16V (125 л. с.), 2,0 л 16V (150 л. с.), 2,4 л 16V (163 л. с.)
6­цилиндр.:
2,5 л 24V (177 л. с.)
нет
2,5 л 24V (158 л. с.)
нет
Дизельн.: 4­цилиндр.:
2,0 л Turbo (98 л. с.), 2,0 л Turbo Common Rail (112 л. с.)
1,9 л Turbo (90 л. с.)
2,0 л (87 л. с.), 2,0 л Turbo Common Rail (109 л. с.)
2,0 л 16V Turbo Common Rail (116 л. с.)
Трансмиссия
Тип привода
автоматически подключаемый полный
подключаемый или постоянный полный
задний, подключаемый полный
постоянный полный
КП
5­ст. мех. или 4­ст. авт.
5­ст. мех. ­ или 4­ст. авт.
5­ст. мех. или 4­ст. авт.
5­ст. мех. или 4­ст. авт.
Ходовая часть
Тормоза передние/задние
диск. вент./бараб., или диск. вент./диск.
диск. вент./бараб. или диск. вент./диск.
диск. вент./бараб.
диск. вент./бараб. или диск. вент./диск.
Подвеска передняя/задняя
незав./ незав.
незав./зав.
незав./зав.
незав./незав.
Шины
195/R15, 215/65 R16, 225/55 R17
215/65 R16, 215/70 R16
215/65 R16, 235/60 R16
215/70 R16, 235/60 R16
Рейтинг «Автоцентра». Оценки участников обзора**
Кузов/Багажник (коррозионная стойкость и др., функциональность, объем)
5/4
4/3
5/2
5/5
Салон (обзорность, комфорт, вместительность, удобство)
5
2
3
4
Двигатели/КП (надежность, неприхотливость, выбор, стоимость обслуживания)
3/2
4/5
3/3
4/4
Подвеска/Рулевое/Тормоза (долговечность, беспроблем­ность, стоимость обслуживания)
4/3/4
3/5/5
4/4/5
5/4/4
Внедорожный арсенал/Проходимость (блокировки диф., понижен. передачи, клиренс)
3/4
4/5
5/5
2/3
Всего баллов
37
40
39
40
* Приведены данные наиболее распространенных версий с 5­дверным кузовом универсал
** Максимальная оценка по каждой категории – 5 баллов

Юлий Максимчук
Фото Андрея Яцуляка и Сергея Кузьмича

Редакция благодарит СТО Rover Club, «Виннер Автомотив», Торговый дом «Нико», «Mazda Auto International», СП «Автосаммит ЛТД» за помощь в подготовке материала